Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БИЛЕТ №2 2 страница





БИЛЕТ № 15
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «конкуренц­ия», «олигархия­», «менеджмен­т», «маркетинг­», «стимулиру­ющая роль закона стоимости»­.

КОНКУРЕНЦИЯ - экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа.

ОЛИГАРХИЯ политическое и экономическое господство небольшой группы людей, правящих государством и экономикой.

МЕНЕДЖМЕНТ - 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.

МАРКЕТИНГ - обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделения предпочтительных рынков, сегментация и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику. Составной частью маркетинга является реклама. Различают следующие виды маркетинга: дифференцированный, рассчитанный на использования нескольких сегментов рынка; конверсионный, создающий условия для преодоления отрицательного спроса; концентрированный, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках; массовый, применяемый к товарам массового потребления и проч.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ - Ее сущность состоит в том, что закон стоимости побуждает товаропроизводителей экономить затраты труда, как живого, так и овеществленного. Закон стоимости на рынке устанавливает единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. Между тем у каждого товаропроизводителя складываются индивидуальные затраты. (ОНЗТ - ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА (ОНЗТ) - совокупные затраты труда на производство какого-либо товара)


БИЛЕТ № 16
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «простое товарное хозяйство»­, «социалист­ическое товарное хозяйство»­, «капиталис­тическое товарное хозяйство»­, «традицион­ное товарное хозяйство»­, «товарное хозяйство переходног­о типа».

ПРОСТОЕ ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО - Основной объём производства имеет натуральный характер, когда произведенное потребляется самими производителями без обмена. Основная цель обмена - получение дополнительных предметов для непосредственного удовлетворения собственных потребностей. Базируется на общественной (общинной) или частной собственности на средства производства. Применяется либо собственный труд (ремесленник, земледелец), либо подневольный (раб, крепостной). Производство с использованием наёмного труда не является доминирующим.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО - 1. Основой хозяйства является общественная собственность в двух формах: государственной и кооперативной. Соответственно общественное хозяйство во всех его сферах представляют государственные и кооперативные предприятия. Наряду с ними сохраняются личные хозяйства, основанные на личном труде их владельцев и имеющие преимущественно натуральный характер.

 

2. Рабочая сила не является товаром, поскольку ее носители выступают совместными собственниками используемых ими средств производства.

3. Целью производства является непосредственное удовлетворение потребностей членов общества. Вот почему социалистические предприятия занимаются не только производством товарной продукции потребительского, инвестиционного и оборонного назначения, но и обеспечивают стабильную занятость рабочему населению, выплату заработной платы с учетом затрат труда работников, оплачивают отпуска и больничные листы, содержат объекты социального назначения: детские сады, дворцы культуры, спортивные сооружения, базы отдыха и даже жилье.

4. Самостоятельность предприятий ограничена рамками хозяйственного расчета, предполагающего учет затрат предприятия и его сравнение с результатами в целях обеспечения прибыльности производства.

5. Цены подвергаются сознательному регулированию со стороны государства и играют не только экономическую, но и социальную роль.

6. Производимая на предприятиях прибавочная стоимость через налог на прибыль и налог с оборота присваивается государством и используется на нужды всего общества, в том числе расширение производства за счет строительства новых предприятий, содержание науки и системы бесплатного образования, здравоохранения, культуры и отдыха, обеспечение национальной безопасности.

7. Отношения конкуренции в рамках социалистического товарного хозяйства проявляются в форме соревнования, предполагающего возможность оказания помощи соперникам.

8. Товарно-денежные отношения носят ограниченный характер, действие закона стоимости подчинено требованиям закона планомерного развития. Под планомерностью понимается сознательное поддержание пропорций в рамках всего народного хозяйства.

Наличие единого народнохозяйственного плана и органов цент-рализованного управления обусловливает то, что совокупность государственных предприятий, по существу, выступает как единая социально ориентированная корпорация. Тем самым товарно-денежные отношения в рамках государственного сектора экономики оказываются ограниченными.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО - Основной объём производства носит товарный характер, изначально предназначен для обмена. Основная цель обмена — получение прибыли.

Базируется на частной собственности на средства производства. Применяется в основном наёмный труд. Рабочая сила становится товаром.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПЕРЕХОДНОГО ТИПА


БИЛЕТ № 17
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «микроэкон­омика», «макроэкон­омика», «междунаро­дная экономика»­, «мезоэконо­мика», «отрасль экономики»­.

МИКРОЭКОНОМИКА

МАКРОЭКОНОМИКА

МЕЗОЭКОНОМИКА

ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ


БИЛЕТ № 18
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «проблема­ выбора», «редкость»­, «микроэкон­омический анализ», «позитивны­й и нормативны­й анализ», «равновесн­ый подход».
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

РЕДКОСТЬ

МИКРОЭМОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПОЗИТИВНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

РАВНОВЕСНЫЙ ПОДХОД

БИЛЕТ № 19
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «микроэко­номическая­ политика государств­а», «рынок», «тразакцио­нные издержки»,­ «теневая экономика»­, «рецессия»­.


МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - Выделение макроэкономической политики в качестве отдельного направления государственного регулирования связано с именем Дж. М. Кейнса. Он отмечал: «Когда из 10 млн. желающих и способных работать людей занято 9 млн., то у нас нет данных утверждать, что труд этих 9 млн. используется неправильно. Претензии к нынешней системе состоят не в том, что труд этих 9 млн. людей должен использоваться для выполнения других задач, а в том, что нужно найти работу еще одному миллиону человек. Именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Как видим, Кейнс делает акцент на необходимости макроэкономического регулирования, но скептически оценивает целесообразность активного государственного вмешательства в экономику на микроуровне Он считает, что за ценовым механизмом оставляется решение проблемы эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

Экономика работает нестабильно. Комплекс как внешних (стихийные бедствия, международные кризисы), так и внутренних причин, заложенных в экономическом механизме (нестабильные совокупный спрос, деловая активность, неравномерный научно-технический прогресс, неправильная экономическая политика государства и др.) приводят к периодическим спадам и подъемам в экономике. Фактический объем национального производства не всегда совпадает с потенциальным объемом, которого можно достичь при полном использовании производственных ресурсов и, прежде всего, при полной занятости. Экономика, находящаяся на спаде, производит меньше, чем это в принципе возможно, существуют недоиспользуемые ресурсы, наблюдается безработица и снижение доходов населения. «Перегретая» экономика, стремящаяся производить больше возможного, работает в условиях высокой инфляции, которая искажает рыночную информация, выражающуюся через цены, затрудняет долгосрочное планирование и контрактование и, в конечном счете, ухудшает функционирование экономики.

Инструменты макроэкономической политики могут быть разными – воздействие на уровень налогообложения и государственных расходов, ставку банковского процента и денежную массу, валютный курс и т.д.

В современной экономической науке существуют несколько школ, каждая из которых обосновывает собственную концепцию макроэкономического регулирования.

РЫНОК - 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные.

ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют

издержки сбора и обработки информации,

издержки проведения переговоров и принятия решений,

издержки контроля

издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка[1].

 

Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

РЕЦЕССИЯ - относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста.

БИЛЕТ № 20
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «экономич­еский кризис», «финансовы­й кризис», «провалы рынка», «предприни­мательство­», «прибыль предприним­ателя».


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС - глубокое расстройство финансовой системы страны, сопровождаемое инфляцией, неплатежами, неустойчивостью валютных курсов, курсов ценных бумаг.

ПРОВАЛЫ РЫНКА - ситуации, когда рыночные механизмы не способны обеспечить эффективное распределение ресурсов. Причинами могут служить экономия от масштаба, экстерналии, отсутствие рынков и др. (ЭКСТЕРНАЛИИ - действия одной из сторон, не опосредованные рынком, которые оказывают влияние на благосостояние других сторон).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя.

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - Прибыль предпринимателя — это установленная рынком цифра, отражающая сумму, которую

предприниматель ожидает получить в виде премии за использование своего капитала, инвестированного в строительный проект. Прибыль предпринимателя является в основном функцией риска и зависит от конкретной рыночной ситуации.


БИЛЕТ № 21
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «риск», «хозяйстве­нный риск», «предприни­мательский­ риск и его типы», «внутрифир­менные факторы риска», «внешние факторы риска», «процедуры­ регулярног­о менеджмент­а».
РИСК - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК - коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях достижение положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики. Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. Количественная оценка уровня хозяйственного риска - обязательный элемент технико-экономического обоснования любого проекта, идеи. Дополненная качественными оценками количественная величина хозяйственного риска позволяет дать интегральную оценку последствий реализации конкретного предпринимательского решения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК И ЕГО ТИПЫ - вероятность возникновения у предприятия финансовых потерь.

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА -

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РИСКА-

ПРОЦЕДУРЫ РЕГУЛЯРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА - регулярный менеджмент понимается как упорядоченный менеджмент.

 

Можно сказать, что регулярный менеджмент - это тщательно спланированная и хорошо работающая система управления предприятием, а также системная работа над совершенствованием системы управления.

 

Регулярный менеджмент - это подход к управлению, который предусматривает постоянное стремление к "прозрачности" бизнеса, упорядоченности процессов и отношений, стандартизации процедур, искоренению системных ошибок и т. п.

Противоположностью регулярного менеджмента является стихийный, ситуативный или нерегулярный менеджмент.

Сущность (ДАЛЕЕ КАК РАЗ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР) регулярного менеджмента заключается в том, чтобы установить правила поведения людей в повторяющихся процессах и ситуациях, перевести деятельность на режим работы «по правилам», а затем контролировать соблюдение этих правил. Таким образом, единожды потратив время на стандартизацию и формализацию какого-либо процесса, менеджер высвобождает свой управленческий ресурс для более продуктивной работы, так как ранее ему приходилось регулярно «разруливать» не сложные с управленческой точки зрения проблемы, но «пожирающие» в сумме огромное количество времени.

 

БИЛЕТ № 22
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «спрос», «кривая спроса», «предложен­ие», «дефицит»,­ «излишки».


СПРОС - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.

КРИВАЯ СПРОСА - представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос. Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - объем товара, который производители готовы продать при данных ценах.

ДЕФИЦИТ - недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем. Применительно к бюджету дефицитом называют превышение расходов над доходами.

ИЗЛИШКИ - превышение оборотных средств и товарных запасов предприятий по отношению к необходимому уровню, обусловленному производственными потребностями или нормативами.

 

 

БИЛЕТ № 23
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «покупате­ль», «продавец»­, «производи­тель», «капиталис­т», «неценовые­ факторы изменения спроса».

ПОКУПАТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, владелец денег, предъявитель спроса, приобретающий права собственности для личного использования или для перепродажи.

ПРОДАВЕЦ - организация независимо от ее формы собственности, а т.ж. индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ - предприятие, организация, компания, лицо, производящие, изготавливающие продукцию, товары, оказываемые услуги.

КАПИТАЛИСТ –«Представитель господствующего класса в буржуазном обществе, владеющий капиталом и извлекающий прибавочную стоимость путем эксплоатации наемного труда. Капиталисты эксплоатируют рабочих. Класс капиталистов - класс угнетателей».

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА - вкусы потребителей, число покупателей, реклама.


БИЛЕТ № 24
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «эластичн­ость спроса», «эластично­сть предложени­я», «перекрест­ная эластичнос­ть», коэффициэн­ты эластичнос­ти», «гибкость цены».


ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень изменения спроса на товар на рынке при изменении цены его на один процент.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ - процентное изменение потребляемого количества товара X в ответ на каждый процент изменения потребления товара Y.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ - показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу. В математическом смысле коэффициент эластичности есть производная от экономической величины по фактору, от которого зависит данная величина.

ГИБКОСТЬ ЦЕНЫ - изменчивость цены под влиянием меняющихся на рынке величин спроса и предложения.


БИЛЕТ № 25
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «фирма», «предприят­ие», «модель совершенно­й конкуренци­и», «закон убывающей предельной­ производит­ельности»,­ «издержки»­.


ФИРМА - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

ПРЕДПРИЯТИЕ - хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица.

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ -

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ - при большем объеме используемого переменного производственного ресурса при неизменных других ресурсах и технологии предельный продукт этого ресурса будет, вероятнее всего, уменьшаться.

ИЗДЕРЖКИ - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Общие издержки обычно делят на издержки производства и издержки обращения.

БИЛЕТ № 26
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «труд», «рынок труда», «заработна­я плата», «профсоюзы­», «безработи­ца».

РЫНОК ТРУДА - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, учреждением, в котором он работает, или другим нанимателем. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законом минимальной зарплаты. Верхний предел заработной платы в условиях экономики рыночного типа обычно не ограничивается.

ПРОФСОЮЗЫ - организации, создаваемые для того, чтобы представлять интересы работников в переговорах о трудовых контрактах, касающихся заработной платы, профессиональных льгот и условий труда (а также представляющие работников при контроле за выполнением этих контрактов).

БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. В большинстве стран современного мира наблюдается уровень безработицы, составляющий примерно 5% от общего числа занятых. Принято выделять фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, региональную безработицу.


БИЛЕТ № 27
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «рынок капитала»,­ «ссудный капитал», «депозиты»­, «облигации­», «банковски­й займ».


ОБЛИГАЦИИ - один из наиболее распространенных видов ценных бумаг на предъявителя. Облигация подтверждает, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее затем к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по номинальной стоимости, указанной на облигации. Такое возмещение называют погашением облигации. Кроме выкупа в течение заранее обусловленного при выпуске облигации срока, эмитент облигации обязан выплачивать их обладателю фиксированный процент от номинальной стоимости облигации либо доход в виде выигрышей или оплаты купонов к облигации. Облигации вправе выпускать государство, местные органы (муниципалитеты), предприятия, компании, корпорации на самые разные сроки (от года до двадцати пяти лет). Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средств.

РЫНОК КАПИТАЛА - рынок, на котором продаются финансовые ресурсы, необходимые для организации коммерческой деятельности фирм.

ССУДНЫЙ КАПИТАЛ - денежный капитал, предоставляемый в виде ссуды на условиях возвратности с выплатой ссудного процента. (ссуды - предоставление одним лицом денег или материальных ценностей другому лицу в виде займа, долга на условиях возврата в определенный срок с уплатой вознаграждения (ссудного процента) за пользование предоставленными средствами).

ДЕПОЗИТЫ - все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

БАНКОВСКИЙ ЗАЕМ - одна из форм финансирования коммерческих банков банком-эмитентом (Центральным банком). В качестве гарантии принимаются векселя и другие ценные бумаги. То же в отношениях между коммерческим банком и его клиентом.

 

БИЛЕТ № 28
1.Дайте определени­е терминам и понятиям «неокласси­ческая концепция занятости»­, «кейнсианс­кая концепция занятости»­, «типы труда», «финансовы­е деривативы­», «фондовая биржа».

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАНЯТОСТИ. Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу ее взяты положения классической теории А. Смита. Эти авторы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка; увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор пока не установится равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.

КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАНЯТОСТИ. Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости: уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты - устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

 

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т.е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и др.) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм которой сам определяет рациональный уровень занятости. В такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приведет к раскручиванию инфляционной спирали.

ТИПЫ ТРУДА - ручной, механизированный и автоматизированный. Принято различать простой ручной труд (не требующий специальных навыков, знаний и умений, а также обращения с современными инструментами и приборами) и сложный (основанный на длительной подготовке, научно-технич. знаниях и мастерстве работника). В.т. тесно связаны с характером и содержанием труда. По содержанию он делится на ручной, механизированный и автоматизированный; по характеру труда - на простой и сложный в зависимости от физич. и умственных затрат, а также от места человека в системе труда как исполнителя или организатора, от квалификации труда и т. д. Под простым трудом понимается значительное преобладание физич. затрат над умственными, под сложным - наоборот.

ФИНАНСОВЫЕ ДЕРИВАТИВЫ - "вторичные" инструменты финансового рынка типа фьючерсов, опционов и др. (фьючерсы - соглашения о приобретении финансовых активов, например облигаций, к определенной дате в будущем).

ФОНДОВАЯ БИРЖА - организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг. Фондовые биржи призваны: мобилизовать временно свободные денежные средства предприятий и населения посредством продажи им ценных бумаг, способствовать перемещению денежного капитала между разными экономическими субъектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.