Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения самосознания




Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира.

Самосознание (частная сторона сознания) – это не только осознание своей личности, но и своего тела, своих психических функций во всем их многообразии (мысли, чувства, желания, интересы и т.д.). Оно включает в себя также осознание своего отношения к миру, своей деятельности в нем. Создавая в процессе своего труда какие-то ценности, человек отличает себя от предметов этой деятельности.

Самосознание характеризуется чувством единства своего «Я», его постоянством, однако сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, переживаний, способностью оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу своих мыслей, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.

Этап формирования аллопсихического самосознания (способность ребенка выделять себя из окружающей среды) условно начинается с появлением в речи местоимения «Я». Это происходит в возрасте 3 лет.

Этап формирования соматопсихического самосознания (способность оценивать свое физическое «Я») условно начинается с умения ребенка правильно дифференцировать правую и левую стороны применительно к себе и окружающим. Это обычно появляется в возрасте 6-7 лет.

Полная идентичность, постоянство своего «Я» (самосознание) формируется к подростковому возрасту.

К 12-14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое «Я» - начинает формироваться аутопсихическое самосознание. Знание этих этапов необходимо для правильной оценки деперсонализации.

Деперсонализация – это нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя. Чувство отчуждения от собственного «Я» может касаться как личности в целом, так и отдельных психических и соматических функций.

1 Витальная деперсонализация – клинически наиболее тяжелая, когда у больного исчезает само чувство жизни: «я как мертвая», «не пойму, живу я или нет», «я вроде бы и не существую совсем».

Аутопсихическая деперсонализация – отчуждение психических функций, своего «Я»: «Я стал каким-то другим, чувствую это, а описать не могу», «это и я, и не я», «мысли как в тумане», «мысли не мои», «речь свою слышу как бы со стороны», «не пойму, хочу я спать или нет», «не пойму, спала я или нет». Иногда чувство отчуждения касается какого-то периода жизни больного, а может быть и всего его прошлого. Например, больная заявляет: «Мое прошлое, это как бы и не мое прошлое». К кругу аутопсихических деперсонализаций относится и болезненная психическая нечувствительность (чувство мучительного бесчувствия).

Соматопсихическая деперсонализация – выражается в виде чувства чуждости своего тела либо отдельных его частей. Этот вид деперсонализации необходимо дифференцировать от патологии в виде расстройства схемы тела. При соматопсихической деперсонализации нет ощущения изменений пропорций тела или его размеров, больные просто не чувствуют его: «ног вроде бы у меня нет», «знаю, что голова лежит на подушке, а как будто бы и нет ее».

Больной не может понять сыт он или голоден, есть у него позывы на акт мочеиспускания или нет. Например, больная с длительной задержкой мочи после катетеризации не испытала никакого облегчения, хотя было спущено около 3 литров мочи.

Деперсонализация в виде отдельных элементов соматопсихического характера может встречаться у детей с 8-10 лет, но в типичном своем виде феномен отчуждения появляется только с подросткового периода.

Субъективно деперсонализация всегда неприятна, тягостна для больных. В том или ином виде она может встречаться практически при всех заболеваниях, то существуя длительно, то возникая приступами.

В виде отдельных эпизодов феномен отчуждения может встречаться и у здоровых людей в связи с перенапряжением, утомлением, волнением, недосыпанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.