Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективные изображения




На старых картах рельеф изображался схематическим перспек­тивным рисунком в виде отдельных возвышенностей, хребтов, го­рок. Для большей выразительности горки покрывались тенями — этот способ иногда называли картинным изображением рельефа. Для него не требовалось знания абсолютных или относительных высот, крутизны склонов, а было достаточно лишь передать об­щее расположение водоразделов, направление основных гряд и; хребтов (рис. 5.1). Такое изображение достаточно наглядно, но, ко­нечно, ни о какой геометрической точности не может быть и речи. '. Картинные карты рельефа иногда создавали художники; известна,; например, карта рельефа Тосканского побережья, нарисованная


Леонардо да Винчи и представляющая местность как бы с высоты птичьего полета. В настоящее время этот способ почти не применя­ется, его можно встретить лишь на стилизованных исторических картах.

Однако через два с лишним века картинный рисунок получил новое рождение. На современных картах стали использовать перс­пективные способы изображения рельефа, разрабатывать особые картинные знаки, но уже на геометрически точной основе. Новый способ получил название физиографического, он направлен на выявление физиономических черт рельефа, его морфологии (рис. 5.2). Физиографические карты широко применяют для пока­за рельефа дна океанов, поверхности далеких планет, их исполь­зуют в туристских буклетах и некоторых популярных изданиях. Та­кие карты отнюдь не предназначены для проведения по ним изме­рений, но они очень наглядны, похожи на блок-диаграммы или красочные художественные панорамы.

Такова поучительная эволюция способов перспективного изоб­ражения рельефа: от примитивных картинных изображений, ос­тавшихся в далеком прошлом, к точным современным физиогра­фическим картам. Это наглядный пример стремления картографов показать читателю пластику, объемность, трехмерность рельефа.

Рис. 5.2. Перспективное изображение горного рельефа Северной Италии (по Э. Раису).

7*



Глава V. Изображение рельефа


Способы штрихов



 


       
   


     
  _____.--    
  -_-~—п      
>п ——'      
30 -^.15 /* ^*-          
.^Э            
3 3 2.4

60 Я <2

Рис. 5.3. Шкалы штрихов крутизны.

а — шкала И. Лемана; б — шкала Главного штаба.

Создание подобных изображений требует немалого искусства, это всегда «штучные» картографические произведения.


ношение тени, т.е. толщины штриха Т, к свету, т.е. к промежутку между штрихами С, выражалось простой пропорцией:

Т/С = а/ (45° -а),

где а — угол наклона склона. Шкала Лемана состояла из девяти ступеней, для склонов с углами наклона 0 — 5° отношение шири­ны штриха к ширине просвета составляло 0:9, 5 — 10° — 1:8 и т.д. На самой верхней ступени шкалы 40 — 45° это соотношение со­ставляло 8:1, а склоны с крутизной более 45° покрывались сплош­ным черным цветом. Штрихи располагались вдоль направления скатов, и это придавало изображению рельефа большую пластич­ность, хорошо подчеркивая неровности и перегибы поверхности, в особенности в горной местности.

В России применяли иные шкалы, в которых более детально были проработаны ступени для малых уклонов (менее 15°): увеличено чис­ло градаций, изменена толщина штрихов и ширина промежутков между ними. Таковы шкала А. П. Болотова и шкала Главного штаба. Основные русские топографические карты, созданные в середине и конце XIX в.: одноверстная, трехверстная, десятиверстная Евро­пейской России и стоверстная Азиатской России, содержат пре­красные образцы применения штрихов крутизны. Штрихи выпол­нялись способом гравюры, и это придает изображению рельефа особую тонкость и художественность, карты дают наглядный об­раз местности и смотрятся как произведения искусства (рис. 5.4).


 


5.3- Способы штрихов

Схематичные перспективные изображения рельефа еще в XVIII в. перестали удовлетворять войска — основных потребителей карт. Им необходимо было получать по картам точное представление о пересеченности местности и крутизне склонов. Характер рельефа определял маневрирование пехоты, кавалерии и артиллерии. Это стало основной причиной перехода к шкалам штрихов крутизны. Принцип построения таких шкал прост: чем круче склон, тем толще и плотнее штриховка, что отвечает изменению освещенности, при которой крутые склоны как бы покрыты глубокой тенью, а поло­гие — максимально освещены (рис. 5.3).

Впервые шкалу штрихов крутизны создал в 1799 г. саксонский картограф Иоганн Леман. Он принял следующее допущение: от-


Рис. 5.4. Часть съемочного топографического планшета Санкт-Петербург­ской губернии, выполненного в штрихах крутизны.


102 Глава V. Изображение рельефа


Горизонтали \ 03


 


Рис. 5.5. Схема построения штрихового рисунка рельефа.

а — исходные горизонтали и линии скатов; б — расстановка штрихов; в — штрихи крутизны; г — теневые штрихи.

Интересно, что для нанесения штрихов на карте вначале про­водили горизонтали, они служили канвой для построения линий скатов, далее по ним вычерчивали штрихи. С окончательного ри­сунка вспомогательные горизонтали снимали (рис. 5.5).

Иной принцип использовали при изображении рельефа с по­мощью теневых штрихов, которые наносили по принципу боко­вого (косого) освещения. Обычно предполагалось, что источник света размещен в северо-западном углу карты. Штрихи черного; или коричневого цвета накладывали так, чтобы выделить осве- | щенные и затененные склоны, подчеркнуть основные формы ре­льефа, перегибы склонов, расчленение поверхности.

Способы штрихов очень хорошо передают пластику рельефа,
его морфологию, но не позволяют определять абсолютные и отно- >
сительные высоты. Кроме того, гравирование или рисовка штри­
хов весьма трудоемки, а печатание карт требует высокой техники
воспроизведения. Внедрение в картоиздание фоторепродукцион­
ных процессов и плоской печати сильно затруднило воспроизве-,
дение штрихов, тонкие линии при печати раздавливались, а тол- '
стые штрихи — сливались. Все это заставило картографов искать >
другие способы изображения рельефа.;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.