Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изъятие и исследование запаховых следов человека 2 страница




Коррупция – социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения.

Взяточничество и коррупция – тесно взаимосвязанные явления, характеризуемые разовыми либо систематическими фактами передачи государственному служащему, должностному лицу денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействие), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку. Понятие «коррупция» шире понятия «взятка», так как в него также входят вымогательство, использование должностного положения в личных целях и оно предполагает постоянный характер. Взяточничество может носить разовый, эпизодический или систематический характер.

Взяточничество имеет следующие особенности:

1) взятка передается при отсутствии очевидцев;

2) оба участника преступления заинтересованы в его совершении, боятся ответственности, принимают меры к сокрытию следов преступления;

3) так как оба участника несут уголовную ответственность, они не выдают друг друга;

4) иногда взятка дается за совершение законного действия и при этом не остается документального подтверждения незаконных действий должностного лица.

Возможные материальные следы дачи-получения взятки:

1) сведения бухгалтерской документации, отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя;

2) почтовые переводы;

3) управленческие решения различных должностных лиц; 4 документы, подтверждающие пребывание лица в определенном месте.

При взяточничестве подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

1) имел ли место факт дачи-получения взятки;

2) каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении;

3) кто является взяткодателем, взяткополучателем;

4) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки);

5) с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка;

6) были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер;

7) нетли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно;

8) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков;

9) нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки);

10) какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

88. Типичные ситуации и программа действий следователя на

первоначальном этапе расследования взяточничества и коррупции.

 

На первоначальном этапе расследования взяточничества могут возникнуть следующие

наиболее типичные ситуации.

1. Имеется заявление конкретного лица о даче им взятки (разовой или

систематических). Заявитель готов участвовать в изобличении взяткополучателя, которому о

факте заявления неизвестно.

В таких случаях вначале проводятся: допрос заявителя; осмотр предполагаемого

предмета взятки; при необходимости – прослушивание и звукозапись телефонных

переговоров, а также соответствующие ОРМ. Затем по результатам этих следственных

действий и мероприятий осуществляются задержание взяткополучателя с поличным, его

личный обыск; допрос задержанного; допросы свидетелей, которыми могут быть также лица,

принимавшие участие в задержании взяткополучателя; обыски по местам жительства и

работы задержанного, наложение ареста на его имущество; выемка служебных документов.

Иногда на первоначальном этапе расследования назначаются судебные экспертизы.

2. Имеется заявление или оперативная информация о конкретном факте (фактах)

состоявшейся передачи взятки должностному лицу и совершении им определенных действий

в интересах взяткодателя; взяткополучателю и взяткодателю об этом неизвестно.

В этой ситуации на первоначальном этапе расследования уголовного дела проводятся:

допросы свидетелей, чьи заявления или сообщения послужили поводом для предварительной

проверки, а также других лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах преступления

и готовых содействовать изобличению взяточников; выемка и осмотр служебных и иных

документов, которые могут содержать информацию о действиях (бездействии) должностного

лица в пользу взяткодателя; при наличии для этого оснований – обыски по местам

жительства и работы участников взяточничества, наложение ареста на их имущество;

допросы заподозренных лиц; если обнаружены предметы взятки – их осмотр; очные ставки

между свидетелями и подозреваемыми. Одновременно по согласованию со следователем

ведутся ОРМ, направленные на выявление всех участников взяточничества, мест их

нахождения, связей, поиск предметов взятки, расширение круга свидетелей и т.д.

3. Информация о фактах взятки поступила из официальных источников (например,

сообщения из учреждений, ведомств о результатах ревизий, аудиторских проверок и т.д.,

свидетельствующих о незаконных действиях должностного лица в пользу одного или

нескольких лиц); взяточникам известно, что их действиями интересуются

правоохранительные органы.

В данной ситуации прежде всего производятся выемка и осмотр служебных

документов, а затем – допросы свидетелей, в том числе лиц, принимавших участие в

ревизиях, других видах проверки финансово-хозяйственной деятельности. В остальном круг

и последовательность следственных действий такие же, как и при первой ситуации. Наряду со следственными действиями проводится комплекс ОРМ.

89.Криминалистическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ.

Общество в значительной степени является саморегулирующейся системой, нормальное функционирование и поступательное развитие которой невозможно без удовлетворения определенных объективных и жизненно необходимых потребностей. Обеспечение и поддержание соответствующего уровня безопасности общества - одна из таких социальных потребностей. Основная нагрузка по формированию системы обеспечения общественной безопасности лежит на государстве. Система обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера, имеющую основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.

Структурно система безопасности общества включает в себя:

а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

Характеристика общественной безопасности как "комплексного" объекта означает, что он должен включать в себя всю совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, окружающей природной среды. Иной вывод означал бы лишение отношений общественной безопасности их содержательной стороны. К тому же без причинения вреда названным ценностям не может быть нарушения общественной безопасности как социального блага, выступающего в качестве предмета соответствующих отношений. Отсюда следует, что причинение физического, материального или иного вреда при совершении преступлений против общественной безопасности охватывается понятием "нарушение общественной безопасности" и не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Исключением является лишь умышленное причинение смерти, которое требует самостоятельной оценки.

Без нападения не может быть бандитизма, без насилия - захвата заложника, без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или причинения крупного ущерба - нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и т.д. Если соответствующие последствия не наступают или отсутствует угроза их наступления, то такие деяния нельзя рассматривать как преступления против общественной безопасности, а в некоторых случаях и вообще как преступления. Следует принимать во внимание и другое обстоятельство. Поскольку преступления против общественной безопасности причиняют вред или ставят под угрозу причинения вреда неопределенный круг лиц, материальных объектов, деятельность социальных институтов, постольку в целом отношениям общественной безопасности как объекту посягательства ущерб причиняется всегда, вне зависимости от конкретных форм его проявления (материальный, физический, организационный. По нашему мнению, такой же вывод можно сделать и применительно ко всем преступлениям против общественной безопасности.

90. Следственные ситуации, версии, планирование и организация расследования преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Криминалистическая характеристика хулиганства. Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Особенности возбуждения уголовного дела о хулиганстве. Типичные следственные ситуации начального расследования хулиганства.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями. Тактика последующих следственных действий.

Криминалистическая характеристика захвата заложника. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Типичные следственные ситуации, складывающиеся при расследовании дел о захвате заложника.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями.

Тактика последующих следственных действий.

Криминалистическая характеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам данной категории. Особенности тактики следственных действий и их сочетание с оперативно-розыскными мероприятиями при расследовании заведомо ложного сообщения об акте терроризма.

Криминалистическая характеристика пожаров и поджогов. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам данной категории. Особенности тактики следственных действий и их сочетание с оперативно-розыскными мероприятиями при расследовании пожаров и поджогов. Особенности тактики осмотра места пожара, подготовки и назначения судебных экспертиз.

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам данной категории. Особенности тактики следственных действий и их сочетание с оперативно-розыскными мероприятиями по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Типичные следственные ситуации при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативно-тактическая комбинация по задержанию с поличным лица, осуществляющего сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями в следственной ситуации, когда сбытчик наркотиков задержан при сбыте с поличным.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями в следственной ситуации, когда обнаружен притон для потребления наркотиков и психотропных средств.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями в ситуации, когда обнаружены факты склонения к потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями в следственной ситуации, связанной с обнаружением фактов посева или выращивания растений, содержащих наркотические вещества.

Тактика первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно- розыскными мероприятиями по делам, связанным с хищением наркотических и психотропных средств.

Тактика последующих следственных действий.

Проблема повышения эффективности использования специальных познаний по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

91. Криминалистическая характеристика финансовых и налоговых преступлений.

Сфера финансов – область обращения денежных и валютных ценностей, а также ценных бумаг – активно развивающийся элемент отечественной экономики.

Для криминальной деятельности в финансовой сфере характерны совершения комплекса действий, направленных на движение главным образом денежных средств или их заменителей, не связанное или оторванное от движения иных товарных ценностей.

Понятие «финансовые преступления», являясь криминалистическим, включает весьма обширную группу преступлений, имеющих сходство в их криминалистической характеристике. Это понятие в основном связывается с криминальными действиями в виде мошенничества, присвоения и растраты, легализации (отмывания) денежных средств.

Предметом преступной деятельности рассматриваемого вида являются прежде всего денежные ресурсы в рублях или иностранной валюте, ценные бумаги* и их суррогаты (например, пластиковые карты), обеспечивающие расчетные операции между субъектами хозяйственной деятельности и физическими лицами. Значительные объемы финансовой информации, отражающей права собственности субъектов, хранятся на машинных носителях компьютерной информации в форме «электронных» документов. Преступные действия с такими документами нередко связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации.

Способы совершения финансовых преступлений весьма многообразны. Преступные финансовые операции можно условно сгруппировать следующим образом:

а) операции в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении, использующие несовершенство правового регулирования механизма расчетов между контрагентами или контроля за его функционированием;

б) операции в области обращения платежных документов или ценных бумаг, основанные на несовершенстве организационных,. правовых и технических методов защиты этих финансовых инструментов;

в) операции в области заемных ресурсов, основанные на неправомерном получении денежных средств под видом заемных ресурсов, нецелевом их использовании или присвоении;

г) операции в области информационных финансовых технологий, основанные на несовершенстве механизмов защиты информационных систем финансовых учреждений от неправомерного доступа к информации и управления его извне.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки. Организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.

После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренным банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа»*, при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Организации, принимающие к оплате пластиковые карточки, периодически информируются эмитентами карточек о номерах и иных реквизитах карточек, являющихся недействительными, похищенными, утерянными и т.п. Список номеров таких карточек называется «стоп-лист».

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная защищенность информационных систем от неправомерного доступа.

Под налогом понимается обязательный платеж в бюджет, осуществляемый налогоплательщиком. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги. Поэтому в действующем УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за два вида преступной деятельности – уклонение физического лица от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций.

Для юридических лиц такими действиями являются уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере.

Специфика способа совершения данных преступлений определяет особенности механизмов данной разновидности преступной деятельности. Деятельность может заключаться либо в воздержании от совершения предусмотренных законом действий или их последовательности (неявка в налоговую инспекцию, непредставление в налоговую инспекцию необходимых данных и т.п.), либо в активных действиях по формированию блока недостоверных данных или их сокрытию от надлежащего учета.

Важными элементами обстановки совершения рассматриваемых преступных действий являются: непродуманная и непоследовательная налоговая политика; частое изменение крайне сложного для понимания неспециалистами налогового законодательства; негативное отношение части общества к обязанности платить налоги государству, не обеспечивающему в свою очередь точное исполнение обязанностей перед налогоплательщиками; пассивная борьба государственных органов с преступностью в целом и налоговой преступностью в частности и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.