Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глеб Архангельский




НЕВРОЗ

 

Если целый город вдруг начнет распевать заклинания, делать магические пассы и приносить жертвоприношения в надежде умилостивить богов и прекратить засуху, и если все будут уверены в эффективности этой процедуры — никто не сможет осознать всей глупости такого поведения, всего бе­зумия этого коллективного невроза. Но если некий индиви­дуум все же очнется и взглянет на происходящее здраво, он вступит в конфликт с окружающими и окажется изолирован­ным от семьи и друзей, станет фигурой, противостоящей фону общины, объектом враждебности и преследования. Возможно, он разовьет свой собственный индивидуальный невроз с помощью процесса, который нельзя понять без знания паранойяльного характера. Общество будет агрес­сивно вести себя по отношению к человеку, сомневающему­ся в принятой идеологии, и сделает все, чтобы навредить ему. Он же, в свою очередь, если не сможет ответить ударом на удар, будет подавлять свою агрессию или проецировать ее на своих противников, заменяя, таким образом, реальное преследование манией преследования и страхом.

Недостаток «избегания» (избегание ощущения опастности) состоит в ослаблении холисти­ческой функции. Избегание приводит к дезинтеграции дея-тельностной и мыслительной сфер. Любой контакт с другом или же врагом до тех пор, пока он не грозит непреодолимыми опасностями, приводит к расширению данных сфер, интегра­ции личности и, посредством ассимиляции, увеличивает наши возможности.

(а)Вычитание

(1) Простейший способ уничтожения — это скотома (сле­пое пятно, временное отсутствие восприятия). Это один из магических трюков, упоминавшихся ранее, к которому при­бегают в тех случаях, когда реальное уничтожение невозмож­но. Притворяясь слепым или глухим, человек, как ему кажет­ся, устраняет источник неприятных ощущений. Дети часто закрывают глаза или уши руками на «страусиный манер» и выказывают тем самым первые проявления лицемерия, кото­рое впоследствии может характеризовать многие их дей­ствия. Компенсация скотомы обнаруживается в корсаковс-ком синдроме в виде заполнения провалов в памяти вымыш­ленными событиями.

(2) Избирательность — это способ избегания объектив­ной точки зрения. Когда она обусловлена организмическими нуждами, избирательность принадлежит к неизменному био­логическому базису нашего существования, но ее произволь­ное применение ведет к полуправде, которая опаснее, чем сама ложь. Она используется в пропаганде и в формулах вежливости, в военных сводках и слухах, и в случае ипохонд­рии и достигает своего пика в истероидном и параноидаль­ном характерах. Создается впечатление, что из бергсоновс-кой концепции бессознательного Фрейд выбрал прошлое и причинность, тогда как Адлер сделал упор на будущем и це­ленаправленности.

(3) При запрещении экспрессия, идущая изнутри орга­низма, никак не проявляется внешне. Посредством избегания, например, плача поддерживается требуемый обществом са­моконтроль. Недостатком этого способа является то, что зап­рещение зачастую ведет к формированию истерических сим­птомов. Запрещенная экспрессия может выступать как зас­тенчивость.

(4) Психоанализ неоднократно доказывал, что подавле­ние есть ничто иное как избегание осознания. По большому счету, переводом импульса из области сознательного в об­ласть бессознательного ничего не достигается.

(5) Бегство — один из наиболее известных способов ук­лонения. Но никто не в силах убежать от себя самого. Эска­писту ничего не приносит его бегство, поскольку он несет с собой все свои неразрешенные проблемы. Бегство в болезнь и в будущее — по крайней мере, насколько сны наяву могут им считаться, — были разоблачены психоанализом, но их про­тивоположность — бегство в прошлое и самокопание до сих пор поддерживаются фрейдизмом.

(б)Сложение

(6) Наиболее широко известным добавлением является гиперкомпенсация (Адлер). Неприятного чувства неполноцен­ности необходимо избегать. С этой целью вокруг уязвимого места воздвигается стена из качеств, противоположных не­полноценным. В результате применяется множество предос­торожностей, даже чрезмерных. Маскулинный протест — же­лание обладать пенисом — приводит к такого рода отношени­ям, которые многие женщины несправедливо принимают за слабость (С.Радо).

(7) Панцирь (Райх) имеет сходную структуру. Человек со­здает систему мышечных напряжений, приводящих к рас­стройству координации и неловкости, с тем, чтобы избежать выражения «вегетативных энергий» (под этим Райх, очевидно, подразумевает все функции, за исключением моторных).

(8) При неврозе навязчивости избегание контакта с зап­рещенными объектами (например с грязью) и некоторых же­ланий (агрессивных тенденций) достигается путем создания ментального новообразования, состоящего из церемоний и «подтверждающих» действий. Развитие личности в чем-то приостановлено.

(9) Перманентные проекции подобно сотворению богов являются добавлениями. Это очевидно для каждого, кто не переворачивает этот факт вверх тормашками (т.е. не придер­живается того мнения, будто эти боги сотворили человека). Но даже для верующего религия остается предположением типа «а если бы». Этот факт может быть понят при сравнении набожного человека с больным психозом, испытывающим ре­лигиозные галлюцинации, который прошел через «личный опыт общения с Богом». Религия стремится предотвратить духов­ный рост человечества, сохраняя его в инфантильном состоя­нии. «Мы все дети одного отца — Бога!»

(10) Галлюцинации также относятся к добавлениям, скры­вающим за собою и тем самым избегающим восприятие ре­альности. Женщина, несущая на руках кусок дерева и обра­щающаяся к нему как к своему младенцу, избегает осознания его смерти.

(11) Ворчун построил вокруг своей жизни целую стену плача. Он предпочитает жаловаться вместо того, чтобы дейст­вовать.

(12) Интеллектуализм — это гипертрофия ума, никоим образом не являющаяся интеллектуальностью (факт, который многие не желают признать). Это отношение к жизни, исклю­чающее глубокие чувства.

(13) По мнению Ф.М.Александера, многие наши поступки сопровождаются огромным количеством ненужных действий, избыточность которых — следствие избегания «верной сен­сорной оценки» — проявляется в нарушениях координации.

(в) Изменения: в этой группе функции добавления и исключения либо смешаны, либо же происходят простые из­менения.

(14) В случае вытеснения мы избегаем контакта с исход­ным объектом, направляя наше внимание на менее неприят­ный. Нельзя сказать, что у господина Икс происходит заме­щение фигуры отца дядей. Напротив, господин Икс целенап­равленно теряет интерес к отцу, переводя его на дядю.

(15) Сублимация напоминает замещение тем, что в ре­зультате нее происходит подмена одного действия другим, более устраивающим субъекта. Исходно прямого действия следует избегать. Представляется проблематичной оправ­данность признания замещения патологией, а сублимации — здоровой функцией1.

(16) Два примера, иллюстрирующих действие функций вычитания/сложения в группе черт характера:

Чрезмерно чистоплотный человек стремится избежать контакта с грязью, но в то же самое время остается живо заинтересованным во всех занятиях, связанных с грязью (мы­тье полов, гипертрофированное желание обнаружить даже самое маленькое пятнышко и т.д.).

В задире легко распознать труса. Когда он встречает кого-то, кто не дает себя запугать, эта его характерная черта исчезает. Самая строгая совесть, если взяться за нее как сле­дует, точно так же ослабляет свою хватку.

(17) Смешение функций вычитания и сложения в случае возникновения симптомов очевидно в следующем примере: у женщины наблюдается функциональный паралич правой руки. Этот паралич, являющийся сам по себе неполноценнос­тью, представляется ей лишь второстепенным фактором. Ана­лиз показывает, что она вспыльчива и все еще готова нада­вать пощечин своей давно уже взрослой дочери. Парализо­вав руку, она избегает возможности показать свой нрав — она устраняет искушение дать дочери пощечину.

1 Бытует мнение, что Данте и Шуберт достигли художественных высот, благодаря сублимации и фрустрации, связанной с сексом. Однако тот же Гете был очень творческой личностью, более разносторонней, нежели любой из них, несмотря (или, возможно, благодаря) многочисленным и зачастую успешным любовным похождениям.

(18) Свобода от чувств вины и тревоги есть, согласно крайне примитивной психоаналитической концепции, доста­точное условие для того, чтобы вылечить невроз. Эти явления и на самом деле очень неприятны. Ощущение вины (осно­ванное на проецируемой агрессии) приводит «грешника» к мыслям об избегании: «Больше я так делать не буду». Но до­статочно часто, как в случае хронического алкоголизма, чув­ство вины, хотя и глубоко переживается, не приводит к каким-либо долговременным последствиям. Эти пациенты подкупа­ют на какое-то время совесть или окружающих, но затем от­ступают на задний план, как только ситуация изменилась и похмелье позади.

Чувством тревоги мы займемся в следующей главе.

(19) Проекция (например, агрессии) вычитает некоторое количество агрессии из личности, но прибавляет то же самое количество к окружающей среде. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх.

(20) Феномен фиксации выказывает себя обычному наб­людателю только в гипертрофированной форме: чрезвы­чайной привязанности (безумная любовь, подавленная нена­висть или чувство вины) к определенному человеку или ситу­ации (например семье). Наряду с фиксацией всегда появля­ется ее противоположность — избегание контакта с кем-либо, находящимся вне ее границ. Нелегко решить, что было пер­вым, курица или яйцо — боязнь внешних контактов или цепля-ние за знакомую ситуацию.

(21) Идеальный пример напряжения между плюсом и ми­нусом даст нерешительность. Исходя из наблюдений Карла Ландауэра, очень маленькие дети чаще всего не стремятся избегнуть опасных ситуаций; опасности завораживают ребен­ка и он идет им навстречу. Вскоре, однако, он изменяет свое отношение на противоположное и убегает от опасностей. В состоянии нерешительности мы разрываемся между желани­ем приблизиться и желанием убежать, между контактом и из­беганием контакта, но, как только одна из чаш весов переве­сит, конфликт разрешается и нерешительность исчезает.

((22) Ретрофлексия будет детально рассматриваться нами)

позднее.

Цель любого лечения, психотерапевтического или како­го-либо другого, заключается в восстановлении баланса в организме, поддержании оптимального функционирования, удалении напластований и компенсации недостатков. Психоанализ стремится к тому, чтобы восполнить в сознатель­ной личности те ее части, которые были ранее ею отвергну­ты (вытеснены или спроецированы). Осознание своих комп­лексов позволяет избавиться от избегания огромного коли­чества ситуаций. Преимущества, которые дает невротическое избегание, всег­да идут рука об руку с недостатками и что, в конечном сче­те, бессмысленно надеяться достигнуть с его помощью ка­ких-либо положительных результатов.

 

Взяв за пример половой инстинкт, мы встречаемся с це­лым рядом общеизвестных путей уклонения от его требова­ний. Следуя за развитием «цикла инстинкта», мы видим:

(2) (а) Практикование аскетизма, желание быть кастриро­ванным, избегание возбуждающей желание пищи и напитков, целый арсенал идеологических (в основном религиозных) ог­раничений, скотомизацию, принятие сексуальных импульсов за что-то другое.

(2) (б) Какими средствами располагает муж или жена, чтобы уклониться от исполнения «супружеского долга»? Ра­ционализация (оправдания); симптомы (головная боль); мы­шечный панцирь (вагинизм); «притвориться мертвым» (слиш­ком устал); избегание подобных ситуаций (раздельные спальни); избегание стимуляции (пренебрежение космети­ческими средствами); активная оборона (раздражительность, насмешка).

(3) Подавление фантазий; религиозные табу; занятия, от­влекающие внимание от создания сексуальных образов; бег­ство от реальности; отказ от поиска объекта любви; развитие слишком критического отношения; отклонение сексуального импульса в неподходящее русло (мастурбация, пользование услугами проституток, извращения).

(4) Избегание сексуальных ощущений или активности в эротических ситуациях: потеря генитальной чувствительности (фригидность); панцирь (мышечное напряжение); переключе­ние внимания (думать о чем-то другом); замещение (говорить или делать что-либо, не имеющее отношения к сексу); бег­ство, скотомизация и проекция.

(5) Отсутствие удовлетворительного оргазма (В.Райх, «Функции оргазма») препятствует адекватному уменьшению сексуального напряжения. Такая недостаточная сексуальная активность может являться следствием неспособности вы­носить ощущения, связанные с сильным напряжением при оргазме (как можно более быстрый половой акт, преждевре­менная эякуляция). Другими способами предотвращения удовлетворительного оргазма являются: сублимация, избе­гание последствий (прерванное совокупление), страх перед потерей энергии (сдерживание семени).

Эмоций и излишнего напряжения зачастую избегают под влиянием подавленного стыда (невозможность сосредото­читься, боязнь того, что кто-то помешает). «Думание», среди других отвлекающих занятий, также является способом избе­жать сексуального напряжения.

В большинстве случаев удовлетворение так и не бывает достигнуто, ситуация остается незавершенной. Это, в свою очередь, ведет к постоянной сексуальной возбужденности. Возможно, именно этот факт побудил Фрейда рассматривать либидо (среди других значений) как свободную текучую энергию, которая может привести к разрушениям вне сферы удовлетворения полового инстинкта.

(6) Любое из этих отношений избегания препятствует воз­вращению к организмическому балансу.

И снова мы приходим к приводящему в замешательство перечислению возможностей, оставляющему после себя чув­ство неудовлетворенности, не в силах обнаружить упрощаю­щий дело принцип. Если мы начнем все сначала, то сперва мы обнаружим социальные и инстинктивные запросы (кото­рые не будут основаниями, так как реакции разных групп раз­личны). Эти запросы, как например, десять заповедей, пра­вила поведения, требования совести и окружающих, а также инстинктивные побуждения вызывают эмоциональную реак­цию организма (страх, стыд и т.д.) в том случае, если требо­вания не могут быть незамедлительно удовлетворены. Об­щественный институт добивается принятия его требований с помощью наказаний и наград, угроз и обещаний. Требо­вания организма (голод, потребность в сне) не менее силь­ны и болезненны, нежели запросы общества. Отсюда на­блюдаемая частота социальных и невротических, внешних и внутренних конфликтов.

До сих пор процесс был прост. Он начинает запутывать­ся, как только на сцене появляются тысячи способов избега­ния. Техника избегания изменяется в широких пределах в зависимости от ситуации и средств, находящихся в распоря­жении субъекта.

Замужняя женщина имеет любовника. Муж, как водится, энергично этому противится. Она может решить совсем избе­гать своего любовника, или избегать того, чтобы их видели вместе, или, будучи пойманной с поличным, она может избежать вспышки мужниного гнева тем, что упадет в обморок; но лишь осознав то, что с ней происходит, она сможет плести небылицы или упрекать за что-то или как-то иначе избежать чувства вины или наказания. Если, однако, она уступит его требованиям, страх будет заглушать в ней желание и она ста­нет холодной и враждебной к нему и начнет избегать всего, что раньше доставляло ему удовольствие. В любом случае он окажется в числе проигравших, поскольку основал свои отношения на требованиях, а не на понимании. Из всего это­го мы можем вывести два заключения:

(1) Избегание — всеобщий фактор, который обнаружива­ется, вероятно, в каждом невротическом механизме.

(2) Редко и только в случае реальной опасности избега­ние приводит к положительным результатам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.