Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика жанров

Группа жанров Предмет Метод функция
Новостные жанры Событие Поиск ответов на шесть вопросов: кто?что?где?когда?почему?каким образом? Рассказ о событии
Жанры рациональной публицистики Связь события с другими событиями Логический анализ Вписывание известного события в контекст
Жанры эмоциональной публицистики Человек за событием Описание людей в драматических ситуациях Вызов эмоциональной реакции читателя

Данная классификация жанров согласуется с одним,из определений журналистики, которое гласит, что журналистика — это рассказ о людях, которые решают задачи, в процессе чего происходят какие-то события.
Если внимание сфокусировано на событиях, которые происходят, потому что люди решают задачи, то это новостная журналистика. Если внимание сфокусировано на задачах, то это рациональная публицистика, если на людях, то эмоциональная. Таким образом, одно и то же явление окружающей действительности может быть представлено в журналистских текстах совершенно разными способами в зависимости от того, что выходит на первый план. И на данном основании журналисту нужно сделать выбор в пользу одной из трех групп жанров.

После этого необходимо выбрать конкретный жанр для статьи. В различных пособиях по журналистике перечислены десятки самых разных жанров. В данной книге их количество будет ограничено двенадцатью

наиболее часто используемыми в современной журналистской практике. Это короткая новость, расширенная интервью, личностное интервью, комментарий, аналитическая статья и портрет. Прочие жанры являются производными от названных либо их гибридными формами. Например, корреспонденция — это разновидность новости, рецензия и читательское письмо — варианты комментария, некролог — вид портрета. А столь популярный в советской журналистике жанр очерка — не более чем гибрид портрета и комментария, появившийся из-за царившего во времена СССР запрета на критику, когда вместо прямого анализа и комментирования журналисты были вынуждены описывать происходящее через судьбы конкретных людей.

К новостным жанрам относятся короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и информаиионное интервью. Короткая новость — это рассказ о событии, начиная от самого важного в нем и кончая наименее важным. Эту композиционную схему называют «перевернутой пирамидой». Объем короткой новости — 10 — 20 машинописных строк, в которых содержатся ответы на основные шесть вопросов (Кто? Что?
Где? Когда? Почему? Каким образом?). Расширенная новостная заметка также строится по схеме «перевернутой пирамиды», однако включает в себя помимо новостного ядра еще и деталь — подробный рассказ
о событии и бэкграунд — дополнительную информацию, напрямую не связанную с событием, но помогающую лучше понять смысл произошедшего.

«Песочные часы» — комбинация «перевернутой пирамиды» и обычной когда в начале текста сообщается о самом важном, а затем после слов «по свидетельству очевидцев, события развивались так» следует рассказ о случившемся в хронологическом порядке. Информационное интервью представляет собой интервью с участником или очевидцем события, посвященное исключительно событию, а не мнению респондента или его
частной жизни. Особенность новостных жанров — отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь
стремится представить его с большей или меньшей полнотой.

Жанры рациональной публицистики — ньюс-фиче, комментарий аналитическая статья и экспертное интервью. В последнем случае событие в контекст вписывает авторитетный профессионал в своей области, с
которым беседует журналист. Комментарий — это расширение новости путем ее объяснения и оценки. В аналитической статье тема раскрывается посредством столкновения тезиса и антитезиса с последующим уточнением тезиса без высказывания журналистом своего мнения. Ньюс-фиче представляе собой рассказ о тенденции, которую автор увидел за событиями. Используя отдельные события как примеры, журналист показывает тренд, которого до него никто не замечал, и приходит к выводам, которые еще никто не делал.

При этом следует помнить о месте журналистики в системе общественного познания. Журналисты действуют на переднем крае познания социальной реальности. Их выводы, как правило, скороспелые, они делаются спустя
считанные дни после событий. Следом идут социологи и политологи, чь заключения появляются через недели и месяцы. И наконец, завершают познание историки и философы, которые осмысляют событие спустя годы или
десятилетия после того, как оно произошло. Разумеется, их выводы будут самыми точными, а газеты и журналы, которые писали о событии по его следам, по прошествии времени могут показаться недальновидными. Откройте старые га
зеты и посмотрите, что они писали про исход выборов, про курс доллара, про эпидемию птичьего гриппа
лучшем случае прогнозы журналистов сбылись «в общем», и поэтому не следует подходить к ним слишком
критично. В тот момент, когда они были сделаны, других заключений и прогнозов все равно еще не было.

При проведении логического анализа самыми частыми ошибками (или уловками, если под видом
журналистского текста скрывается рекламно-пропагандистский) являются «популярная индукция», подмена
тезиса и «рога альтернативы».

Индукция — это заключение от частного к общему в противоположность дедукции, которая является
заключением от общего к частному. Дедуктивное умозаключение верно всегда, например: если все металлы
проводят электричество, а железо — металл, то железо тоже проводит электричество. Индуктивные
умозаключения всегда вероятностные, например: если Иванов пишет хорошие статьи и работает в газете
«Искра», Петров пишет хорошие статьи и работает в газете «Искра», то все журналисты, которые работают в
газете «Искра», пишут хорошие статьи. Данный вывод может как соответствовать действительности, так и
оказаться ошибочным. На практике журналист всегда вынужден делать вывод при недостатке информации.
Однако когда о явлении судят по одному или двум событиям, очень легко принять частное за общее, а
исключение за правило. Если после бесед с несколькими девушками, которые хотят выйти замуж исключительно
по расчету, делается вывод, что для всех современных девушек любовь не играет никакой роли, то перед нами
так называемая «популярная индукция» — вывод, основанный на недостаточном количестве фактов и примеров, а
потому скорее всего недостоверный.

Подмена тезиса происходит в результате нарушения первого закона логики, закона тождества, согласно
которому в процессе всего рассуждения речь должна идти об одном и том же предмете. Между тем нередко
оказывается, особенно в гневных комментариях, что в начале текста объект критики один, а в конце-
СОВерщеННО другОй. Например, если политик выступает за приоритет интересов личности над интересами
государства, его причисляют к либералам. Затем либералов объявляют виновниками кризиса, в котором
находилась Россия в 90-е годы прошлого века, после чего между данным политиком и кризисом 90-х годов
ставится знак равенства, а политического деятеля начинают критиковать за кризис, к которому ни лично он,ни
его программа не имеют никакого отношения.

«Рога альтернативы» являются следствием нарушения второго и третьего законов логики. Напомним, что
второй закон логики — закон противоречия — гласит, что некоторое утверждение не может быть истинным и
ложным одновременно. Например, то, что вы держите в руках, не может в одно и то же время быть и не быть
книгой. Третий же закон логики — закон исключения третьего — утверждает, что из двух противоположных
утверждений одно истинно, второе ложно, а третьего не дано. Таким образом, вы держите в руках или книгу, или
не книгу и ничто иное. Винни-Пух логику не знал и поэтому, когда готовился к полету на воздушном шаре за
медом, решил, что он или медведь, или тучка, тогда как никакого взаимного противоречия эти утверждения не
содержат. Винни-Пух мог быть медведем или не медведем, тучкой или не тучкой, но между собой понятия
«медведь» и «тучка» не связаны никак. История про Винни-Пуха вызывает смех у детей, но тем не менее
взрослые российские журналисты во время президентских выборов 1996 г. убеждали граждан, что нужно
выбирать между Ельциным и возвратом к коммунизму, а не между Ельциным и не Ельциным, причем последнее
с возвратом к коммунизму также никакой связи не имеет.

Жанры эмоциональной публицистики — репортаж, фиче, личностное интервью и портрет. Репортаж-
рассказ очевидца, составленный так, чтобы дать возможность читателю самому почувствовать себя на месте
события. Фиче — история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся.
Личностное интервью ставит целью раскрыть человека через суждения и рассказанные им эпизоды из жизни.
Жанр портрета также предполагает раскрытие человека, но не только через беседу, но и через поведение
персонажа в характерных для него жизненных ситуациях. Особенностью жанров эмоциональной
публицистики является субъективность. Если новости можно верифицировать, то есть проверить на
истинность, а о достоверности выводов рациональной публицистики можно судить, исходя из весомости
аргументов и соблюдения автором логических законов, то для эмоциональной публицистики факты и логика
вторичны, а первичны переживания. Причем для того, чтобы читатели смогли что-то пережить, сначала
пережить это должен сам журналист. А так как все люди разные, то и переживания у каждого будут свои.
Отсюда следует, что, к примеру, новость об одном и том же событии журналисты напишут примерно
одинаковую, а вот репортажи об одном и том же мероприятии могут быть совершенно разными, вплоть до
ощущения, что авторы побывали на разных мероприятиях, а не на одном и том же.


