Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорные и гностические расстройства кожно-кинестетического анализатора 3 страница




Структурная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих — реальное пространство окружающей среды, аналогичное ему, но представление о пространстве во внутреннем плане (субъективное пространство, ограниченное отражательными возможностями, «щелочками» анализаторных систем), и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об отражении упо-

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

рядоченности пространства и его компонентов в понятийно-знаковой и символьной форме, исторически выработанной человечеством для обобщения представлений о мире с целью передачи их другим людям и мыслительных операций с абстракциями (больше-меньше, бесконечность, право-лево и т. п.). Ярким и наиболее распространенным примером последнего является семантическое пространство. Формирование квазипространства — существеннейший компонент и результат обучения.

Пространственный фактор является продуктом работы ассоциативной теменной, особенно нижнетеменной области мозга, занимающей промежуточное положение между церебральными отделами, обеспечивающими наиболее высокий уровень переработки информации зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической модальностей (зона перекрытия). Кроме того, полноценная реализация этого фактора требует привлечения вестибулярной информации, выполняющей функцию своеобразной дополнительной системы координат, привязанной к гравитационному полю.

Кинетический фактор — связан с работой премоторных отделов мозга и обеспечением такой составляющей психической деятельности, как возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий — цепи последовательно сменяющих друг друга шагов. В реальной жизни к таким действиям относятся разнообразные двигательные акты, осуществляемые в форме кинетических (мелодических) схем. При нарушениях данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности у детей элементы движений выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Особенно ярко эти черты обнаруживаются в моторном обеспечении письма и рисования.

В более выраженных случаях недостаточности кинетического фактора могут возникать своеобразные застревания на каком-то фрагменте движения, приводящие к его неоднократным повторениям. В письме это проявляется в неконтролируемых повторах букв и их частей, особенно в тех случаях, когда буквы содержат сходные по написанию элементы. В графических действиях каждая линия вырисовывается отдельно или воспроизводится многократно в виде штрихов. Становится невозможным остановить ранее начатое движение.

Все отмеченные аномальные механизмы относятся и к речевой моторике, поскольку она требует плавной смены артикуляции и перехода от слова к слову при построении высказывания: пропускаются согласные в тех словах, где они сочетаются («страшный-срашный»), а также появляется телеграфный стиль с преимущественным употреблением существительных в именительном падеже или глаголов в неопределенной форме. Предполагается, что такие особенности речи могут быть связаны не только с ее внешней, собственно моторной составляющей, но и с последовательным развертыванием смысловой схемы высказывания, представленной во внутреннем плане. Динамика мыслительного процесса также теряет свою плавность. Это может проявляться в замедленности понимания арифметических задач, в необходимости многократного прочитывания условий, в счетных операциях, которые плохо авто-

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

матизируются. Слабость кинетического фактора обнаруживается и при решении логических задач, в которых необходим переход к новому алгоритму решения.

Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности. В произвольную регуляцию деятельности включаются:

□ постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами;

□ планирование (или программирование) путей достижения цели с выбором оптимальных способов действий и определения их последовательности;

□ контроль за исполнением выбранной из уже имеющихся в индивидуальном опыте или создаваемой в данной момент программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения (это требует постоянного сличения цели с промежуточными результатами, а также отказа от возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций).

Этот фактор связан с работой лобных отделов мозга. Их анатомическая и функциональная готовность начинает оформляться к 7 годам, что отражает способность соответствующих нейронных ансамблей в первые годы жизни динамически адаптироваться к вероятностным характеристикам среды и ку-мулировать эту информацию на уровне индивидуального опыта. В норме в регуляции поведения ребенка самым слабым звеном является контроль, что проявляется в недоведении действия до конечного результата, соскальзывании на побочные действия или ассоциации либо в отсутствии проверки после окончания задания.

С другой стороны, многочисленные данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции ВПФ связан не только с лобными долями, но и с работой левого «реченесущего» полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный — с работой правого полушария. Таким образом, смысловая ось фактора произвольности-непроизвольности проходит через мозг как бы диагонально — от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области.

Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний — имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника происхождения. С одной стороны, он ориентирован на речевую систему, обеспечивающую возможность вербального отчета о собственных психических процессах, в том числе и самому себе, и в этом аспекте морфологической базой этого его звена являются речевые зоны левого полушария. С другой стороны, поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются анозогнозиеи — тенденцией отрицать у себя наличие того или иного дефекта либо возникновением феномена игнорирования — неосознаваемостью левой половины тела (руки, ноги), левой части зрительного или слухового пространства.

Осознанность и произвольность являются взаимодополняющими и неразрывными характеристиками целостной, собственно человеческой деятельности и поведения. Поэтому данные факторы в принципе не могут рассматри-

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

ваться один без другого, что предполагает учет этого обстоятельства и при анализе реализующих их мозговых структур.

Нарушения сознания и осознания возникают не только в результате поражения корковых структур, но и становятся следствием патологических изменений глубоких участков мозга.

Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ. Сам факт жизни во временном пространстве объективно обусловливает последовательное получение информации тем или другим анализатором. Отражаемая реальность становится доступной для восприятия только в случае ее дискретного (по частям) предъявления, что наиболее ярко проявляется в восприятии речи — звуков, слов и фраз. Аналогичная закономерность реализуется и в самостоятельном высказывании, равно как и в некоторых аспектах понятийного мышления, где последовательно воспроизводится пошаговый механизм восхождения от простых конкретных понятий к категориям высокого уровня обобщенности. Двигательные навыки также реализуются во времени при поэтапном выполнении. Этот принцип обработки и реализации информации более представлен в левом полушарии. Если же рассматривать сукцессивность организации ВПФ под углом зрения программной обусловленности, то есть как последовательность, подчиняющуюся закономерности, то акцент морфологической привязанности этого фактора смещается в сторону лобных долей.

Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ. Это вторая сторона принципа работы перцептивных и гностических функциональных систем. Синхронное поступление информации по многим каналам сразу позволяет осуществлять целостную и одновременную ее обработку. К примерам такого рода можно отнести узнавание знакомых или ожидаемых объектов (например, лиц), припоминание сложных образов, узнавание времени на часах, ориентировку в знакомой местности, то есть все случаи наглядного синтеза. В интеллектуальной деятельности приходится встречаться с феноменами редко осознаваемого одномоментного решения задач без выполнения промежуточных действий. Фактор симультанности более представлен деятельностью правого полушария.

Сукцессивность и симультанность тесно связаны между собой по принципу «часть и целое», причем целое не является результатом механического соединения частей, а часть имеет смысл только в контексте целого. Например, восприятие речи происходит сукцессивно, а ее понимание — симультанно. В онтогенезе сукцессивность, симультанность и их взаимодействие формируются постепенно, несинхронно и имеют большие индивидуальные различия.

Последние четыре фактора, относясь к числу так называемых «полушар-ных», по своему характеру принадлежат к числу интегративных, характеризующих в основном работу целого полушария, связанную с особенностями стратегии переработки поступающей в мозг информации. Функция взаимодополнительности этих стратегий исполняется через мозолистое тело.

Фактор межполушарного взаимодействия — это обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы. Морфологически он привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга, важ-

х4;

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

нейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма. Операции по перерезке мозолистого тела и исследования больных с поражениями различных его отделов показали, что у людей с «расщепленным мозгом» возникает особый синдром, включающий ряд симптомов, меняющихся на разных стадиях послеоперационного периода. Их содержание иллюстрирует ненормальное раздельное функционирование двух полушарий. В частности, прооперированный не может перенести навыки, выработанные на одной половине тела, на другую, связать образ предмета, обрабатываемый правым полушарием, с его вербальным обозначением, формирующимся в левом, и т. д.

Частичные повреждения мозолистого тела в его передних, средних и задних отделах приводят к различным вариантам частных расстройств отношений тех функциональных зон, которые эти отделы комиссуральных волокон связывают между собой. Нарушения взаимодействия полушарий в клинике локальных поражений головного мозга могут выражаться и в виде патологической реципрокности полушарий, угнетения одного полушария другим.

Общемозговой фактор — связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, ликво-рообращением, гуморальными влияниями, биохимическими процессами и др. Синдромы, возникающие при поражениях данного фактора, достаточно разнообразны и часто приводят к изменению большинства психических процессов и состояний.

Фактор работы глубоких подкорковых структур — изучен недостаточно, но проявляется как составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции лимбической системы, таламуса и прилежащих к нему областей. Существенный вклад в разработку этого фактора внесен исследованиями Н. П. Бехтеревой и ее школой.

Представленные факторы не составляют исчерпывающего списка всех содержательных проекций работы мозга на психическую жизнь, поскольку многообразие симптомов и их комбинаций, а также вариаций физиологической работы здорового мозга предполагают и многообразие способов их обобщения. Существеннейшим обстоятельством для любого представления о конкретном нейропсихологическом факторе является поиск его места в логике последовательного анализа всех внешне наблюдаемых проявлений (от субъективно улавливаемых до объективно методически или аппаратурно зафиксированных) с целью адекватной оценки как состояния психики больного человека, так и объема, локализации и качественных сторон поражения его мозга.

3.8. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ВПФ

Согласно формальному определению, причина — это то явление, обусловливающее некоторое другое явление — следствие. В самом общем случае в качестве явления-причины болезни рассматривается взаимодействие двух

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

факторов, один из которых — это сам человек, представленный различными структурно-функциональными уровнями и системами своей организации, а в качестве следствия — результат этого взаимодействия. Развитие болезни — это целая цепь сменяющих друг друга причинно-следственных отношений. Понимание этого процесса еще более осложняется тем, что, будучи уже реализованной, следствие само становится причиной более поздних изменений. Фактически, при изучении обнаруживающихся расстройств приходится иметь дело не с «цепью» (первичными, вторичными, третичными симптомами), а с «сетью» причинно-следственных связей.

Каждое причинно-следственное отношение осуществляется в определенных условиях. Под условиями в пато- и нейропсихологии в узком значении следует понимать те факторы, которые сами по себе, взятые в отдельности, не в состоянии привести к каким-то значимым результатам, но без наличия которых и следствие, как правило, возникнуть не может. В силу этого условия начинают определять степень патогенности причины или степень риска, которому подвергается человек, находящийся под воздействием неблагоприятного фактора. Условия могут трактоваться и расширительно — как обстоятельства, сопутствующие или накладывающие отпечаток на протекание какого-то негативного процесса (а не только его возникновения). При наличии мощного причинного фактора болезнь может развиться и без участия некоторых из условий ее возникновения.

Причиной болезни можно считать только такой фактор, без которого возникновение и развитие именно данного расстройства невозможно. В клинике причину традиционно отождествляют с одной из сторон объективной реальности — внешним и внутренним, предполагая, что «внутреннее» — это сам организм, состояние его органов и систем, а «внешнее» — непрерывно меняющиеся факторы окружающей среды. При этом считается, что внешняя причина опосредуется внутренними условиями или, наоборот, внутренняя причина действует в неразрывной связи с внешними. В подавляющем большинстве случаев патология как результат возникает под причинным воздействием многих или нескольких факторов, лишь часть из которых очевидна для внешнего наблюдателя (психолога, врача, эксперта).

Спецификой причинности расстройств ВИД является то, что они могут вызываться не только материальными (физическими и биологическими) факторами, но также и являться следствием информационных воздействий, меняющих деятельность ЦНС через смысл и значение получаемых вербальных или перцептивных стимулов.

Следуя традиции, целесообразно выделять органические и функциональные причины, приводящие к нарушению высших психических функций у детей и взрослых. В кратком изложении подобная классификация выглядит следующим образом (Т. Г. Визель).

Органические причины у детей:

G Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные заболевания и др.).

□ Хромосомные мутации.

 

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

□ Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (токсикозы, травмы, тяжелые заболевания матери, ее пребывание во вредных экологических или профессиональных условиях).

□ Патологическое течение родов (родовые травмы, асфиксия и др.).

□ Постнатальные повреждения мозга (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцессы мозга, травмы черепа).

Органические причины у взрослых:

□ Последствия мозговых инсультов (ишемии и геморрагии).

□ Последствия черепно-мозговых травм.

□ Опухоли мозга и последствия хирургических вмешательств по поводу их удаления.

Функциональные причины у детей:

□ Неблагоприятные условия жизни (насыщенность неврогенными и стрес-согенными событиями, неправильное воспитание).

□ Нестандартные взаимоотношения между полушариями мозга (замедленная или ускоренная левополушарная латерализация).

Функциональные причины у взрослых:

□ Стрессогенная или неврогенная среда.

□ Шоковые состояния разной этиологии (причинности).

3.9. СПЕЦИФИКА ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ МОЗГА У ДЕТЕЙ

Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. Работами многочисленных авторов, и в том числе Э. Г. Симерницкои, было показано, что нарушения и восстановление церебральных функций в детском возрасте имеют определенную специфику и закономерности. А. Н. Корнев, который обобщил накопленные в этом направлении наблюдения, определяет их следующим образом.

У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико-психо-логические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики.

Возникшие нарушения психической деятельности обычно в сравнительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наибольшей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например при че-

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

репно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются значительно слабее.

Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависит от места повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных — существенно слабее. В последних случаях клиническая картина близка той, которая наблюдается у взрослых.

При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).

Степень атипичности протекания синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором — наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов. Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Какие категории объясняют отношения между физиологическими и психическими процессами?

2. Что для человека является высшим аспектом информационных отношений?

3. Откуда черпается энергетический компонент психической активности?

4. В чем суть культурно-исторической концепции Л. С. Выготского?

5. Что такое принцип сигнификации?

6. Что такое зона ближайшего развития по Л. С. Выготскому?

7. Какая категория в качестве ключевой используется П. К. Анохиным для объяснения принципа работы биологических систем и мозга?

8. Какие потоки информации обрабатываются на стадии афферентного синтеза?

9. Что обусловливает увязывание мозговых функций в динамическую систему?

10. Как называется психофизиологический механизм предвосхищения результатов?

11. Что такое гетерохронность?

12. Чем определяются сенситивные периоды в развитии функции?

13. Как проявляется гетерохронность в этапах становления межполушарной асимметрии?

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

14. В чем заключается принцип системной динамической локализации функций?

15. С какими фило- и онтогенетическими особенностями в организации деятельности мозга связаны жесткость и пластичность в работе его функциональных систем?

16. Опишите суть противоречий в теоретических обоснованиях локализа-ционистов и эквипотенциалистов.

17. Сколько структурно-функциональных блоков мозга предусматривается концепцией А. Р. Лурия?

18. Какие анатомические структуры входят в энергетический блок мозга?

19. За какие проецируемые на психику функции ответственен энергетический блок мозга?

20. Каково направление и качество влияний на психику ретикулярной формации?

21. Какие анализаторные системы составляют функциональную базу второго мозгового блока?

22. В чем разница итогов работы первичных, вторичных и третичных полей блока приема, переработки и хранения информации?

23. Какая зона мозга второго блока реализует наиболее сложные интегра-тивные функции?

24. Каким законам подчиняется работа второго блока мозга?

25. Какая часть мозга осуществляет функцию программирования, регуляции и контроля поведения?

26. Через какое поле осуществляется выход двигательных импульсов на периферию?

27. Что такое нейропсихологический фактор?

28. В чем разница между первичными и вторичными расстройствами ЦНС?

29. Какие обстоятельства должны быть учтены при оценке развития мозговых расстройств у детей?

30. Какие условия могут приводить к ослаблению модально-неспецифического фактора?

31. В каких психологических феноменах проявляется слабость модально-неспецифического фактора?

32. Работой каких зон обусловливается модально-специфический фактор?

33. На базе какого фактора у ребенка формируется представление о собственном теле?

34. На каких уровнях отражения внешней среды обеспечивается оценка пространства?

35. Какие зоны мозга несут ответственность за реализацию пространственного фактора?

36. Признаками дефекта реализации какого фактора можно считать прерывистость двигательных циклов и бесконтрольность их повторения?

37. Из каких компонентов складывается произвольный психический акт?

38. Какие отделы мозга включены в реализацию произвольных психических и поведенческих актов?

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

39. В чем заключается противоречивость полушарной роли осознанности психических функций и состояний?

40. С каким полушарием больше связан сукцессивный способ обработки информации?

41. Приведите примеры симультанного способа обработки информации.

42. Последствия какой операции наиболее ярко иллюстрируют смысл фактора межполушарного взаимодействия?

43. Какие сомато-физиологические системы реализуют работу общемозгового фактора?

44. Каковы осовные причины нарушений ВПФ?

45. В чем особенности протекания очаговых поражений мозга у детей?

46. Что такое отставленный эффект?

Основные литературные источники

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.400 с.

2. Бехтерева Н. П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науках о мозге человека. СПб.: Нотабене, 1997. 67 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.

4. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

5. ВеккерЛ. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.685 с.

6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: ACT; Астрель: Транзиткнига, 2005. 384 с.

7. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.500 с.

8. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 124 с.

9. Коренев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.

11. ЛурияА. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.480 с.

12. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 168 с.

13. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с.

14. Ранняя диагностика психических заболеваний / Под ред. В. М. Блейхера, Г. Л. Ворон-кова, Вл. Иванова. Киев: Здоров'я, 1989. 288 с.

15. Сандомирский М. Е., БелогородскийЛ. С, ЕникеевД. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Башкирский Гос. мед. ун-т, 1997. С. 44-63.

16. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. 288 с.

18. Хрестоматия по нейропсихологии/Отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие. М.: Российское психологическое общество, 1999. 526 с.

Глава 4

СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

4.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ

Одни из самых распространенных форм нарушений психических функций при локальных поражениях мозга связаны с повреждением различных звеньев анализаторных систем.

Анализатор — это многоклеточный и многоуровневый аппарат, отражающий в виде психических актов ощущения и восприятия физические и химические параметры внешней и внутренней сред организма. Это модально специализированный аппарат получения информации.

В качестве самостоятельных рассматриваются следующие виды анализаторных систем: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вестибулярная, вкусовая, обонятельная и висцеральная (воспринимающая изменения внутренней среды организма).

Формирование всего анализаторного спектра человека в процессе эволюции являлось результатом совершенствования способности отражать в состоянии организма как системы и мозга как управляющего органа этой системы основные, наиболее вероятные качественные и количественные характеристики внешней среды, значимые для поддержания внутреннего динамического равновесия. При этом самой общей характеристикой, проецируемой на любую модальность воздействующего раздражителя, является дифференци-ровка пространственных и временных свойств окружающих объектов.

Каждый анализатор имеет периферическую часть — рецептор, проводящую систему и центральное корковое представительство в больших полушариях. Спектр сенсорных рецепторов достаточно широк, что предопределяет использование нескольких принципов, с помощью которых возможна их классификация: на основе структурно-функциональной организации, в зависимости от вида воспринимаемого раздражителя, по психофизиологической нагрузке, по степени специфичности и др. Наиболее простой формой классификации

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

является та, при которой рецепторы подразделяются в соответствии с расположением воздействующего на них источника информации — экстерорецеп-торы (дистантные и контактные, ориентированные на внешнюю среду) и ин-терорецепторы (преимущественно обслуживающие внутренние органы), в качестве подкласса которых можно рассматривать проприорецепторы (расположенные в мышцах, суставах и сухожилиях). Последние часто квалифицируются как самостоятельный вид рецепции.

Проводящие системы анализаторов состоят из проекционных, по специализации афферентных волокон, имеющих различные скорости проведения импульса и различный ход внутри организма и церебральных структур. Общим для большинства проводящих путей анализаторов является то, что они, как уже указывалось, перед попаданием в ядерные зоны коры отдают колла-терали ретикулярной формации и взаимодействуют с ней, а также проходят через таламус. Корковым представительством анализаторов являются первичные и вторичные поля, преимущественно расположенные в затылочных, постцентральных и височных отделах второго блока мозга. Первые попытки гистологически и функционально описать их работу относятся к 1905 г. и принадлежат австралийскому ученому А. Кэмпбеллу [Alfred Walter Campbell].

Помимо структурной схожести, все анализаторные системы и функционируют на основе общих принципов:

□ анализа информации с помощью нейронов-детекторов, специализирующихся на формировании возбуждения, вызываемого вполне определенным физическим или химическим раздражителем;

□ параллельной многоканальной переработки информации, которая может осуществляться благодаря по крайней мере трем формам повышения надежности восприятия: а) тиражированию раздражения многочисленными рецепторами одного анализатора; б) дублированием воспринимаемого объекта парными анализаторами; в) совместной работой нескольких анализаторных систем;

□ селекции информации в промежутке от рецептора до проекционного поля с целью предотвращения ее избыточности (с приоритетом новизны и изменчивости);

□ последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню — от элементарных различительных способностей периферического рецептора до интегративной деятельности всех ассоциативных зон коры головного мозга;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.