Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к допросу и оказание допрашиваемому помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств




Понятие, задачи и виды допросов.

Допрос – следственное действие, которое состоит в том, что уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует в установленном законом порядке показания потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, экспертов об известных им фактах, имеющих значение для уголовного дела.

Цель допроса – получение полной и правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.

Задачи допроса:

1) общая – установление абсолютной истины по уголовному делу;

2) частные – установление отдельных обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Виды допроса:

1) по процессуальному положению допрашиваемого: а) допрос свидетеля; б) допрос потерпевшего; в) допрос подозреваемого; г) допрос обвиняемого; д) допрос подсудимого; е) допрос эксперта;

2) по возрасту допрашиваемого: а) допрос взрослого; б) допрос н/с; в)допрос малолетнего; 3) по составу участников: а) без участия третьих лиц; б) с участием защитника, эксперта, специалиста, прокурора, начальника следственного отдела, педагога, родителей, переводчика, законных представителей несовершеннолетнего;

4) по очередности допроса лица: а) первоначальный; б) повторный;

5) по объему: а) основной; б) дополнительный;

6) по месту проведения допроса: а) в кабинете следователя (в зале судебного заседания); б) в ином месте;

7) по характеру следственной ситуации:а) в конфликтной ситуации; б) в бесконфликтной ситуации;

8) исходя из личной позиции допрашиваемого: а) допрос лица, дающего правдивые показания; б) допрос лица, дающего заведомо ложные показания.

Подготовка к допросу – это начальный этап деятельности следователя. Прежде чем приступить к подготовке конкретного допроса, следователю нужно решить вопрос по кругу вызываемых лиц и очередности их допросов.

Круг лиц, которых следует допросить, устанавливается путем изучения материалов уголовного дела. Если они недостаточны, необходимо предпринять дополнительные меры, в том числе и оперативно-розыскного характера.

Определяя очередность предстоящих допросов, следователь учитывает такие обстоятельства, как степень осведомленности лица о значимых для дела фактах, важность последних на данном этапе расследования и т.д. Первым на допрос обычно вызывается тот, кто располагает более обширными сведениями об обстоятельствах дела и не заинтересован в результатах следствия.

Подготовка конкретного допроса включает в себя:

1. Анализ исходных данных и определение предмета допроса. Предметом допроса считаются обстоятельства, которые необходимо выяснить. Определяется он с учетом всей информации, которой располагает следователь. Имея в виду положения уголовно-процессуального закона о предмете доказывания и норму УК, по которой квалифицировано преступление, следователь конкретизирует то, что нужно установить по расследуемому делу. Затем из общего круга обстоятельств, подлежащих установлению, он выделяет те, о которых может быть осведомлен данный субъект.

Предмет допроса уточняется в вопросах, которые следует задать допрашиваемому по каждому из обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Изучение личности допрашиваемого. Чем лучше следователь знает допрашиваемого, тем правильнее выберет и успешнее применит соответствующие приемы. Наиболее тщательно нужно изучать личность подозреваемых (обвиняемых), ибо они заинтересованы в исходе дела и менее других склонны говорить правду. Потому следователю часто приходится использовать весь свой тактический арсенал. Успешность же допроса базируется на индивидуальном подходе к допрашиваемому, шаблон здесь не допускается.

Менее важно изучение личности потерпевших и свидетелей. Однако и эта категория допрашиваемых неоднородна, и среди них оказываются люди недостаточно добросовестные, пытающиеся скрыть или исказить действительные обстоятельства дела. О них желательно иметь более обширную информацию.

3. Определение времени и места допроса. При этом следователь прежде всего учитывает требования закона, а также степень своей загруженности, возможность явки лица в определенное время и др.

Место допроса – обычно служебный кабинет следователя. Иногда допрос осуществляется по месту нахождения допрашиваемого, например когда он по состоянию здоровья не может явиться к следователю, содержится под стражей и т.д. В некоторых случаях допрос лучше проводить на месте происшествия, где обстановка будет способствовать восстановлению в памяти забытых обстоятельств.

Выбрав место допроса, его следует подготовить. Это означает устранение возможных помех для общения с допрашиваемым (посторонние лица, источники шума и пр.). Должны быть подготовлены технические средства фиксации, если их предполагается использовать.

4. Выбор способа вызова на допрос. Допрашиваемый может быть вызван повесткой, которая направлена по почте, телеграммой или телефонограммой либо вручена через нарочного. Несовершеннолетние по общему правилу вызываются через родителей или иных законных представителей. Явку военнослужащих обеспечивает командование воинской части. Лиц, содержащихся под стражей, вызывают через администрацию места заключения. Могут быть иные способы, среди которых следователь выбирает тот, который в данном случае оказывается наиболее приемлем.

5. Приглашение иных лиц для участия в допросе. В допросе помимо следователя и допрашиваемого могут, а иногда должны участвовать переводчик, защитник, допущенный к участию в деле; педагог или законные представители малолетних допрашиваемых. Следователь обязан обеспечить их участие в допросе.

6. Составление плана допроса. В простейших случаях план допроса может представлять собой перечень вопросов, подлежащих выяснению. Такой вариант допустим для опытных следователей и то лишь тогда, когда предполагается допрос субъекта, который не будет скрывать действительных обстоятельств дела. В более сложных случаях, когда намечается допрос подозреваемого (обвиняемого) или свидетеля, могущего не дать правдивых показаний, план допроса должен быть подробнее. В нем целесообразно привести обстоятельства, которые следует выяснить, т.е. предмет допроса. По каждому из обстоятельств формулируются вопросы, устанавливается очередность их постановки. Необходимо также отметить материалы дела, которые могут понадобиться в ходе допроса.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) на протяжении расследования проводится неоднократно, поэтому в плане отрабатывается общая тактическая линия. Так, на первоначальном этапе расследования обычно стоит задача побудить обвиняемого к даче правдивых показаний. Далее могут выясняться отдельные эпизоды преступления, способы и средства их совершения, цели, мотивы и т.д. При этом по ходу расследования план претерпевает существенные изменения в соответствии с изменениями следственной ситуации.

 

Нередко следователь видит, что показания допрашиваемого содержат пробелы или неточности. Искажать факты могут и добросовестные допрашиваемые. Основные причины этого состоят в ошибках восприятия или воспроизведения и запамятовании.

Ошибки восприятия – это искаженные мысленные образы воспринятых некогда событий и фактов, возникающие под влиянием некоторых объективных и субъективных причин. Первые – это внешние обстоятельства, затрудняющие восприятие. Например, слабое освещение может помешать рассмотреть преступника, шум в помещении ухудшит восприятие голоса или иного звука. К субъективным причинам относятся отклонения в физическом или психическом состоянии лица в момент восприятия. Так, потерпевшие от преступления, будучи в сильном эмоциональном возбуждении, принимают иногда за оружие иные предметы, находящиеся в руках нападавших.

Ошибки воспроизведения представляют собой неточные представления о сущности или качествах объекта, сложившиеся в сознании человека. При этом предмет или его отдельное свойство восприняты правильно, но их оценка расходится с общепринятой. Довольно часто такое явление наблюдается при описании цветовых оттенков.

Запамятование или забывание – естественный процесс освобождения памяти от информации, не имеющей важного значения. Человек не может держать в оперативной памяти все воспринятое. Часть информации, не нужная в повседневной жизни, стирается или переводится в так называемую долговременную память, откуда она при определенных условиях может быть извлечена.

Если следователь видит перед собой человека, добросовестно старающегося, но не могущего передать информацию по причине ошибки восприятия, задача будет состоять в проверке этого вывода. Способ проверки – анализ показаний и сопоставление их с материалами, полученными из других источников. Едва ли следует убеждать в ошибке человека, который под влиянием страха принял за настоящий игрушечный пистолет в руках грабителя.

Иначе обстоит дело с ошибками воспроизведения, т.е. с неточными представлениями о характере объекта. При определенных условиях они могут быть устранены, например, путем разъяснения неправильной осведомленности, демонстрации каких-то объектов, их аналогов или изображений.

Запамятование – еще одна причина, затрудняющая получение показаний добросовестного субъекта. Ряд приемов, основанных на психической ассоциации, позволяет оживить прошедшие события. Суть явления сводится к тому, что некогда воспринятые человеком факты хранятся в памяти не изолированно, поодиночке, а в виде связанных групп или рядов. Ассоциация есть отражение связей предметов и явлений материального мира, которые могут быть различными. Те, что отражают пространственные и временные отношения объектов, называют ассоциациями смежности. Ассоциации по сходству возникают тогда, когда представления о каком-либо предмете вызывают из памяти образ другого объекта, имеющего с первым некие общие признаки. Если возникает образ, качества которого противоположны первому, говорят об ассоциации по контрасту.

К числу приемов, способствующих восстановлению в памяти забытого, относятся:

а) допрос по смежным обстоятельствам, способствующий выявлению и уточнению обстоятельств, связанных с забытым фактом. Обнаружив, что интересующее обстоятельство не сохранилось в памяти допрашиваемого, следователь начинает уточнять факты, заведомо с ним связанные (близкие по времени, являющиеся элементами единой трудовой операции и т.п.). При этом определенная деталь произошедшего может по ассоциации напомнить забытое.

Иногда бывает целесообразнее начать выяснение забытого путем перечисления предшествующих действий. Если, например, допрашиваемый запамятовал факт, произошедший после обеда, но помнит, что утром поехал на работу, ему предлагают рассказать все последовательно: чем занимался, приступив к работе, с кем общался, что делал позже и т.д. Прослеживая происходившее, допрашиваемый может восстановить в памяти и забытый факт.

Если у субъекта развита эмоциональная память, более прочно запоминающая обстоятельства с эмоциональной окраской, успешным, возможно, будет обращение к чувствам, которые связаны с интересующим событием. Тогда допрашиваемый легче найдет в памяти причину, вызвавшую определенную эмоцию, и связанные с ней обстоятельства дела;

б) выход для допроса на место восприятия. Ассоциирующими объектами при этом служат предметы окружающей обстановки, связанные с забытыми обстоятельствами. Следователь вместе с допрашиваемым прибывает на место, где и осуществляет допрос. Оказавшись в прежней обстановке, лицо припоминает то, что не смогло восстановить в кабинете следователя.

Нельзя смешивать такой допрос с проверкой показаний на месте. При допросе субъект лишь дает показания по обстоятельствам, ранее забытым;

в) предъявление предметов и документов также помогает допрашиваемому восстановить в памяти забытые факты и их детали. Предъявлять можно имеющиеся в деле документы и вещественные доказательства. Надо только иметь в виду, что предъявлять на допросе следует лишь те объекты, которые несомненно имеют отношение к делу;

г) восстановление даты события от известного используется тогда, когда допрашиваемый помнит факт, но не помнит даты. Здесь допрашиваемому предлагается увязать его с другим фактом, а затем путем сопоставления уточнить время. Допустим, свидетель заявил, что встретил обвиняемого на улице и разговаривал с ним, но когда это было, не помнит. Вначале целесообразно установить время года, поинтересовавшись как были одеты собеседники. Затем вместе с допрашиваемым нужно найти какое-то памятное для него событие в установленный период и увязать встречу с ним. Так постепенно удастся определить и требуемую дату;

д) проведение очной ставки для уточнения или восстановления в памяти забытых обстоятельств осуществляется в тех случаях, когда в показаниях допрошенных лиц возникают существенные противоречия, вызванные запамятованием одного из них. Показания лица, запомнившего исследуемое обстоятельство, поможет другому субъекту быстрее вспомнить забытое. Происходящий обмен информацией способен оживить психические ассоциации и дать положительный результат (подробнее об очной ставке см. ниже).

Все вышеописанные приемы восстановления в памяти забытого реализуются в рамках известного в психологии метода актуализации (оживления) ассоциативных связей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.