КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.). Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.). Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия*; Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре. Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту. • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы. В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза. 23. Научные основы судебного почерковедения. Идентификационные признаки письма, их классификация Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа. Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятие смысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической стороне относится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи. Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе. В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны. В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в Отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость. Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка. Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся: 1. Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный. 2. Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа. 3. Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым. 4. Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя - от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая. 5. Разгон почерка. Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым. 6. Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами. 7. Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза. Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |