Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дославянский период




Ностратический этап. Настоящий уровень научногознания позволяет углубить историю русского этноса до времени существования ностратической лингвистической общности, или макросемьи. Ее существование было выявлено исследованиями отечественного лингвиста В.М.Иллич-Свитича, который установил генетическое родство таких языковых семей, как индоевропейская, афро-азийская, картвельская, урало-юкагирская, алтайская и дравидийская. Территорией распространения ностратической общности были, видимо, северо-восточная Африки и Передняя Азия. Ностратическая общность условно разделена на з а п а д н у ю группу – индоевропейские, афро-азийские, картвельские языки и в о с т о ч н у ю – языки дравидийские, урало-юкагирские и алтайские. Дивергенция ностратической общности, видимо, началась в эпоху мезолита в XII-XI тысячелетии до н.э.

По гипотезе Н.Д.Андреева из ностратической общности сначала выделился примерно в IX тысячелетии до н.э. так называемый бореальный язык, он дал начало индоевропейскому, уральскому и алтайскому языкам. Согласно другой концепции, сначала произошло выделение из ностратической общности индоевропейско-афро-азийской и уральской диалектных зон, в результате чего разделились индоевропейский и дравидийский диалекты, что отделило индоевропейцев от восточных ностратических языков. На следующем этапе индоевропейский диалект окончательно отделился от западных диалектов ностратической общности и стал самостоятельным.

Индоевропейский этап. Выделение индоевропейской языковой семьи поставило проблему «прародины индоевропейцев», т. е. места и времени их окончательного выделения из ностратической общности, а также продолжительности существования индоевропейской общности до распада, соотносимости ее с теми или иными археологическими культурами, антропологических характеристик ее представителей, реконструкции особенностей их культуры. Сейчас, впрочем, часто используется понятие индоевропейские «прародины», поскольку время существования этой лингвистической общности было довольно длительным и территория распространения ее носителей, видимо, менялась.

В настоящее время большая часть исследователей датирует время существования индоевропейский общности периодом V-IV тысячелетия до н.э., считая, что на рубеже IV-III тысячелетий начинается ее распад на новые языки. Что касается локализация индоевропейской прародины, то здесь единства у исследователей меньше. История этого вопроса знает почти три десятка гипотез, сейчас в качестве исходной территории индоевропейцев, обычно, указываются либо различные регионы Европы, либо Ближний Восток. Языки предшествующего населения оставили свой след в качестве субстрата индоевропейских языков народов Европы, единственным сохранившимся языком доиндоевропейского периода является язык басков северной Испании, численность которых составляет около 3 млн человек. В качестве отличительных черт культурного облика аборигенного доиндоевропейского населения Европы реконструируются оседлость, матриархат, миролюбие, высокий уровень ремесла и искусства, мегалитические сооружения (дольмены, менгиры, кромлехи).

Как и ностратическая лингвистическая общность, индоевропейский язык не зафиксирован никакими памятниками письменности, но выявление древнейшего лексического пласта современных языков этой семьи позволяет реконструировать реалии существования индоевропейской общности. В хозяйственной сфере это развитое скотоводство с разведением крупного (лексемы «бык», «корова», «теленок») и мелкого («овца», «баран», «коза») рогатого скота, коневодство («лошадь», «конь») и свиноводство («свинья», «поросенок»), пашенное земледелие с выращивание зерновых и технических культур («пшеница», «ячмень», «лен»), садоводство и виноградарство («яблоко», «виноград»). Был известен колесный и водный транспорт, из металлов – медь. Лексика характеризует природные условия («гора», «вершина», «возвышенность», «дождь», «снег», «зима», «жара»), растительность на территории обитания индоевропейцев («береза», «бук», «дуб», «тис», «граб»), фауну («медведь», «шакал», «лев», «олень», «орел», «гусь», «змея», «мышь», «рыба», «краб»). Археология и исследования мифологии позволили дополнить эти характеристики.

Согласно выводам М Гимбутас, которая придерживается концепции вторичной миграции индоевропейцев в степи Северного Причерноморья с Востока несколькими волнами на протяжении V-III тысячелетий до н.э., для них были характерны патриархат, воинственность и безразличие к искусству, курганный способ захоронения, шнуровая керамика и боевые топоры. На новой родине индоевропейцы сначала были представлены ямной культурой погребений с охрой, на ее базе возникают новые культуры. Ж.Дюмезиль на основе реконструкции социальной организации, религии и мифологии индоевропейцев, сделал вывод, что для них было характерно деление на три социальные категории – цари/жрецы (власть), воины (сила), общинники (плодородие) и трехчастная структура идеологии – человек, природа, космос. В мифо-религиозной сфере индоевропейцев характеризовали мотив единства неба и земли, связь названий человека и земли, идея близнечности, в частности, мотив инцеста близнецов, центральный образ громовержца, находящегося «наверху» (гора, дерево) и борющегося с находящимся «внизу», обычно змееподобным, существом, враждебным человеку.

Что же касается локализации индоевропейских прародин, то к настоящему времени количество предлагаемых решений относительно невелико.

1. Балкано-карпатская (или балканска я) прародина (В.Георгиев, И.М.Дьяконов и др.) связывает индоевропейцев с археологическими культурами этого региона, датируемыми V-IV тысячелетиями до н.э. Они отличались очень высоким уровнем металлургии меди, генетически были связаны с предшествующими культурами неолита VII-VI тысячелетий до н.э., которые вместе с малоазийскими культурами произвели «неолитическую революцию».

2. Близка к этой точке зрения теория дунайской прародины индоевропейцев (Б.В.Горнунг, О.Н.Трубачев и др.), согласно которой именно здесь локализуется компактный древнеиндоевропейский ономастический ареал, а сами индоевропейцы связываются с культурой линейно-ленточной керамики V-IV тысячелетий до н.э.

3. Переднеазиатска я гипотеза локализует прародину индоевропейцев в пределах Восточной Анатолии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии (Т.В.Гамкрелидзе, Вяч.Вс.Иванов и др.) в V-IV тысячелетиях до н.э. Эта гипотеза, по мнению ее сторонников, доказывается археологическими материалами – непрерывностью развития анатолийских культур на протяжении III тысячелетия до н.э., выводами лингвистов относительно последовательности разделения индоевропейской диалектной общности, ее близким соседством с афро-азийскими языками, на что указывают древние лексические связи, особенностями культуры, социальных отношений, параллелями в мифологии, а также данными палеозоологии и палеоботаники. В качестве возможных археологических культур, носителями которых были индоевропейцы, предполагаются халафская и чатал-хьюкская культуры Передней Азии и убейдская и кура-аракская культуры Закавказья.

Согласно переднеазиатской концепции при разделении индоевропейской общности с IV тысячелетия до н.э. из ее состава наряду с прочими (анатолийские, греко-армяно-арийские и др.) выделились так называемые «древнеевропейские» диалекты, носители которых через Среднюю Азию и Поволжье несколькими волнами перемещались на запад в историческую Европу. Здесь их исходным ареалом были Северное Причерноморье и приволжские степи. Археологически «древнеевропейские» языки были представлены ямной археологической культурой, памятники которой в III тысячелетии до н.э. занимали указанную территорию. Характеристики этой культуры имеют сходство с археологическими древностями Передней Азии.

Затем в том же III тысячелетии до н.э. начинается широкое расселение индоевропейских племен в западном, северо- и юго-западном направлениях, что фиксируется по материалам культур шнуровой керамики и боевых топоров в Европе.

В развитии индоевропейских языков Т.В.Гамкрелидзе и Вяч.Вс.Иванов выделяют семь этапов, причем на третьем этапе выделяются германо-балто-славянские диалекты, на шестом – балто-славянский и германский.

4. Существует гипотеза северобалканско-центральноевропейского расположения территории индоевропейского лингвоэтногенеза (В.А.Софронов), согласно которой индоевропейский праязык прошел три этапа: ранний – VIII-начало VI тысячелетия до н.э., средний – начало VI-V тысячелетие до н.э. и поздний – IV тысячелетие до н.э.

По В.А.Сафронову, было три индоевропейские прародины. Индоевропейцы сформировались в Малой Азии, в Анатолии и на раннем этапе своей истории были представлены культурой Чатал Хююка. Об этом свидетельствует положительный результат сопоставления реконструируемого по древнейшей индоевропейской лексике ландшафта и климата с экологией Анатолийского полуострова того времени и состояния культуры и общества ранних индоевропейцев с реалиями Чатал Хююка по 27 позициям (мотыжное подсечно-огневое земледелие, скотоводство, оседлость, езда верхом, выделение парной семьи, значительная роль женщины в обществе и др.).

Затем индоевропейцы мигрировали на Балканы, где создали культуру Винча (середина V-конец IV тысячелетия до н.э.), это был средний этап истории индоевропейского языка. Потом на базе этой культуры сформировалась культуры его позднего этапа - Лендьел (4000-2800 гг.до н.э.), распространившаяся в Центральной Европе, а на базе Лендьел при участии культуры Винча (для этих культур характерно частичное сосуществование) – культура воронковидных кубков (V- III тысячелетия до н.э.). К рубежу IV-III тысячелетия до н.э. закончились индоевропеизация Центральной Европы и колонизация Северной Европы индоевропейцами, в это же время происходят распад индоевропейской общности и формирование новых археологических культур ее представителей.

5. Согласно концепции циркумпонтийской прародины индоевропейцев в Балкано-Дунайском регионе во второй половине IV тысячелетия до н.э. наряду с глубокими этнокультурными сдвигами складывалась новая система культур, мало связанных с предшествующими. Исторически и генетически эта система восходила к таким археологическим общностям, как культуры шнуровой керамики и шаровидных амфор, а также скотоводческим культурам каспийско-черноморских степей. На этой огромной территории, определяемой как циркумпонтийская, и шло становление конкретных групп индоевропейцев. Этот процесс протекал очень сложным путем, так как разделялись прежде единые группы и сливались родственных и неродственные группы. Распространяются общие элементы культуры, объясняют сторонники этой концепции, в результате подвижности скотоводческих групп населения. Таким образом доказывается, что исходной компактной индоевропейской общности не существовало.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.