Жанры прикладной журналистики

Группа жанров Название жанра Краткое описание
Новостные жанры Короткая новость Сообщение объемом 10-12 строк, содержащее ответы на шесть основных вопросов
Расширенная новость Сообщение, содержащее по мимо сути события деталь – подробный рассказ о нем и бэкграунд – дополнительную информацию
«песочные часы» Сочетание прямой и перевернутой пирамиды
Информационное интервью Интервью с участником или очевидцем события
Жанр рациональной публицистики Ньюс-фиче Рассказ о тенденции, которую подметил журналист за единичным событием
комментарий Разъяснение и оценка уже известного события
Аналитическая статья Представление темы в виде тезиса и антитезиса с последующим уточнением тезиса при запрете журналиста высказывать свое мнение
Экспертное интервью Комментирование событий и явлений профессиональным экспертом
Жанр эмоциональной публицистики репортаж Рассказ очевидца, позволяющий достичь «эффекта присутствия»
фиче История, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся
Личностное интервью Раскрытие человека через его суждения и рассказанные им эпизоды из жизни
портрет Раскрытие человека через его поведение в обычных жизненных ситуациях

 

 


В заключение главы рассмотрим такие понятия, как журналистская информация, тема и идея журналистского произведения, а также конфликт в журналистском тексте. Журналистская информация социальна, то есть она касается больших масс людей. Чем больше людей может заинтересовать сообщение, тем вьппе его пригодность к публикации. В то же время ценность журналистской информации всегда относительна,
так как что-то всегда важно только в связи с чем-то еще. Поэтому ценность любого сообщения можно искусственно увеличить, связав это сообщение с беспокоящей всех проблемой либо с событиями, которые <<на слуху».

Тему статьи многие неверно определяют как «то, о чем статья». Ошибочность такого определения можно продемонстрировать на простом примере. Возьмем в качестве темы для статьи фразу «город Москва».

Попробуйте заявить тему в таком виде в какой-нибудь редакции, и ее отвергнут со словами: «Ну и что?» А теперь сформулируем тему для статьи вот так: «Москве грозит нехватка питьевой воды», или «Москву захлестнула волна преступлений на межнациональной почве», или <<Москвичи от перенаселенности сходят с
ума и кончают с собой». В таком виде вашу заявку скорее всего примут. Что же общего у этих трех формулировок? То, что все они описывают ситуацию, причем не обычную, а проблемную. Отсюда можно вывести определение, что тема журналистского произведения — это проблемная ситуация. Иногда тему статьи
определяют как «против чего статья». Здесь имеется в виду не обязательно критика чьих то действий, а любое неблагополучие нашей жизни, подмеченное журналистом. В нашем случае статьи будут против нехватки питьевой воды, против преступности на межнациональной почве, против того, чтобы сойти с ума и покончить
с собой. Как только журналист найдет какое-нибудь «против», ему уже есть о чем писать. Даже статья об успехах будет «против», потому что любой успех можно было бы достичь меньшими усилиями и к тому же всегда остаются те вершины, которые еще не достигнуты.

Если тема статьи — проблемная ситуация, то идея статьи — вариант решения проблемы. Например, если проблема — грозящая Москве нехватка питьевой воды, то идеей будут действия (или бездействие) городских властей по этому поводу. Чем острее проблема, тем выразительнее будет прослеживаться идея. Написать
статью о просто скучающем и недовольном жизнью человеке (тема), который от нечего делать слоняется по всевозможным развлекательным заведениям (идея), труднее, чем написать статью о смертельно больном ребенке (тема), родители которого собира запредельную для них сумму денег на операцию (идея).

За идеей следует сюжет — действия героев материала для выхода из проблемной ситуации (тема) в связи с заданным планом (идея). Завершается сюжет кульминацией то есть решением проблемы или провалом попытки ее решить (катастрофа). Кульминаций может быть две — ложная и истинная. Например, деньги на операцию
ребенку собрать так, как планировали, не удалось (ложная кульминация), но в последний момент деньги появились оттуда, откуда их не ждали (истинная кульминация). Или деньги успешно собрали (ложная кульминация), но оказалось, что операция больному уже не поможет (катастрофа).

После кульминации следует развязка — осмысление, оценка сделанного, разработка нового плана по выходу из проблемной ситуации. В материале о нехватке питьевой воды развязкой может быть вывод о том, насколько властя
м удалось решить проблему. В статье про больного ребенка, которому необходимые на операцию деньги доста
ись в последний момент, развязкой будет переосмысление отношений между людьми, подтверждение веры
о если помощь очень нужна, она обязательно от кого-нибудь придет. К с
лову, пятичленную структуру драмы «тема — идея — сюжет — кульминация — развязка» описал еще Аристотель
до нашей эры, задолго до появления журналистики в ее нынешнем виде.

Конфликт в журналистском материале может быть внешним и внутренним. Внешний конфликт
столкновение между разными людьми или борьба людей с неблагоприятными условиями среды, внутренний-
борьба между различными установками внутри одного человека. Источником конфликта является несовпадение
между желаниями и возможностями людей, а также требованиями внешней среды и моральными нормами.
Желания можно обозначить как «хочу», возможности — как «могу», а требования внешней среды и моральные
нормы — как «должен». Тогда внешний конфликт будет конфликтом между «хочу» разных людей, между <<хочу»
одного человека и «должен» (или «нельзя») со стороны государства и общества, между «должен» со стороны
внешних обстоятельств и «могу» («не могу») со стороны людей. Вот примеры внешних конфликтов. Два
кандидата хотят занять пост президента, который только один. Человек хочет жить припеваючи, но не хочет
трудиться, то есть хочет получать от общества блага, ничего не отдавая взамен, и общество начинает с ним
борьбу.
Альпинисты пытаются покорить неприступную горную вершину по неисследованному маршруту.


Внутренний конфликт — конфликт между <<хочу», <<могу» и «должен» одного человека. Например, я хочу
купить машину, но не могу, потому что нет денег. Или я должен работать врачом, потому что это приносит
деньги и позволяет мне кормить семью, но с детства я мечтал быть артистом и хочу выступать на сцене, а не
отправляться каждое утро в больницу. Психологи утверждают, что счастливые люди все одинаковы. У них
«хочу», «могу» и «должен» совпадают. А вот у несчастливых людей эти составляющие могут образовывать
самые причудливые сочетания, включая конфликт между тем, что человек хочет на словах, и тем, что он хочет на
самом деле. Поэтому журналистика почти всегда рассказывает о несчастливых людях, так как о счастливых
рассказывать практически нечего. Внутренних конфликтов у них нет, а внешние, как правило, сводятся к
преодолению ограничений для самореализации, которые накладывают обстоятельства

 

Жанры журналистики — устойчивые формы журналистских произведений. Жанрообразуюшиепризнаки – предмет, метод, функция.


НОВОСтные Жанры (короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и
информационное интервью) используются для рассказа о событии путем поиска ответов на основные
шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?).

Жанры рациональной
публицистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья и экспертное интервью)
применяются для вписывания уже известного события в контекст путем установления его связи с
другими событиями методом логического анализа.

Жанры эмоциональной публицистики (репортаж,
фиче, личностное интервью и портрет) предназначены для описания людей в драматических
ситуациях, чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателей.

Темой журналистского произведения
является проблемная ситуация, идеей — вариант решения проблемы, сюжетом — действия героев
материала, кульминацией — решение проблемы или провал попытки ее решить, развязкой — оценка
сделанного.

Конфликт может быть внешним, когда происходит столкновение людей друг с другом или
с неблагоприятными условиями среды, и внутренним, когда происходит борьба между «хочу», «могу» и
«должен» отдельного человека.

Глава 2. Как писать новости


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жестикуляция (движения рук для усиления выразительности речи) | Научную основу криминалистической идентификации составляет наличие у объектов следующих свойств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.