КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынки несовершенной конкуренции: понятие и типология. Измерение силы рыночных факторов. Квазиконкурентные рынки, их особенности
Вопрос 9. Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции и ее отличия от рынка совершенной конкуренции рассмотрим классификацию признаков, определяющих формы конкуренции и степень контроля над ценами (табл. 1). Таблица 1 Формы конкуренции в рыночных структурах
Совершенная конкуренция и "чистая" монополия. В реальной жизни не существует только чистой (совершенной) или только, крайнего случая, "чистой" монополии при несовершенной конкуренции. Реальный мир, каким мы его знаем - это сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего нельзя выводить суть этого явления этимологии слова "моно" - один, "полис" - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих заменителей. А раз так, то невозможно найти производителя, кривая спроса, на продукцию которого была бы абсолютно неэластичной (рис.1). На этом рисунке линия D показывает, что спрос на продукцию Q неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1. В жизни такого не бывает, в конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем P3 (и производитель не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси OP. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более "чистая" монополия всегда присутствует доля условности. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия - это две полярные рыночные ситуации, две крайности. Эти модели позволяют сформулировать условия поведения производителя, стремившегося к максимизации своей прибыли в каждой их этих ситуаций. Ситуация "чистой" монополии характеризуется следующими чертами: 1. Монополист. Это единственный продавец товара, который (товар) не имеет взаимозаменяемых товаров. 2. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих отношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше. На первый взгляд это утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Обычно понятие монополиста связывается с высокими ценами. Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно сравнить условия совершенной и несовершенной конкуренции.
При совершенной конкуренции производитель не в состоянии повлиять на рыночную цену. Уровень цены на продаваемый товар диктуется рынком без участи каждого отдельного товаропроизводителя. В этом случае цена предстает как объективный, независимый от воли и сознания отдельных людей и фирм рыночный феномен. В этих условиях производитель может увеличивать свои прибыли не манипулированием ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной. Несовершенная конкуренция. В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в табл. 1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь если вспомнить понятие эластичности спроса, закономерность такова: если цена возрастает, то величина спроса (при прочих равных условиях падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается). Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом устанавливать объем спроса. И если "чистый" монополист захватил весь рынок, то он знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Этот факт еще раз подтверждает, что "власть" над ценой у этого монополиста не абсолютная, он чувствует за спиной дыхание конкурентов - производителей заменителей его товара; кривая спроса на товары, производимые монополистом, не являются абсолютно неэластичной (т.е. рис.1 - абстракция). Естественная монополия. Естественная монополия характеризуется иной ситуацией. В этом случае, как и при "чистой" монополии (табл.1), когда производство товара представлено всего одним производителем, но обусловлено это неискусственными препятствиями, а другими причинами. Главная из них - экономия на масштабе производства или эффект масштабности. Эффект масштабности возникает тогда, когда средние удельные издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если продукция производится только одной, а не несколькими производителями (фирмами), т.е. если при производстве продукции будут действовать несколько мелких фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией и теплом от ТЭЦ, услуги телефонной связи и т.д. В этих отраслях эффективное функционирование одной крупной фирмы, что ведет к уменьшению затрат ресурсов.
Олигополия. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих различные по качеству товары. Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией качества продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |