Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О внешнем облике человека 3 страница




Исследуя запирающие и предохранительные устройства, при проведении экспертизы выясняют: исправен ли данный замок; если нет, какова причина неисправности; отпирался ли замок (был ли он отперт) конкретным ключом (посторонним предметом); одним ли способом отперты или взломаны несколько представленных замков; каким способом нарушена пломба; нарушалась ли пломба после первоначального опломбирования?

 

§ 4. Следы транспортных средств

 

В качестве следов транспортных средств рассматриваются: следы-отображения, передающие внешнее строение различных частей транспортного средства); следы-предметы (узлы, детали, их фрагменты, отделившиеся от транспортного средства); следы-вещества (частицы лакокрасочного покрытия, ГСМ и др.). Следы-отображения, оставленные ходовой частью или выступающими частями транспортного средства, а также следы-предметы - весьма распространенные объекты трасологического исследования (по ним возможна идентификация транспортного средства). Следы-вещества изучаются в рамках криминалистического исследования материалов, веществ и изделий, но и они интересуют трасологию с точки зрения механизма следообразования.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, перемещения потерпевших, трупов и других аналогичных целей. При расследовании ДТП важное значение имеет классификация следов по механизму образования. Выделяют следы столкновения; следы наезда, переезда; следы, указывающие на неисправность транспортного средства.

Транспортные средства весьма разнообразны. В настоящее время наибольшее криминалистическое значение имеют следы автомобилей - транспортных средств на колесном ходу с собственным двигателем, предназначенных для перевозок по безрельсовым путям. Грузовые и легковые автомобили прежде всего различаются по величине базы, ширине колеи, характеру следов колес.

База автомобиля - расстояние между передними и задними осями - определяется по объемным следам, оставленным передними и задними колесами во время стоянки транспорта на мягком грунте, либо следам, возникающим при развороте транспортного средства с применением заднего хода. Ширина колеи замеряется между центральными линиями следов правого и левого колес (между просветами задних спаренных колес грузового автомобиля). Следы задних колес обычно полностью или частично перекрывают отпечатки передних. Колею, образованную передними колесами, можно изучить по следам, оставленным автомобилем на повороте.

В зависимости от положения колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Следы качения, возникающие в результате поступательно-вращательного движения колеса, по механизму образования аналогичны статическим следам. Каждая деталь рельефа протектора (утолщенной части покрышки, контактирующей со следовоспринимающей поверхностью) оставляет свой отпечаток, хотя вследствие поступательного движения рельефные элементы протектора несколько деформируются. Следы скольжения, являющиеся динамическими, образуются при пробуксовке или блокировке колес при экстренном торможении.

Шины классифицируются по размерам, моделям и рисунку протектора. Своеобразие рисунка протектора обусловливается конфигурацией, локализацией и размерами грунтозацепов. Ширина шины определяется по ширине следа протектора, именуемого беговой дорожкой. Ее ширина измеряется на участке, где, судя по рисунку, четко отобразились боковые края протектора. При достаточно большой протяженности следов можно измерить длину окружности шины - расстояние между двумя последовательно оставленными отпечатками одного и того же участка протектора, разделив которую на 3,14 вычисляют диаметр колеса.

Полученные данные позволяют определить модель шины, тип, вид и марку оставившего следы автотранспортного средства, идентификация которого (после обнаружения) возможна по частным признакам, отобразившимся в следах. Кроме того, по следам транспортных средств устанавливают направление, характер и скорость их движения.

Направление, в котором двигался транспорт, можно определить по ряду признаков. Так, в сторону движения всегда раскрыт угол, образуемый элементами рисунка протектора типа "елочка"; вытягиваются капли ГСМ, воды и т.д., падающие с движущегося автомобиля; обращены сломанные концы веток, соломинок и других подобных объектов, попавших под колеса; разлетаются брызги при преодолении участков, заполненных жидкостью. Направление, противоположное движению, указывают: стебли примятой травы; веерообразно осевшие по бокам следа частицы сыпучего грунта, поднятые при движении транспорта, а также выбитые из грунта камни, спрессовавшиеся комья снега и т.п.; зазоры около камней, вдавленных транспортным средством в относительно мягкий грунт.

Для расчета скорости движения транспортного средства необходимо знать величину тормозного пути, длину следа торможения - расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. О торможении, в частности, свидетельствует снижение четкости отображения рисунка протектора; чем больше вес транспортного средства, а также степень износа протектора, тем длиннее тормозной путь.

Кроме детального описания в протоколе, сопровождаемого измерениями, при осмотре следов транспортных средств обязательно должна осуществляться фотосъемка. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно по правилам масштабной съемки фотографируют участки с четко отобразившимся рисунком протектора.

 

Глава 8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.