КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные основы криминалистической фонологии
Ка Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка
1. Криминалистическое почерковедение — это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, возни- кающих при расследовании преступлений. В своем научном развитии криминалистическое почерковеде- ние опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, био- механика и психологическая организация письменно- двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почер- ку устанавливается исполнитель документа. Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и ин- дивидуальностью. Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его разви-
тии и изменении, поэтому она рассматривается только примени- тельно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа. Вариационность почерка — результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные — это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные — подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышлен- ными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужо- го или маскировке собственного почерка. Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом — бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть след- ствием написания документа при необычном состоянии организ- ма, например, в результате опьянения, действия некоторых ме- дикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п. Вариационность почерка не препятствует идентификации ис- полнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экс- пертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы. Индивидуальность почерка — это неповторимая совокуп- ность особенностей системы движений при исполнении письмен- ных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот про- цесс продолжается и после школы, он зависит от объема и харак- тера почерковой практики. 2. Качественно-количественные характеристики почерка де- лятся на топографические, общие и частные. Топографические признаки почерка — это привычный спо- соб размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже. К топографическим признакам относятся: Поля — отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оценива- ются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) — ровные, неравно-
мерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним от- носятся поля размером от 25 до 35 мм. Абзацы — части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отсту- пов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами. Расположение строк обычно бывает горизонтальное, подни- мающееся, опускающееся. По форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге — над линиями, на линиях, без соблюдения линий. Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии ис- полнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке — посре- дине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали — горизонталь- ные, поднимающиеся или опускающиеся. Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными. К средним относят те, при которых между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж). Выделение слов — их подчеркивание одно- или двухштрихо- вой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буква- ми и др. Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по- разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тек- сте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное пред- ложение. Положение нумерации страниц текста — слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста. Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка. Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, это: Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделя- ются маловыработанный, средневыработанный и высоковырабо- танный почерк.
Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выгля- дит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных про- писей. Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах написания письменных знаков. Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и со- гласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и со- четаний с другими буквами, а с другой стороны — однотипное выполнение разных букв. Общий тип (строение) почерка может быть простым, упро- щенным и усложненным (вычурным). Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям. При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется быстрыми движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки. Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстроч- ные и подстрочные элементы букв для их украшения. Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешан- ным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преоб- ладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешан- ные. В России большинство почерков являются левоокружными. Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше). По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, ле- вонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.
Разгон почерка характеризуется соотношением высоты пись- менных знаков и их ширины. Почерки делятся на сжатые, сред- ние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины — почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины — то размашистый. Связность почерка определяется по числу букв, выполнен- ных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непре- рывным движением выполняется пять и более букв, средним — три-четыре буквы и отрывистым — когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв. Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности. По этому признаку почерки подразделяются на имеющие: сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм); средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но боль- ше соединительного); малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм); тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм). Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, ко- гда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя — на двух последующих листах; слабая — толь- ко на оборотной стороне листа. Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и об- разцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка. Частные признаки почерка — это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга. Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соеди- нительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (см. рис. 1), выполняемых приводящим или отводящим, левоок- ружным или правоокружным движением (см. рис. 2), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыка- ния (см. рис. 3).
2 1 2 в) г) 1
Элементы букв: а) 1 — начальные, 2 — заключительные; б) 1 — основные, 2 — соединительные; в) 1 — овалы, 2 — полуовалы; г) 1 — надстрочные, 2 — подстрочные Рис. 1.
а) б)
Направление движения при выполнении элементов букв: а) приводящее и отводящее; б) левоокружное и правоокружное
Рис. 2.
а) б) в)
Способы связи элементов букв: а) петлевая; б) угловая; в) примыкающая
Рис. 3.
Все многообразие частных признаков может быть классифи- цировано на четыре группы: 1) Особенности направления движения при выполнении пись- менных знаков и элементов (см. рис. 4).
Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»
Рис. 4.
2) Особенности связывания письменных знаков и их элемен- тов (см. рис. 5).
Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв «Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»
Рис. 5. 3) Особенности соотношений письменных знаков и их элемен- тов по размеру, наклону и разгону (см. рис. 6).
Расположение верхних окончаний основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»
Рис. 6.
4) Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения (см. рис. 7).
Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения. Расположение точек начала буквы «А» вверху слева, внизу слева, внутри овала; начало выполнения буквы «А» с точки, с предварительного штри- ха; направление заключительного штриха буквы «Я» вверх влево, вниз влево, вниз
Рис. 7.
Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемо- сти, тем выше ценность этого признака при установлении испол- нителя. Тождество исполнителя выявляется в результате сравни- тельного анализа всех признаков почерка в исследуемом доку- менте и образцах, неповторимость которых оценивается не толь- ко на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и пу- тем использования математических данных об идентификацион- ной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом. Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста при- знаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора. Составление розыскной таблицы Основным содержанием такой таблицы будут наиболее ха- рактерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных зна- ков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом. Возможности криминалистического исследования почер- Кроме изучаемого документа следователь обязан предста- вить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подоз- реваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.); аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш,
чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2-3 листам писчей бумаги, а количество подлинных подписей должно быть не менее 15-20. Для получения экспериментальных образцов почерка подоз- реваемому предлагают написать текст под диктовку, с включени- ем в него слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозре- ваемый должен исполнить образец соответствующим способом. Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравни- тельных образцов при исследовании подлинности подписей. Экс- периментальные подписи, не менее 20-и, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого испол- нена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подпи- си) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных об- разцов производится неоднократно. Таким образом, основные пути применения методов крими- налистического почерковедения — это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных доку- ментов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе. Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспер- тизой: кем из числа заподозренных лиц выполнен текст исследуемо- го документа; одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах; выполнена ли подпись от имени определенного лица данным субъектом или кем-то другим.
Литература:
Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминали- стического исследования письменной речи. Харьков, 1975. Кирсанов З.И. и др. Вероятно-статистические методы почер- коведческих исследований. М., 1974.
Кисляк С.К., Литвинок Н.В. Технико-криминалистическое ис- следование документов, выполненных с использованием некото- рых программ ЭВМ и новых репрографических технологий. // Кри- миналистическая экспертиза. Исследование документов: Межву- зовский сборник научных статей. Саратов, 1999, с. 32-35. Кулагин П.Г., Колонутова А.И. Экспертная методика диффе- ренциации рукописей на мужские и женские. М., 1970. Морозов Б.Н. Особенности криминалистического исследова- ния признаков письменной речи. Ташкент, 1985. Орлова П.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентифика- ции // Труды ВНИИСЭ. Вып. 6. М., 1973. Судебно-почерковедческая экспертиза (общая часть). М., 1989. Федосеева В.Б., Золотова Т.Н. Основные правила подготовки материалов для производства судебно-почерковедческой экспер- тизы. М., 1980.
ГЛАВА 15. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОНОЛОГИЯ
К новым видам специальных исследований, которые объекти- визируют оперативные данные и расширяют круг вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве, относится крими- налистическая фонология, изучающая звуковые следы с це- лью идентификации и диагностики их источника, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на магнит- ную или видеопленку либо другой носитель информации. Термин «фонология» происходит от греч. phone — звук и logos — учение, предложен польскими криминалистами. Фонологическими объектами как носителями криминалисти- чески значимой информации служат магнитные фонограммы и технические средства, с помощью которых записываются или воспроизводятся звуковые сигналы. Фонозаписи могут содержать сведения: о результатах осмотра места и предметов, связанных с собы- тием преступления, причастных лицах (словесное описание об- становки, положения предметов, следов и вещественных доказа- тельств); высказанные свидетелями и очевидцами происшествия пред- положения, версии и догадки; описание мер, принятых для рас- крытия преступления по горячим следам; об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о под- готовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных ими способах и т.д.; Данные, записанные на фонограмму и имеющие существен- ное значение для дела, используются для проверки выдвинутых версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрыв- шегося преступника, отождествления источника звука, установ- ления монтажа или изменения записи и др. С физической точки зрения устная речь представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образова- нию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуля- ция). В процессе образования воздушной среды участвуют диа- фрагма, легкие, трахеи и бронхи. В фонации — гортань и голосо-
вые связки, а в артикуляции — глотка, нёбная занавеска, ротовая и носовая полости, язык, губы и носоглотка. Анатомические и физиологические особенности органов ре- чевого аппарата обусловливают строение гортани и голосовых связок, а также тип дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра. В число основных биологических факторов человека, влияю- щих на особенности фонации, включают: строение тела, симмет- ричность голосового аппарата, работу желез внутренней секре- ции и возраст. Так, железы внутренней секреции играют значи- тельную роль в анатомическом строении гортани и, следователь- но, в голосообразовании. Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью, человеческий голос претерпевает резкие превращения, связан- ные как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не толь- ко высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в голос мужчины — баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вслед- ствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжа- щим, глухим. Помимо указанных характеристик, обусловливающих индиви- дуальность человеческого голоса, большое влияние оказывают и пути формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индиви- дууме генетически, так и из внешних. К последним обычно отно- сят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д. Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым аппаратом под воздействием названных факторов в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей сис- темой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические сред- ства языка, логику высказывания. Постепенно вырабатывается
определенный динамический стереотип, слагающийся из привыч- ного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз опре- деленной конструкции. Изменение динамического речевого стерео- типа так же сложно, как и его формирование, а потому требует значительного времени и усилий. Таким образом, устная речь — это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических функциях чело- века в условиях определенного общества.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |