Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие характеристики психодиагностических методик




Классификация методов психодиагностики

 

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4) по психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные. Испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо дейст­вие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические мето­ды по следующим основаниям:
1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2) по назначению:
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
тесты профессиональной пригодности;
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
тесты достижений;
3) по материалу, которым оперирует испытуемый:
бланковые;
предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5) по форме ответа: устные и письменные;
6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1) по характеристике того методического принципа, который по­ло­жен в основу данного приема:
объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
стандартизованные самоотчеты:
тесты-опросники, открытые опросники;
шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
индивидуально-ориентированные техники (идеографичес­кие) типа ролевых репертуарных решеток;
проективные техники;
диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психо­диагно­стики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые - большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ тесты многие опросники шкальные техники ДИАЛОГИЧЕСКИЕ беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

13. Организация и проведение психодиагностического обследования

Деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы:
1. Предварительная подготовка.
- Различение клиента и заказчика. Функциональность должности «психолог».
- Формулирование цели исследования. Сложности формулирования у заказчика.
- (Заключение трудового соглашения).
- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. Отсутствие шумов, музыки, посторонних.
- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.
- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.
- Мотивация может быть разной, основная цель - заинтересовать ис-пытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.
- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).
- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброжелательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы, или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору.
3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).
4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.
5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.

5.2. Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л. С. Выготский выделял три уровня диагноза:
1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, но основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3. Высший уровень - типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечается путь развития». Л. С. Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Также выделяют два типа диагноза:
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает:
1) Изучение общего уровня психического развития человека;
2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;
3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;
4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;
5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту.
Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:
- Что происходит?
- Чем это вызвано?
- Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию. Объяснить почему?

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:
- сообщать информацию, а не оценивать ее;
- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:
- не формируй ненужных ожиданий;
- говори с человеком на его языке;
- не утверждай того, в чем не уверен;
- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно;
- не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников). Принципы (по А. Анастази):
1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.
2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.
3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.
4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.
5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения подхода.
6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.