Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютные и относительные методы определения координат и собственных движений звезд. 2 страница




Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в каждом конкретном случае, исходя из индивидуального подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию. Исследование це-

ГЛАВА 14. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

лесообразно планировать так, чтобы оно позволяло не только фиксировать расстройства, но и выявлять его механизмы. Если речь идет о поврежденном мозге, то интерпретация полученных результатов должна отражать и компенсаторные следствия, особенно актуальные при длительных сроках болезни.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Как формулируются задачи, решаемые с помощью нейропсихологичес-кой диагностики?

2. Как сгруппированы исследовательские приемы в «луриевской батарее»?

3. Каким требованиям должен соответствовать набор нейропсихологичес-ких проб?

4. Охарактеризуйте основные комплекты психодиагностических приемов, используемых в нейропсихологии для оценки разных психических функций.

Основные литературные источники

1. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

2. ГлозманЖ. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 160 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е. М.: МГУ, 1986. 287 с.

4. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 124 с.

5. ЛурияА. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е. М.: Академический проект, 2000. 512 с.

6. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей ред. М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с.

7. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Л ЕНАТО, 1998. 166 с.

8. Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейро-психологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Тривола, 2000. 50 с.

9. ЦветковаЛ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 128 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: ЛГУ, 1977. 160 с.

2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1962.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 381 с.

4. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.400 с.

5. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Память и внимание — интеграторы психики. СПб.: ЛОГОС, 2004. 120 с.

6. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: МПА, 1994. 110 с.

7. Бадалян Л. О. Невропатология. Изд. 2-е., испр. М.: Академия, 2001. 384 с.

8. Бернштейн И. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М.: 1966.

9. Бехтерева Н. П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науках о мозге человека. СПб.: Нотабене, 1997. 67 с.

10. Бианки В. Л., Филиппова И. Б. Асимметрия мозга и пол. Л.: Наука, 1993. 201 с.

11. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. Изд. 2-е., пе-рераб. и доп. М.: Медицина, 1988. 240 с.

12. Бойко Е. И. Мозг и психика. М.: Просвещение, 1969. 192 с.

13. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.

14. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. Изд-е 2-е. Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. 416 с.

15. Вартанян И. В. Физиология сенсорных систем. СПб.: Лань, 1999. 224 с.

16. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

17. ВеккерЛ. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.685 с.

18. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: ACT, 2005. 384 с.

19. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.500с.

20. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964. 292 с.

21. Гиндикин В. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М.: Триада-Х, 1999. 266 с.

22. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988.320 с.

23. ГлозманЖ. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 160 с.

24. ДельгадоX. Мозги сознание. М.: Мир, 1971. 264 с.

25. Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: ИСПиП, 1997. 254 с.

26. Доброхотова Т. А., Брагина Н. И. Левши. М.: Книга, лтд, 1994. 232 с.

27. Дубровинская Н. В., ФарберД. А., БезрукихМ. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.

28. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. 386 с.

29. Егоров А. Ю. Функциональная специализация полушарий мозга человека: Учебное пособие к спецкурсу. СПб.: Институт специальной педагогики и психологи, 2000. 48 с.

ЛИТЕРАТУРА

30. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е. М.: МГУ, 1986. 287 с.

31. Кассиль Г. Н. Наука о боли. Изд. 2-е. М.: Наука, 1975. 397 с.

32. Кербиков О. В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. 312 с.

33. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л.: Медицина, 1967. 224 с.

34. Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

35. Корсакова Н. К., МосковичутеЛ. И. Клиническая нейропсихология. М.: МГУ, 1988. 89 с.

36. Корсакова Я. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 124 с.

37. Костандов Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.': Питер, 2004. 167 с.

38. Кроль М. Б., Федорова Е. А. Основные невропатологические синдромы. М.: Медицина, 1966.513 с.

39. Крылова И. В., Искренко И. А. Мозг и проводящие пути. Анатомия человека в схемах и рисунках. Атлас-пособие. М.: Изд-во Рос. универ. Дружбы народов, 1999. 97 с.

40. Курцин И. Т. Критика фрейдизма в медицине и физиологии. М.; Л.: Наука, 1965. 296 с.

41. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Киев: Вища школа. 1981. 392 с.

42. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 551 с.

43. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.

44. ЛурияА. Р. Мозгчеловека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.480 с.

45. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 375 с.

46. ЛурияА. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е. М.: Академический проект, 2000. 512 с.

47. Лютьен-Дреколь Э., Йоханнес В. Р. Анатомический атлас. Функциональные системы человека. Словакия; Россия, 1997.

48. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: СПбГУ, 2000. 168 с.

49. Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропсихо-логической диагностике. М.: Теревинф, 1998. 44 с.

50. Михеев В. В. Нервные болезни. М.: Медгиз, 1958. 495 с.

51. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 2002. 288 с.

52. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.336 с.

53. Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1984. 192 с.

54. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1995. 232 с.

55. Николаева Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. 544 с.

56. Николаенко Н. Н. Творчество и мозг. СПб.: ИСПиП, 2001. 344 с.

57. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. 288 с.

58. Основы психофизиологии. Учебник / Отв. ред. Ю. А. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.432 с.

59. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с.

60. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984.288 с.

61. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов/Под общей ред. М. М. Семаго. М.:АРКТИ, 1999. 136 с.

62. Ранняя диагностика психических заболеваний / Под ред. В. М. Блейхера, Г. Л. Ворон-кова, Вл. Иванова. Киев: Здоров'я, 1989. 288 с.

63. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2004. 96 с.

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

64. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Л ЕНАТО, 1998. 166 с.

65. СандомирскйиМ. Е., БелогородскийЛ. С, ЕникеевД. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Башкирский Гос. мед. ун-т, 1997. С. 44-63.

66. СимерницкаяЭ. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985. 190 с.

67. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 150 с.

68. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. Т. 3. М.: Медгиз, 1963. 412 с.

69. Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейро-психологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей: Учебно-методическое пособие. М.: Тривола, 2000. 50 с.

70. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 352 с.

71. Смирнов В. М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л.: Наука, 1974. С. 8—51.

72. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг/ Пер. с англ. М.: Мир, 1983. 256 с.

73. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: 1973.

74. Хомич И. И. Человек — живая система: Естественно-научный и философский анализ. Минск: Беларусь, 1989. 271 с.

75. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. М.: МГУ, 1987. 288 с.

76. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 282 с.

77. Хомская Е.Д., БатоваН. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 268 с.

78. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.:МГУ, 1976.296 с.

79. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романцова. М.: МГУ, 1979. 272 с.

80. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Миха-левской. М.: МГУ, 1975. 400 с.

81. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология» и специальностям 020400 — «Психология», 022700 — «Клиническая психология». М.: Российское психологическое общество, 1999. 526 с.

82. Цветкова Л. С. Мозги интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1995. 304 с.

83. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.

84. Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 148 с.

85. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. 304 с.

86. Черкес В. А. Передний мозг и элементы поведения. Киев: Наукова думка, 1978. 176 с.

87. Шкловский В. М., Визель Т. Т. Восстановление речевых функций у больных с разными формами афазий. М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000. 96 с.

88. Ярошевский М. Г. История психологии. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1976. 464 с.

Александр Павлович Бизюк

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Главный редактор И. Авидон

Ведущий редактор О. Гончукова

Технический редактор О. Колесниченко

Художественный редактор П. Борозенец

Директор Л. Янковский

Подписано в печать 30.08.2005. Формат 70x100 %. Усл. печ. л. 23,7. Тираж 2500 экз. Заказ № 4268

ООО Издательство «Речь»

199178 Санкт-Петербург ул. Шевченко д. 3 (лит. «М»), пом. 1

тел. (812) 323-76-70, [email protected], www.rech.spb.ru

Интернет-магазин: www.internatura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография "Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, д. 12

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

В настоящее время прямые восхождения и склонения известны для многих сотен тысяч звезд. Несмотря на это, задача определения экваториальных координат звезд до сих пор не потеряла своей актуальности и, вероятно, никогда ее не потеряет. Дело в том, что для огромного большинства звезд известны лишь приближенные координаты и для их уточнения необходимы повторные наблюдения этих звезд. Неоднократные определения координат одних и тех же звезд необходимы также и для определения их астрономических постоянных. Экваториальные координаты светил могут быть определены либо абсолютным методом, либо относительным пли дифференциальным методом. Определение координат абсолютным методом не опирается на какие-либо заранее известные координаты. При дифференциальном же методе прямые восхождения и склонения нескольких десятков или сотен звезд должны быть заранее известны. Эти звезды называются опорными.

Экваториальные координаты светил могут быть определены либо абсолютным методом, либо относительным пли дифференциальным методом.

Определение координат абсолютным методом не опирается на какие-либо заранее известные координаты. При дифференциальном же методе прямые восхождения и склонения нескольких десятков или сотен звезд должны быть заранее известны. Эти звезды называются опорными.

а) Абсолютные методы. Определение склонений звезд абсолютным методом основано на соображениях и формулах § 14. Действительно, если измерить зенитное расстояние незаходящсй звезды сначала в момент ее верхней кульминации (zB), о затем, через 12 часов звездного времени, в момент ее нижней кульминации (zH), то будем иметь (см. формулы § 14)

zB = d — j

и

zH = 180° — j — d,

откуда

Таким образом, не зная координат других светил, мы получим склонение d данной звезды и географическую широту j места наблюдения.

После того как широта места j будет многократно определена из наблюдений нескольких незаходящих звезд, взяв среднее арифметическое ее значение j 0 и измерив зенитное расстояние уже любой звезды в момент кульминации, получим склонение звезды по одной из следующих формул:

d = j 0 — z, если звезда кульминировала к югу от зенита;

d = j 0 + z, eсли звезда кульминировала к северу от зенита;

d = 180 ° — j — z, если звезда наблюдалась в нижней кульминации.

Абсолютный метол определения прямых восхождений основан на том соображении, что из наблюдений Солнца можно найти его прямое восхождение a ¤, не зная прямых восхождений других светил.

Действительно, пусть на рис. 67 QQ' — небесный экватор, EE' — эклиптика, A — точка весеннего равноденствия, e — наклонение небесного экватора к эклиптике, а С — положение Солнца на эклиптике в некоторый момент. Тогда дуга Cm — склонение d ¤ Солнца, а дуга Am — его прямое восхождение a ¤.

Из прямоугольного треугольника СmA, согласно формуле (1.35 ), следует:

(6.13)

Следовательно, если известно склонение Солнца d ¤ в некоторый момент и угол e, то по формуле (6.13) можно вычислить прямое восхождение Солнца для этого же момента.

Измеряя зенитное расстояние z¤ Солнца в момент его верхней кульминации, т. е. в истинный полдень, мы для каждого дня наблюдений можем знать его склонение d ¤. Склонение Солнца меняется с каждым днем (см. § 16). Из наблюдений, произведенных около дней летнего и зимнего солнцестояний, можно определить его экстремальные значения, абсолютная величина которых и будет как раз равна углу наклона е эклиптики к экватору. С полученным значением e по формуле (6.13) можно вычислить a ¤ в момент истинного полудня для каждого дня наблюдений. Кроме того, если при измерении зенитного расстояния отмечать по часам момент T¤ прохождения Солнца через меридиан, то из уравнения

s = a ¤= T’¤ + u (6.14)

будет известна также поправка часов и для каждого дня наблюдений и ход часов w (см. § 85).

Таким образом, абсолютный метод определения прямых восхождений сводится к следующему. Выбирается несколько (например, 30-40) звезд, расположенных более или менее равномерно вдоль эклиптики и небесного экватора, настолько ярких, чтобы каждую из них можно было бы наблюдать и днем, до или после наблюдений Солнца. Такие звезды называются главными или часовыми.

При наблюдении часовых звезд отмечаются моменты их прохождения через меридиан Т’1, Т’2,..., Т’n. При наблюдении Солнца отмечается момент T’¤ его прохождения через меридиан и измеряется зенитное расстояние z¤. По измеренному зенитному расстоянию Солнца вычисляется его склонение d ¤ и прямое восхождение сто для каждого дня наблюдений в моменты его верхней кульминации. По уравнению (6.14) вычисляются поправки часов на моменты наблюдений Солнца, а по ним — ход часов.

Далее, для каждого дня наблюдений Солнца и часовых звезд составляются следующие уравнения:

a ¤ = T '¤ + u.
 
   

 

  (6.15)
a 1 = T '1 + u1,
a 2 = T '2 + и2,
……………..
a n = T’n + un.

В первом из этих уравнений известны все величины, в остальных — только моменты прохождений звезд через меридиан T 'i. Прямые восхождения часовых звезд a i, и поправки часов и, пока не известны. Но поправки часов u i, для моментов кульминации каждой часовой звезды легко найти через известные поправку и и ход часов w, а именно:

u i = u + w (T’ i — T’¤).

Тогда уравнения (6.15) запишутся так:

a¤ = T’¤ + u,
a 1 = T '1 + u + w (T '1 — T'¤),
a 2 = T '2 + u + w (T '2 — T'¤),
…………………………….
a n = T’n + u + w (T ’n — T’¤)

Из этих уравнений и определяются прямые восхождения Солнца и часовых звезд абсолютным методом. При этом выгоднее производить такие определения по наблюдениям, проведенным при небольших значениях абсолютной величины склонения Солнца, т.е. около дней весеннего и осеннего равноденствий. В этом случае прямые восхождения получаются точнее.

При абсолютном методе определения прямых восхождений звезд наблюдения Солнца необходимы для фиксации положения точки весеннего равноденствия на небе относительно этих звезд. С этой целью вместо Солнца можно наблюдать любую планету Солнечной системы, если элементы ее орбиты известны с достаточной степенью точности. Наблюдения планет точнее, чем наблюдения Солнца. Особенно выгодны в этом отношении малые планеты. Условия наблюдений малых планет практически не отличаются от условий наблюдения звезд и поэтому результаты их наблюдений свободны от тех специфических ошибок, которые присущи наблюдениям больших планет и Солнца.

б) Относительные или дифференциальные методы. Относительные определения координат звезд сводятся к измерению разностей координат Da и Dd определяемых и опорных звезд.

Из наблюдений звезд в меридиане получают для каждой опорной и для каждой определяемой звезды моменты прохождения через меридиан T и Ti, и зенитные расстояния z и zi.

Так как наблюдения производятся в меридиане, то разность моментов прохождений звезд, опорной (T) и определяемой (Ti), после учета хода часов есть разность их прямых восхождений, т.е.

Т — Ti = a — a i, = Da i,

а разность зенитных расстояний есть разность склонений этих звезд, т.е.

z — zi = d i — d = Dd i (кульминация к югу от зенита),

г — zi = d — d i = Dd i (кульминация к северу от зенита).

Из этих соотношений легко получаются искомые координаты a i и d i, определяемой звезды, так как a и d опорной звезды известны.

Здесь мы изложили только принципы определения экваториальных координат; на практике дело обстоит значительно сложнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.