КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По качественному анализу
Вопросы для подготовки к рубежному контролю Частные реакции анионов третьей аналитической группы Раздаточный материал Реакция нитрит-иона NO2- Разбавленная серная кислота разлагает все нитриты на холоде с выделением бурого газа – оксида азота (IV): NaNO2 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO2 2HNO2 = NO2↑ + NO↑ + H2O 2NO + O2 = 2NO2↑ (из воздуха) Реакция является фармакопейной. Выполнение реакции. К 2 каплям раствора нитрита натрия добавляют 2 капли разбавленной серной кислоты. Выделяющийся бурый газ удобнее наблюдать на фоне белой бумаги.
Реакция нитрат-иона NO3- Сульфат железа (II) FeSO4 окисляется азотной кислотой или ее солями с выделением оксида азота (II)NO. Реакция проходит в присутствии концентрированной серной кислоты: 2NaNO3 + 6FeSO4 + 4H2SO4 + 3Fe2(SO4)3 + Na2SO4 + 2NO↑ + 4H2O Оксид азота (II) образует с FeSO4 бурое соединение: FeSO4 + NO = [Fe(NO)]SO4 Несмотря на то, что вследствие реакции образуется то же соединение, что и при реакции иона NO2, можно различить эти ионы. Если неизвестно, нитрат или нитрит находится в растворе, необходимо сначала провести реакцию с разбавленной серной кислотой. Образующееся бурое соединение подтверждает присутствие NO2. Выполнение реакции. В пробирку помещают 2-3 капли воды и 2-3 крупинки сухого FeSO4. Добавляют 2 капли раствора NaNO3 и охлаждают пробирку под струей воды. Осторожно, по стенке, стараясь, чтобы жидкость не смешивалась, добавляют 2-3 капли концентрированной Na2SO4. В месте соприкосновения жидкостей образуется бурое кольцо.
Реакция ацетат-иона СН3СОО- Серная кислота H2SO4 вытесняет уксусную кислоту из ее солей, о чем свидетельствует характерный запах, особенно при нагревании: 2CH3COONa + H2SO4 = 2CH3COOH + Na2SO4 Реакция является фармакопейной. Выполнение реакции. В пробирку помещают 6-8 капель CH3COONa и 6 капель H2SO4, смесь слегка нагревают. Ощущается запах уксусной кислоты. После выполнения студентами частных реакций на катионы шестой аналитической группы и анионы преподаватель объясняет методику анализа индивидуального вещества по катиону и аниону. После чего студентам выдается для анализа соль, растворимая в воде и состоящая из одного катиона. Примерно 0,5 г данной соли растворяет в 10 мл дистиллированной воды, предварительно отметив цвет и характер данной соли.
1. Что следует понимать под скоростью химической реакции? В каких единицах она измеряется? 2. Дайте формулировку закона действия масс. 3. Какие реакции называются обратимыми, необратимыми? 4. Что такое состояние химического равновесия? 5. Дайте формулировку понятия константы химического равновесия и напишите математическое выражение для ее определения в общем виде. 6. Дайте формулировку принципа Ле-Шателье. С помощью каких факторов можно изменить состояние химического равновесия? 7. Какие вещества называются электролитами, неэлектролитами? 8. Что называется электролитической диссоциацией? 9. Что происходит при диссоциации кислот, оснований, солей в водных растворах? 10. Что такое степень диссоциации электролита? От чего она зависит? 11. Какие электролиты называются сильными, слабыми? Приведите примеры. 12. Какие из перечисленных ниже электролитов относятся к слабым, сильным: KCN, HNO3,NH4OH, Cu(OH)2, Na2HPO4, KJ, KOH, KBr, NaHPO4, NH3, H2O, NaCl, Al(OH)3, H2S, H2SO3, H2SO4, CH3COOH? 13. Что называется комплексообразователем? 14. Что такое координационное число? 15. Что такое лиганды? 16. Уметь называть комплексные соли и указывать их внутреннбб, внешнюю координационные среды. 17. Написать уравнение диссоциации воды и привести математическое выражение для константы диссоциации воды. 18. Что называется ионным произведением воды? Чему оно равно при 220С? 19. Какова концентрация ионов Н+ в нейтральных, кислых и щелочных растворах? 20. Как по значению концентрации ионов Н+ найти концентрацию ОН-? 21. Что такое рН и что характеризует эта единица? 22. Чему равно рН в нейтральных, кислых и щелочных растворах? 23. Что такое буферные растворы и для чего они применяются? 24. Назовите смеси буферных растворов. 25. Что называется гидролизом солей? Какие продукты получаются в результате гидролиза солей? 26. Какие соли могут подвергаться гидролизу? Приведите примеры различных типов солей, подвергающихся гидролизу? 27. Какие соли не подвергаются гидролизу и почему? Для различных типов солей, подвергающихся гидролизу, укажите значение рН их растворов. 28. Что показывает степень гидролиза солей? Привести ее математическое выражение. 29. От каких факторов зависит степень гидролиза и как ее можно изменить? 30. Какие реакции называются окислительно-восстановительными? 31. Что называется окислителем, восстановителем? Как изменяется степень окисления при окислении, восстановлении? 32. Уметь уравнивать окислительно-восстановительные реакции.
Вопросы по практической части преподаватель ставит по пройденным темам выполнения анализов на определение катионов и анионов, например: Определите, в какой колбе содержится раствор соли, содержащий катион калия, а в другой – катион меди. Приведите краткие ионные уравнения реакций, подтверждающие наличие в солях именно этих катионов. 2. Определите, в какой колбе содержится раствор соли, содержащей сульфат-анион, а в другой – бромид-ион. Приведите краткие ионные уравнения реакций, подтверждающие наличие в солях именно этих анионов. 3. Предложите порядок подтверждения состава соли:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |