КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, сущность и практическое значение криминалистической диагностики
Диагностика означает выявление, различение, определение. Диагностические исследования в науке и практической деятельности людей проводятся для того, чтобы установить определенные свойства и состояния объектов, расшифровать динамику события, понять причину явления.
Научные основы криминалистической диагностики составляют: • возможность познания события по его отображению; •закономерность возникновения криминалистически значимой информации; • данные науки криминалистики о типичных моделях отражения механизма преступления (свойства личности, свойства предметов, взаимодействие объектов); • методы и методики криминалистического диагностирования.
Цели криминалистических диагностических исследований: • определение свойств и состояния объекта, его соответствия (несоответствия) заданным характеристикам (например, из какого металла изготовлено кольцо; исправен ли замок); • установление факта и причин изменения первоначального состояния объекта или его несоответствия заданным характеристикам (для исследования обстоятельств действия), например, с какой стороны произведен взлом преграды; подвергались ли документы частичным изменениям; • анализ криминальной ситуации: обстоятельств места, времени, механизма взаимодействия субъектов, предметов, причинно-следственных связей, механизма преступного события (например, установление механизма возникновения и развития пожара, причинно-следственной связи между коротким замыканием и возникновением пожара).
Методологическую основу криминалистической диагностики определяют: • принципиальная возможность познания объекта, события по его отображению; • сведения об общих закономерностях возникновения доказательств, включая вещественные, как средства отражения криминалистически значимой информации; • сведения, накопленные криминалистикой о закономерностях возникновения исследуемых ею объектов, свойствах и признаках; • сведения о типичных моделях отражения действия (события) с учетом объективных свойств взаимодействовавших предметов, условий взаимодействия и, при необходимости, свойств личности (физических, психофизиологических и др.); • владение методиками исследования объектов криминалистической экспертизы и всем арсеналом необходимых методов (аналогией, моделированием, экстраполяцией, анализом, синтезом, экспериментом и др.).
Задачи, разрешаемые криминалистической диагностикой, подразделяют на простые и сложные, прямые и обратные. Простые диагностические задачи. 1) Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно включают: • исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам; • определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния; • установление первоначального состояния объекта; • определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.
2) Диагностирование свойств и состояния объекта по его отображению включает: • определение степени информативности следа; • установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения; • определение причины изменения свойств или состояния объекта. Сложные (составные) диагностические задачи — исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям): • определение механизма события, процесса, действия: возможность судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельным этапам (стадиям, фрагментам) события; установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам; • определение условий (обстановки): времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий; • определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.
Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура; при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и пр
Обратные диагностические задачи — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии изделия», установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.
Почерковедение (общая характеристика). Общие и частные признаки почерка
Почерк — индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи, получающая реализацию с помощью специально приспособленной системы движений — письменно-двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики.
0бщие признаки почерка 1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка: • выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи (высоко-, средне - и маловыработанный); • координация движений — точность и системность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); • темп письма (быстрый, средний, медленный); • сложность движений — простой почерк (движения, в наибольшей степени отвечающие системе, установленной стандартными прописями), упрощенный (движения, отклоняющиеся от стандартных прописей в сторону уменьшения сложности системы движений), усложненный (движения отклоняющиеся от стандартных подписей в сторону увеличения сложности системы движений).
2. Признаки, отражающие структурные характеристики движений: • преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); • размер почерка (мелкий — при высоте строчных букв до 2,5 мм, крупный — более 4,5 мм); • разгон почерка — протяженность движений по горизонтали — средний (высота строчных знаков равна их ширине), сжатый, размашистый; • связность почерка — способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков (сплошная — слитно пишутся 6 и более знаков, средняя — от 4 до б и малая — не более 3 букв; • нажим почерка — сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных), средний, почерк без нажима и смешанный. 3. Признаки, отражающие топографию фрагментов рукописи, проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей, полей, абзацных отступов, направления и формы строк и пр.
Частные признаки почерка, проявляющиеся в написании отдельных букв рукописи: • форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); • направление движений при написании (снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правое кружные); • протяженность движений (характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв); • относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; • последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; • сложность движений при выполнении букв (обычные, по сравнению с прописями, усложненные и упрощенные);
Почерк характеризуется: • индивидуальностью, состоящей в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного лица; • вариационностью, устойчивым видоизменением почерка одного и того же лица, отображенным в его рукописях, которое является средством приспособления к различным условиям их выполнения. Существует основной и дополнительные варианты почерка. Для выполнения подписей используется подписной почерк — программа реализации зрительно-двигательного образа с помощью индивидуальной и динамически устойчивой системы движений; • динамической устойчивостью, состоящей в воспроизводимости (повторяемости) свойств почерка (его признаков) и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях, не вызывающих резкого нарушения процесса письма.
Для производства почерковедческой экспертизы в распоряжение экспертов предоставляются исследуемый документ (подлинник) и сравнительные образцы, которые могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными. Свободными образцами называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу) и вне связи с ним.
Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Поскольку, несмотря на относительную устойчивость, почерк человека может все-таки изменяться с течением времени, желательно, чтобы свободные образцы были выполнены примерно в то же время, что и исследуемый документ. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перенесло ли лицо, почерк которого исследуется, за истекший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и пр.), не связано ли изменение почерка с преклонным возрастом.
Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включают слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи) (что особенно важно для установления состояния писавшего) в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки.
С какой целью назначается почерковедческая экспертиза, какие вопросы она разрешает?
могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе? 2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом? 3. Одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе. Диагностические задачи связаны с решением вопросов: 1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной? 2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста? 3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и пр.), намеренно измененным» почерком, с подражанием почерку конкретного лица, левой рукой? 4. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом? Объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы, фрагменты рукописных текстов, краткие записи (буквенные и цифровые), подписи.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |