КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое воздействие при допросе, критерии его допустимости, виды. Использование метода рефлексии
Психологический контакт. Это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие лица в нем, готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Это благоприятная психологическая атмосфера следственного действия, при которой допрашиваемый настрое участвовать в диалоге, Не стоит путать психологический контакт с желанием дать правдивые показания и настроенностью к следствию. Это готовность к участию в диалоге. Следователю надо быть коммуникабельным, уметь располагать к себе людей, уметь воздействовать на них с целью заинтересовать в даче показаний. Он должен вести диалог корректно, объективно, непредвзято, внимательно, снимать напряженность в общении.
Оно применяется в случае противоборства, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания.
Психологическое воздействие – это использование приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию.
Критерии допустимости определены в УПК - нельзя добиваться показаний путем насилия, угроз, шантажа и иных незаконных действий. С точки зрения этики нельзя использовать приемы обмана, сообщения ложных сведений, использования низменных побуждений допрашиваемого. Однако законом это не запрещено, потому следователи часто используют это, и однозначного ответа на допустимость использования таких методов криминалистика не дает.[3]
Психологическое воздействие чаще всего осуществляется методом убеждения. Это воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. То есть представление фактов и доводов, предъявление их в эффективной эмоциональной и словесной форме и последовательности – все это убеждение. Оно может выражаться в: - Побуждении отказываться от противодействия и введения следователя в заблуждение - Создании впечатления о безнадежности таких попыток - Использовании сомнения допрашиваемого в способности и целесообразности придерживаться избранной им линии поведения - Внезапном предъявлении уличающих доказательств.
Есть также метод рефлексии, рефлексивных рассуждений. В рамках этого метода с учетом интеллектуальных эмоциональных и волевых качеств психических свойств и состояний допрашиваемого следователь предвосхищает его мыслительные процессы в связи с допросом. Передача допрашиваемому фактических оснований для принятия решения, способствующего раскрытию преступления – это рефлексивное управление.
Вместе с тем нельзя переходить к допрашиваемому на панибратское отношение или снисходительное, так как допрашиваемое лицо может неправильно понять ситуацию и дать лживые показания.
Некоторые приемы психологического воздействия: 1. Спокойным тоном отметить несоответствие показаний материалам дела и посоветовать рассказать правду. 2. Объяснить значение чистосердечного раскаянии и разъяснить значение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение преступления. - Задать допрашиваемому дополняющие и уточняющие вопросы об обстоятельствах, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных. - 3. Продемонстрировать объект, не акцентируя на нем внимания допрашиваемого, например, невзначай снять газету со стола, а под ней обнаруженный пистолет. Это может вызвать определенную реакцию допрашиваемого. 4. Задавая вопросы, необходимо ставить их таким образом. Чтобы допрашиваемый сообщил сведения, которые могли стать известными только в том случае, если он находился на месте происшествия, при наличии данных о том, что допрашиваемый на этом месте или был, но в другое время. *Запрещены наводящие вопросы – то есть заранее содержащие в себе ответ (например, черного ли цвета была рубашка на вас?) 5. Разъяснить допрашиваемому иные, помимо его показаний средства установления обстоятельств: экспертизы, иные исследования. 6. Создать у допрашиваемого преувеличенное представление о степени осведомленности относительно его участия в совершении преступления: - Выражать осведомленность в неопределенной форме, видимость осведомленности - Использовать в ходе допроса малоизвестные факты из жизни допрашиваемого - Создавать впечатление о том, что следователю известны лишь некоторые второстепенные обстоятельства. 7. Прием развертывания цепочки ассоциаций. Ассоциации по времени возникают тогда, когда свидетель дает показания в том же порядке. В каком развивались события. Если свидетель не может вспомнить каике—либо факты (явления), то ему необходимо напомнить последствия происшедшего события. Попытаться найти связь данного события с какими-либо обстоятельствами из личной жизни свидетеля.
Ассоциации в пространстве начинают действовать, если свидетелю предъявить предмет, имеющий отношение к расследуемому событию, или фотографию места происшествия и другое. Восстановлению в памяти фактов нередко способствует допрос свидетеля в определенном месте, использование схем, рисунков, фотографий. Иногда ассоциация в пространстве возникает в ходе составления допрашиваемым схемы места, где он находился в момент восприятия события.
Ассоциации по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилии, черты лица, одежду человека. С этой целью можно предложить допрашиваемому полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении фоторобота ил изготовлении художником портрета, посмотреть образцы одежды, машин,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |