КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объем курса, виды учебной работы, форма текущего и итогового контроля
Текущий контроль: Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, выполнения практических заданий. Итоговый контроль: Чтобы получить итоговую аттестацию по данному курсу (Психодиагностика) студент должен посещать не менее 80% аудиторных занятий Формой итогового контроля является экзамен (перечень вопросов к экзамену приводится).
РАЗДЕЛЫ КУРСА: Курс состоит из 2 разделов:
2. Методы и методики психодиагностики
Основное содержание лекционного курса.
Тема 1: Предмет и задачи психодиагностики Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных задач психодиагностики. История развития психодиагностики. Истоки психодиагностики. Практика применения психологических тестов в нашей стране и за рубежом. Место психодиагностики в системе психологических наук. Основные понятия психодиагностики. Дифференциальная психометрика и ее психологические принципы. Понятие «психологического диагноза» и его разновидности. Диагностический процесс как форма научного исследования и как процесс принятия решений. Принципы постановки психологического диагноза. Тема 2:Классификация психодиагностических методик Типы диагностических методик. Мало формализованные и высоко формализованные методики. Основания классификации психодиагностических методик: предмет и операциональная структура. Предметная классификация. Психические функции: когнитивные (ощущения, восприятие, память, мышление) и регулятивные (аттенционная, эмоциональная и волевая регуляция). Общие способности и проблемы диагностики умственного развития. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний. Диагностика конституциональных (темперамент), индивидуально-стилевых (характер) и ценностно-мотивационных черт личности. Диагностика межперсональных отношений. Операциональная классификация. Психофизиологические измерения. Объективные тесты решения задач. Стандартизованный самоотчет: тест-опросники, оценочные рейтинг-процедуры субъектов, классификация и оценка сходства-различия. Проективные техники — стимульные и рисуночные. Диалоговые техники: беседа, интерактивные игры. Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Репертуарные решетки Дж.Келли. Тема 3. Психометрические основы психодиагностики Требования к пользователям психологического инструментария и проведению психодиагностического исследования. Требования к психодиагностическим методикам. Технология создания и адаптации методик. Формальные критерии стандартизации как условия эффективности психодиагностических методик. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Точность измерительной процедуры. Виды надежности. Надежность в экспертных оценках. Валидность как комплексное свидетельство соответствия теста измеряемой области. Валидность и надежность. Виды валидности. Достоверность и критерии объективности психодиагностических результатов. Диагностическое поле методик. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Статистическое обоснование тестовых норм: мера статистической достоверности отнесения испытуемых диагностической категории. Процентильные нормы. Критериальные нормы. Получение репрезентативных норм на базе эмпирического распределения тестовых баллов. Конкретные примеры стандартных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов, шкала стенайнов. Формы представления результатов диагностики. Фактор личного контакта в психологической диагностике. Тема 4. Профессионально-этические нормы в психодиагностике Критерии эффективности практической работы психодиагноста. Социально-психологические основания этического кодекса психолога–диагноста. Уровень квалификации специалистов. Принцип личной ответственности. Принцип профессиональной тайны. Принцип обеспечения прав личности. Принцип объективности. Принцип конфиденциальности. Принцип психопрофилактического изложения результатов. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам. Научные сообщения. Справочно-методические издания. Инструктивные документы. Измерительные методики, тесты. Экспертные методы. Пользователь–психолог. Специалист–смежник. Правовые аспекты психодиагностического обследования. 4. Раздел II. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Тема 5. Диагностика психофизиологических основ личности Понятие о природных особенностях человека. Основные направления и возможности конституциональной диагностики. Свойства нервной системы: принципы и методики диагностики. Аппаратурные и бланковые методики. Психомоторные диагностические методики. Теппинг-тест по Е.П.Ильину. Тест МКД Е.Мира-и-Лопеса. Темперамент и его проявления. Основные индикаторы нейродинамических характеристик личности. Возможности диагностики темперамента. Методы наблюдения, тест-опросники. Опросники Я.Стреляу, Г.Айзенка. Методика Д.Кейрси. Тема 6. Диагностика общих и специальных способностей Диагностические индикаторы способностей. Проблема диагностики общих способностей. Группы специальных способностей: сенсорные, моторные, технические и профессиональные. Методические принципы, приемы и средства диагностики специальных способностей. Методики изучения свойств памяти, восприятия, внимания. Методики оценки свойств логического, образного и практического мышления. Креативные (творческие) способности и методические принципы их диагностики. Возможности проективных методов в диагностике творческих способностей. Профдиагностика: цели и средства. Корректурная проба Б.Бурдона и ее модификации. Таблицы Ф.Горбова и таблицы Ф.Горбова-Шульте. Тест Дж.Струпа. Тесты креативности Е.Торренса, С.Медника, Дж.Гилфорда. ТСИ (Р.Амтхауэр). Методика КОС. Тема 7. Диагностика умственного развития и интеллекта Интеллект как индивидуально–личностная система познавательных функций. Проблема структуры интеллекта и возможности диагностики. Модели структуры интеллекта Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Р.Амтхауэра. Академический и социальный интеллект. Эмоциональный интеллект. Вербальный и невербальный интеллект. Умственное развитие личности, интеллект, обучаемость: показатели и методические принципы диагностики. Тестовые методики, состав субшкал и субтестов, особенности проведения, обработки и интерпретации: ТСИ (Р.Амтхауэр), ШТУР (К.Гуревич), WAIS и WISC–R (Д.Векслер), РМ (Дж.Равен), "Культурно–независимый тест интеллекта" (Р.Кеттелл), TSI (Дж.Гилфорд). Тема 8. Диагностика личностных свойств Проблема целостной и интегрированной диагностики личности. Представления об иерархической классификации черт личности и о личностных типах. Факторные теории личности как методологическая основа построения диагностических средств. Концепция «большой пятерки». Тест-опросник 16PF (Р.Кеттелла). История построения теста. Структура и интерпретация факторов опросника Р.Кеттелла. Диагностика акцентуаций личности по К.Леонгарду. Опросник Г.Шмишека: структура и интерпретация шкал. ПДО А.Личко.. Гиссенский личностный опросник ГТ: структура и интерпретация шкал; возможности диагностики риска социальной дезадаптации. Выявление профессиональных склонностей и интересов: ДДО, ОПГ, карта интересов, тест Дж.Голланда. Понятие о профессиограмме и психограмме. Проективные методы изучения личности — их общая характеристика и классификация. Тест незаконченных предложений, соединяющий возможности ассоциативного эксперимента и проективных техник. Рисуночные техники. Тема 9. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний Диагностические индикаторы эмоционально-мотивационных проявлений. Методические приемы диагностики: стандартизованные (прямые) и индивидуализированные (косвенные, проективные). Тест С.Розенцвейга. HAND-тест (Э.Вагнер). Тест М.Люшера как метод диагностики состояний. Опросники: А.Басса-А.Дарки, эмоционального благополучия. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. Методика соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах, диагностика внутренних конфликтов в сфере направленности. (Е.Фанталова). Опросник СЖО в адаптации Д.Леонтьева. Ориентационный личностный опросник А.Басса. Шкала тревожности (Ч.Спилбергер). Аппаратурные и бланковые методики диагностики психических состояний. Тест Э.Ландольта. ЦТ М.Люшера. Корректурная проба Тулуз- Пьерона как метод выявления ММД. Тема 10. Диагностика межличностных отношений Принципы и методы диагностики межличностных отношений. Основания психодиагностической оценки межличностных отношений. Диагностика межперсонального статуса личности. Особенности интерпретации психодиагностических данных об индивидуальных характеристиках личности, включенной в социальные отношения. Опросники: Т.Лири, К.Томаса, нормативных предпочтений в группе. Социометрия и референтометрия. Аппаратурные методы диагностики совместимости и срабатываемости. Совместный тест Г.Роршаха. Тест А.Фидлера. Речь как средство диагностики. ЦТО. Диагностика внутрисемейных межличностных отношений: методика «Рисунок семьи», опросник удовлетворенности браком, РОП, Pari, методика Р.Жиля, тест «подростки о родителях» — Ador, АСВ Э.Эйдемиллера. Тема 11. Патопсихологическая диагностика Понятие «нормы» и «патологии» и их относительность. Особенности патопсихологического обследования. Основные методы, используемые в клинической психодиагностике. Функции психологического диагноза в клинике. Нейропсихологическая диагностика: назначение, особенности, методики. Возможности теста Д.Векслера в дифференциальном диагнозе. Тест-опросник MMPI. Основные и служебные шкалы. История построения теста. Отечественные версии СМИЛ, ММИЛ и СМОЛ. Невротические и психотические нарушения и их проявления в профиле MMPI. Акцентуации характера. Патохарактерологический диагностический опросник А.Личко. Опросник Г.Шмишека. Методы диагностики неврозов, психозов, пограничных состояний и отклоняющегося поведения. Механизмы психологической защиты. Психодиагностическая система Г.Келлермана и Р.Плутчика. Методика «Индекс жизненного стиля» Р.Плутчика. Проективные методы: ТАТ, ДАТ, РАТ, метод пиктограмм, метод незаконченных предложений. Метод цветовых выборов (тест М.Люшера) и его модификации. HAND-тест (Э.Вагнер). Тест Г.Роршаха. Тест Л.Сонди. Рисуночные методы: ДДЧ, РНЖ, «Дерево», «Рисунок человека», «Автопортрет» и т.п. Тема 12. Планирование психодиагностического обследования Диагностический процесс как процедура, необходимая для ответа на запрос или для решения проблемы. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. Комплектование методик в батареи. Стратегия сбора данных. Диагностический (практический) цикл: проблема, диагноз, план, воздействие, оценка. Методы постановки психологического диагноза. Модель проверки гипотез (МПГ). Модель полезности ожидаемых последствий. Психосемантический подход в психодиагностике и новые возможности диагностики сферы самосознания личности. ПДСМ И.Соломина. Исследование жизненного пути — новые возможности биографического метода (И.Соломин). Психодиагностика в решении прикладных задач профориентации и профотбора, образования и здравоохранения. Цели и задачи современной психодиагностики в системе образования. Психодиагностика в современных системах отбора и подбора персонала. Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к экзамену.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |