Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следы транспортных средств (способы обнаружения и фиксации)





Под следами транспортных средств понимают материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта, по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящихся как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.
Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на следующие группы:
- следы-отображения: ходовой части транспорта, образовавшиеся при его движении или стоянии, выступающих частей транспортного средства, объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;
- следы-предметы: отдельные части, детали, осколки, обломки;
- следы-вещества: ГСМ;
- следы-микрообъекты.
Следы, оставляемые транспортными средствами,

· по механизму образования могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (наслоения или отслоения),

· в зависимости от механизма формирования - статическими (образуются при поступательно-вращательном перемещении колес по следовоспринимающей поверхности) и динамическими (следы скольжения) образуются при поступательном движении машины юзом, т.е. без вращения колес, а также при движении транспортных средств на полозьях).

 

Для фиксации и изъятия следов транспортных средств применяются те же средства и приемы, что и для фиксации следов ног.
Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног
Обнаружение видимых следов ног проводится визуально.
Обнаружение невидимых или слабовидимых следов босых ног проводится путем окрашивания следовоспринимающей поверхности дактилоскопическими порошками.
Поверхностные следы наслоения или отслоения можно изъять путем их копирования на следокопируемые материалы: силиконовую пасту, ошкуренную резину, фотобумагу и т.п. Объемные следы фиксируются путем изготовления слепков с помощью гипса, перхлорвиниловой смолы, пасты «К» и др.
Обнаружение следов ног фиксируется в протоколе осмотра, где должно быть указано:
• место обнаружения следа и расположение его по отношению к другим следам и иным ориентирам обстановки места происшествия;
• характер и особенности материала или поверхности, на которых находятся следы;
• вид следов в соответствии с принятой классификацией (объемные, поверхностные и т.д.);
• чем образованы следы (обувью, босой ногой), а при обнаружении поверхностных следов – вещество оставленных наслоений;
• что именно отобразилось в следах, насколько четко и полно;
• размеры следов: при описании следа босой ноги следует измерить длину подошвы следа, наибольшую ширину плюсневой части, наименьшую ширину свода и наибольшую ширину пяточной части; при описании следа подошвы обуви измеряются: длина и наибольшая ширина подметки, длина и наименьшая ширина промежуточной части, длина и ширина каблука; кроме этого, в протоколе следует указать: форму носка подметки (острая, прямоугольная, круглая, широкая); срез подметки; срез переднего края каблука (прямой, вогнутый, выпуклый); рельеф рисунка; мелкие повреждения и фабричную маркировку (клеймо);
• элементы дорожки следов;
• наиболее выраженные особенности обуви или стопы, отображенные в следе;
• дополнительные особенности в следах, если они имеются (занесенные обувью вещества и т.п.);
• применявшиеся способы фиксации и изъятия следов, что прилагается к протоколу.
Кроме описания в протоколе следы фотографируются: отдельные следы по правилам масштабной съемки, дорожка следов – способом панорамной съемки. Фотосъемка следов ног производится в любом случае, даже если предполагается их изъятие и фиксация каким-либо способом.

Примерное описание объемных следов колес автомобиля
“На участке дороги, идущей по улице села Холмогоры, напротив дома № 15, принад-лежащему гр-ну Суркову И.В., на расстоянии 1,5 м от правой обочины (при движении в на-правлении дома № 17) отчетливо видны следы колес автомобиля. Следы расположены по прямой на влажном глинистом участке дороги длиной - 30 м.
Следы представляют собой две беговые дорожки. Ширина колеи, измеренная между серединными линиями обоих дорожек, равна - 136 см, ширина каждой беговой дорожки - 11,5 см. Рельефный рисунок протектора состоит из элементов в виде прямоугольников, рас-положенных в шахматном порядке в четыре линии, идущих вдоль беговой дорожки. Размер каждого прямоугольника 4х3 см.
На беговой дорожке в средней ее части, расположенной ближе к обочине дороги, че-рез каждые 2 метра имеется отпечаток в виде возвышения овальной формы, размером 8х4 см, на котором рельефный рисунок протектора отсутствует.
Расстояние от наружного края беговой дорожки до отпечатка - 2,5 см, от внутреннего края - 3 см.
Участок следа беговой дорожки сфотографирован, а также изготовлены гипсовые слепки, которые упакованы в картонную коробку и опечатаны сургучной печатью. На упа-ковке сделана надпись: “Гипсовые слепки, изготовленные со следов колес автомобиля 18.08.1996 г. на участке дороги в с. Холмогоры, против дома № 15.”

Примерный перечень вопросов для эксперта (следы транспотрных средств)

С помощью транспортно - трасологической экспертизы можно решить следующие вопросы:
Имеются ли на представленных вещественных доказательствах следы транспортных средств?
Каким видом транспортного средства оставлены следы на месте происшествия?
Какими моделью или типом транспортного средства оставлены следы?
Какой частью транспортного средства оставлены следы?
Какой моделью шины оставлены следы?
Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями (колесами, шинами, полозьями), имеющимися у данного транспортного средства (автомоби-ля, мотоцикла, телеги, саней и т.д.), или его иной частью?
В каком направлении двигалось транспортное средство?
Для установления групповой принадлежности транспортного средства эксперту должны быть представлены: объекты со следами, фотоснимки, слепки, протокол осмотра места происшествия. Для решения вопроса о тождестве, кроме указанных материалов представляются транспортное средство или его отдельные части (шина, колеса, повозки, звенья гусеницы). В крайних случаях вместо шин могут быть представлены экспериментальные следы или слепки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.