Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следы транспортных средств. Их виды и порядок фиксации




Следы орудий взлома. Их виды, порядок описания и изъятия

Следы орудий взлома чаще всего остаются при полном или частичном разрушении преград, для чего, в основном, используют средства механического воздействия.

Предметы и инструменты, используемые в качестве орудий взлома, можно подразделить на следующие группы:

а) инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (отвертка, стамеска, долото, топор и т.п.);

б) предметы, специально изготовленные для вскрытия хранилищ и разрушения преград (отмычки, "гусиная лапа" и др.);

в) "случайные" предметы (металлические пруты и т.п.).

В результате применения орудий и инструментов на взломанных преградах остаются:

а) следы-отображения – объемные и поверхностные (например, вдавленный след на деревянной двери, в котором отобразились форма и размеры рабочей части ломика-гвоздодера; комплекс царапин-трасс на металлическом сейфе);

б) следы-предметы (например, части преграды, запорных устройств, орудий);

в) следы-вещества (например, стружки, опилки, частицы разрушенной преграды).

Криминалистическое значение следов орудий взлома заключается в возможности решения при их исследовании криминалистических задач двух групп (диагностических и идентификационных).

Диагностические задачи:

− установление механизма взлома и отдельных обстоятельств события (например, с какой стороны произведено разрушение преграды, количество участников взлома);

− определение признаков лица, совершившего взлом (например, примерного роста, возраста, пола);

− установление групповой принадлежности орудия взлома (например, по форме, размерам объемного следа, образованного рабочей частью стамески на дверной обвязке).

Идентификационные задачи:

− идентификация орудия взлома;

− установление факта использования одного и того же орудия при совершении двух или более преступлений.

 

Транспортной трасологией изучаются следы транспортных средств, под которыми понимают:

− следы, отображающие внешнее строение частей и деталей транспортного средства (например, следы протекторов шин на проезжей части, деформации транспортных средств в результате их столкновения);

− предметы, отделившиеся от транспортного средства (например, осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора);

− вещества, отделившиеся от транспортного средства (например, капли масла, жидкости системы охлаждения, частицы лакокрасочного покрытия, грязи).

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия могут образовываться и другие следы следы крови, волочения тела потерпевшего по дорожному покрытию, скольжения его обуви, следы на теле и одежде потерпевшего в виде разрывов и раздавливания отдельных нитей, разрывов ткани, отпечатков складок одежды на теле, следов металлизации на одежде, образуемых в результате ее соприкосновения с хромированными деталями транспортного средства.

Следы протекторов шин, образованные в покое или при свободном вращении колеса, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) – к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

Полнота отображения конструктивных признаков в следах протекторов шин зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр.

Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа – по наименьшему. Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора. Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра необходимо учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия. Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин.

При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки.

На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения. При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла

Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

К диагностическим задачам, разрешаемым при исследовании следов транспортных средств, относятся:

− установление типа, марки, модели транспортного средства;

− определение модели шины, оставившей следы;

− определение механизма следообразования и отдельных обстоятельств события (например, направления движения транспортного средства, места наезда на пешехода, стоянки).

Идентификационная задача – отождествление конкретного транспортного средства по его следам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.