Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лтпиыпые опросники




Т 5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов

Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений2, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько

1 Левитов Н.Д. Психология личности. — М: Педагогика, 1956. — С. 169.

1 В англоязычной литературе обычно используется обобщающее понятие — item, которое у нас переводится как пункт, вопрос, утверждение или задание.


сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:

* опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);
ф опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

* опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
+ опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);
+ опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);
+ опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

* опросники факторные, для конструирования которых используется фак
торный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

ф опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа1 (например, ММРГ).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при групповом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.

В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений).

1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы лег
ко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обсле
дуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты отве
тов: «да», «нет».

2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет».
Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные отве
ты неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может
актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую
информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов
связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность,
отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утверди
тельно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контро
лировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто сред
нее», «нет».

1 Принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Подробнее см.: БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999.


5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов



 


s. * В *


 

25- 35- 30- 35- 35- 20- 40- 45^ ^35- 50--   -75
20- -30- Г"""' ^< —К- V-\\ • L 30- | 15- 35/^ / А ^ SncJ 30- 45-40-   -65 - 60
15- \ т 25- .' .• 20- *• NN "25% */ ^^ N" *^< " / >?(>- / * \ "™ 3tf Ч £ 1>20V 3^ *S .<Wx,   -55
10- W* 15- Г. 20- "25^ >*, • 10- ,25- 25 -_ « ',' t ''25-   -45
Hd +0,5 D Ну Рр I +0.4К М, р. Pt +1К Sc +1К м. +0.2К Si   Тосев Тк

----- солдаты (288 чел. в возрасте 18-22 лет)

----- больные, проходящие курс психотерапии (50 чел., ср. возраст 30,4 года)

----- другие больные (56 чел., ср. возраст 69,1 года)

----- невротики (71 чел., ср. возраст 32,4 года)

Рис. 5.1. Профиль личности

3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда—ложь», или так назы
ваемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются ог ди
хотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в пере
полненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».

4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно
слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фо
нарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты отве
тов: «нравится», «не нравится»:

5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам
прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда»
и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопро
сов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих
на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы.
Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превос
ходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая
к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».

6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да—за
трудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-
иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п. Подбор того
или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса
(утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться
от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».

7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких
предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это за
вершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать.
Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне


258 Глава 5. Личностные опросники


 




 


Рис. 5.2. Дискограмма

нечего делать, я могу...». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.

Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразуются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для наглядности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.