КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение личности в возрастном плане
Изучение личности в возрастном плане определяется теми обстоятельствами, что ее структура складывается постепенно, входящие в нее составляющие в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующее выполнение им деятельности, реализацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле представление о себе есть разновидность индивидуально осуществляющегося предсказания, которое прямо влияет на зону ближайшего развития ребенка. Получить представление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьного психолога. Наиболее корректный ответ на эти вопросы может быть получен на основе личностного тестирования дошкольника и школьника. Почти все типы существующих тестов, разработанных для подростков и взрослых, имеют свои аналоги и для детей младших возрастных групп. Эти детские варианты тестов активно используются в образовательной практике многих стран. Тесты умственных способностей, личностные тесты и опросники — это те методики, которыми обычно пользуются консультанты по вопросам образования и школьные психологи во многих странах. Готовность ребенка к обучению в школе означает, в сущности, не только владение им определенными знаниями и умениями, но и наличие у него способностей к обучению, познавательной мотивации и ряда других поведенческих и личностных характеристик, необходимых для освоения школьной программы. У детей дошкольного и младшего школьного возраста диагностическими методами удается выявить различные виды мотивов. Их условно можно объединить в две категории: 1.
С помощью этой методики осуществляется диагностика эмоционально-личностного отношения к себе детей 5-9 лет (Прихожан А. — М., 1995). Для проведения методики ребенку даются цветные карандаши, бумага и ластик. Взрослый читает инструкции к каждому выполняемому ребенком рисунку. Темы выполняемых рисунков следующие: «Хороший мальчик/девочка» (в зависимости от пола обследуемого ребенка); «Плохой мальчик/девочка», «Я». Важное значение имеют такие особенности рисунка, как наличие всех основных деталей, степень украшенности «автопортрета», статичность или динамичность изображенного, дополнительные детали, размер изображенных фигур и частей, размещение рисунка на листе бумаги, поправки, перечеркивания, процесс рисования, спонтанные высказывания и т. п. Окончательный вывод об особенностях эмоционально-личностного отношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунков и данных бесед. Эта рисуночная проба применяется для изучения представлений ребенка о себе через представление о своем физическом «Я». Представление о себе, самооценка ребенка изучается также при помощи рисунка несуществующего животного. Информативными формальными признаками рисунка здесь считаются расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, выбор цвета, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение деталей. Содержательные аспекты анализа включают в себя особенности нарисованного объекта, динамичность или статичность фигур, построение объекта, его символика. Для качественного анализа рисунков используются три аспекта оценки: а) детали рисунков; б) их пропорции; в) перспектива рисунков.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |