Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные данные для выборки




Нормативные данные для выборки из 227 испытуемых

Фактор а

Ответами а выми ответами Ь

1. Тревожность- 18, 32, 35, 43, 49, 61, 74, 25,44, 62, 93,100,
эмоциональная стабильность 85, 86, 94, 99,118, 123, 179

124,145,149,154,161, 164,170,174

2. Энергичность, активность- 10,33,97, НО, 111, ИЗ, 27,35, 61, 72,82,
пассивность 135,156,180,182,184,186 106

3. Настойчивость, уверенность в себе- 5,15,20, 23,47,65,90, 4,17,41,45,59,
покорность, подверженность влиянию 107,119,131,142,160,173 81,172,175

4. Сила Сверх-Я-. 12,40,48,63,68,73,75, 9,84
Слабость Сверх-Я 98,144,169,176,185

5. Обособленность- 56, 71, 79, 88,121,146,171 34,122
зависимость от группы

6. Рациональность, практичность- 11,26,62,72, 87,157,158, 23,36, 37, 58,83,
мечтательность 185 84,112,116,132,

135,138,163

7. Импульсивность- 7, 24, 29,47, 66, 67, 69, 80, 37,104, 138,139
сдержанность 133,136,154,183

Вопросы, «работающие» на выделенные факторы, были подвергнуты статистической обработке с последующим анализом полученных показателей внутренней согласованности. Результаты представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Значение Коэффициента Кронбаха для выделенных факторов____________

1.Тревожность — эмоциональная стабильность 0,7878

2. Энергичность, активность — пассивность 0,7535

3. Настойчивость, уверенность в себе — покорность, подверженность влиянию 0,8117

4. Сила «Сверх-Я» - Слабость «Сверх-Я» 0,7203

5. Обособленность — зависимость от группы 0,6726

6. Рациональность, практичность — мечтательность 0,7769

7. Импульсивность — сдержанность 0,6797

Нетрудно убедиться, что значения коэффициента надежности—согласованности Кронбаха достаточно велики для выделенных факторов, а это свидетельствует об однородности построенных шкал. Поскольку не существует формальных способов проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициента Кронбаха, в своей работе мы использовали его лишь в качестве дескриптивной меры согласованности заданий исходных и полученных с помощью факторного анализа шкал. Напомним, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6-0,8.


3.9. Стандартизация теста 1 75

На завершающем этапе исследования нами были рассчитаны среднее и стандартное отклонения для новых и оригинальных ключей1 (табл. 3.9, 3.10).

Таблица 3.9

(новые «ключи»)

 

Название фактора Среднее отклонение Стандартное отклонение
Тревожность — эмоциональная стабильность 2,1507 0,8355
Энергичность, активность — пассивность 1,5707 0,7552
Настойчивость, уверенность в себе — покорность,    
подверженность влиянию 1,6391 ' 0,8400
Сила «Сверх-Я» — Слабость «Сверх-Я» 1,4560 0,7097
Обособленность — зависимость от группы 2,0528 0,8491
Рациональность, практичность — мечтательность 2,1188 0,8375
Импульсивность — сдержанность 2,1360 0,8490

Таблица 3.10

из 227 испытуемых (оригинальные «ключи»)

 

Фактор Среднее отклонение Стандартное отклонение
А 1,5606 0,7704
В 1,6828 0,6108
С 1,8137 0,7763
Е 1,9089 0,7897
F 1,9121 0,8106
G 1,5845 0,7426
Н 1,6498 0,7799
I 1,7908 0,8645
L 2,0663 0,7904
М 2,0976 0,8572
N 1,9311 0,8333
0 2,1389 0,8401
q, 1,9105 0,8567
a 2,0923 0,8941
Оз 1,6092 0,7500
  2,1361 0,8414

Результаты проведенного исследования позволили ответить на вопрос о том насколько мы точны в измерении факторов, постулированных Кеттеллом. Пред

1 Для получения стандартного показателя из «сырого» балла вычитается среднее и делится на стан да->тное отклонение по шкале. Этот показатель в будущем будет использоваться для того, чтоб! привести полученные данные к стандартной шкале. В нашем случае это шкала стеков (от 1 до 10, с средним 5,5 и стандартным отклонением 2).


176 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы...

варительные нормативные данные могут служить ориентиром для заключений об относительной степени выраженности у испытуемого некоторых личностных черт. Памятуя об ограниченности выборки, отметим, что новые «ключи» и нормы следует использовать с известной осторожностью.

Заключение

Подводя итоги вышеприведенного, достаточно краткого рассмотрения психометрических основ психодиагностики, хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения — необычайно сложная задача. Основная проблема заключается в том, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гуманитарной науки, а используемый математико-статистический аппарат призван обслуживать (и успешно обслуживает) прежде всего измерение физических явлений. Вполне понятно желание многих исследователей предельно объективировать психологическое измерение, задавая такие требования к тестам, как надежность, дискриминативность, валидность. Соответствие этим требованиям зачастую представляется как условие точности и объективности наших измерений. В то же время зачастую не учитывается, что гуманитарные науки накладывают на процесс измерения множество ограничений. Формализация и количественные методики, математические модели в психодиагностике никогда не смогут заменить разработку теоретических конструктов, фундаментальных принципов исследования. Достаточно четко это прослеживается в развитии понятия валидности теста — его важнейшей характеристике как исследовательского инструмента. Понятие конструктной валидности, вобравшее в себя все подходы к определению валидности, — яркий пример того, что в конструировании тестов нельзя ограничиться математическими расчетами, как бы достоверны и убедительны они ни были. Без полного, насколько это возможно, психологического описания переменной (конструкта), для измерения которой предназначается тест, без формулирования гипотез о его результатах в свете того, что нам известно об этой переменной, процесс создания теста становится упражнением из математической статистики. Разработка тестов — творческий акт исследователя, и именно поэтому известных и завоевавших популярность методик, несмотря на множество изобилующих рецептами «кулинарных» книг по их изготовлению, не так уж и много, что хорошо известно любому психологу-практику.


Глава 4





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.