Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника планирования расследования




Одним из наиболее важных элементов техники плани­рования является разработка плана расследования. В его основе лежат следственные версии по делу. По форме план расследования может быть устным и письменным. В следственной практике чаще всего используется пись­менная форма, как наиболее эффективная, не требующая от следователя удерживать в памяти содержание плана, перечень выясняемых обстоятельств, мероприятий, сро­ков и очередности их выполнения. Устным (мысленным) планом следователь ограничивается главным образом в начале расследования, когда выполняет неотложные следственные действия на месте происшествия, когда у него пока нет возможности составить письменный план расследования. В этот момент он также не может обой­тись без планирования расследования и должен с самого начала действовать по определенному, пусть мысленно­му, но также всесторонне продуманному плану с учетом первых выдвинутых им версий, иначе его работа по делу сразу же приобретает хаотичный характер и, как правило, малоэффективна. Именно поэтому нельзя согласиться с утверждением, будто план расследования следователь разрабатывает лишь после проведения первоначальных следственных действий.

Выполнив все неотложные мероприятия, следователь приступает к составлению письменного плана расследо­вания. В нем находят отражение выдвинутые им следст­венные версии, вопросы (обстоятельства), подлежащие


выяснению по каждой из них, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, необходимые для проверки версий, сроки и очередность их выполнения. Каждое мероприятие должно быть адресовано конкрет­ному исполнителю (следователю, оперативному работ­нику и др.).

Схематично план расследования может быть пред­ставлен в следующем виде:

ПЛАН РАССЛЕДОВАНИЯ

по уголовному делу №

по обвинению___________ по ст.__________ УК

Краткое содержание дела:

 

  Обстоятель- Следственные Срок и    
Следст­венные ства (вопросы), действия и опер- очеред­ность Кто ис- Примечания (отметки об
версии подлежащие розыскные исполне-    
  выяснению мероприятия ния   и пр.)

Если применяется бригадный метод расследования, руководителем следственно-оперативной группы с учас­тием всех ее членов составляется общий план расследова­ния по делу и, кроме того, каждый следователь составля­ет свой, индивидуальный план расследования. Конкрет­ное содержание индивидуальных планов зависит от того, как распределены обязанности между членами группы и какое задание получил каждый. В практике распределе­ние обязанностей происходит по-разному, в зависимости от объема работы по делу, количества проверяемых вер­сий, численного состава группы, количества исследуемых эпизодов преступления, времени и места их совершения и др. В одних случаях работа группы строится по верси­ям, когда каждый следователь осуществляет проверку одной или нескольких намеченных версий; в других она организуется поэпизодно и каждому члену группы пору­чается исследовать тот или иной эпизод или несколько взаимосвязанных эпизодов преступления; в третьих — когда преступления совершались в нескольких городах, регионах, члены группы распределяются по этим реги­онам, выезжают на места и проводят расследование. Иногда бывает целесообразно кому-то из членов следст­венно-оперативной группы поручать выполнение опреде­ленных следственных действий, например производство обысков, подготовку и проведение всех экспертных ис-


следований по делу и т. д. По групповому уголовному делу нередко практикуется распределение работы следст­венно-оперативной группы в зависимости от количества обвиняемых, при этом каждому следователю поручается исследование всех фактов преступной деятельности того или иного обвиняемого, привлеченного по делу. Струк­тура и содержание индивидуальных планов расследова­ния во всех приведенных случаях будут различны. Напри­мер, при региональном и поэпизодном принципе рас­пределения работы следственно-оперативной группы индивидуальные планы будут походить на вышеприве­денный типовой план расследования и содержать все его основные реквизиты. Если же следователю (или опера­тивному работнику) поручена лишь подготовка и прове­дение по делу каких-то определенных следственных (или оперативно-розыскных) действий, то, очевидно, его ин­дивидуальный план расследования будет фрагментар­ным, ограниченным рамками следственного действия (или оперативно-розыскного мероприятия).

По групповым и многоэпизодным уголовным делам наряду с общим и индивидуальным планами расследова­ния используются вспомогательные средства планирова­ния: 1) схема структуры преступной группы; 2) схема преступных связей соучастников; 3) схемы документообо­рота, движения товарно-материальных ценностей, струк­туры предприятия (организации), технологического про­цесса производства (преимущественно по делам о долж­ностных хищениях и преступных нарушениях правил охраны труда); 4) карточки на обвиняемых с указанием инкриминируемых каждому эпизодов преступления, на­личия доказательств и др.; 5) список «связей» обвиня­емых; 6) сетевой график расследования.

§ 4. Планирование следственного действия

План расследования по делу всегда конкретизируется, дополняется планами следственных действий. Они также могут быть устными и письменными, однако предпочте­ние следует отдать вторым. В плане следственного дейст­вия должны быть четко определены его цель, условия, место и время проведения, содержание подготовитель­ных мероприятий, конкретные участники и их обязаннос­ти, тактические приемы и технические средства выполне-



 


ния, способы фиксации результатов. Эти общие элементы плана приобретают свое конкретное содержание в зави­симости от вида следственного действия и особенностей расследуемого преступления. Например, план допроса и план следственного эксперимента значительно отлича­ются друг от друга. Так, в плане допроса обвиняемого акцент делается на предмете допроса, содержании (ино­гда и на формулировках) исследуемых вопросов, очеред­ности их постановки, выявлении взаимоотношений до­прашиваемого с другими участниками процесса, преду­преждении оговора, тактических приемах получения от обвиняемого правдивых показаний, использовании дока­зательств. В плане следственного эксперимента наряду с конкретной целью его проведения находят отражение все элементы его подготовки: выявление условий прове­ряемого события, определение содержания, способа, оче­редности, времени начала и окончания опытных дейст­вий, пределов их варьирования, определение пределов ознакомления с содержанием предстоящего эксперимента каждого из его участников, их инструктаж, подготовка научно-технических средств, транспорта, связи, средств сигнализации и охраны. В плане указываются также кон­кретные условия, место и время производства экспери­мента, его участники и конкретные функции каждого из них, а также планируемые способы фиксации условий, хода и результатов следственного эксперимента.

Конкретное содержание планов следственных дейст­вий зависит и от других факторов. Например, планы допроса сознавшегося обвиняемого и отрицающего свою вину неодинаковы по своему конкретному содержанию; в какой-то мере будут различаться и планы допроса обвиняемого по делам, например, об убийстве, должност­ных преступлениях и т. д. Четкое выполнение планов следственных действий — важнейшее условие эффектив­ности всего расследования. Его успех в конечном счете зависит от того, насколько квалифицированно будут спланированы и осуществлены следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, фиксацию и исследование доказательств.


Глава VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ,

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ОРГАНОВ И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1. Понятие и основные принципы взаимодействия

Успешная борьба с преступностью на современном этапе невозможна без тесного взаимодействия следователя, опера­тивно-розыскных органов и экспертно-криминалистических подразделений. Такое взаимодействие обусловлено тем обстоятельством, что как следователь, так и оператив­но-розыскные органы и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущи­ми средствами раскрытия преступлений, и очень важно, чтобы эти средства использовались не разрозненно, а комплексно.

Так, следователь, наделенный процессуальными правами, проводит допрос граждан, осмотр места происшествия, освидетельствование, обыск, следственный эксперимент, производит задержание подозреваемых, предъявляет для опознания, назначает судебные экспертизы, выполняет другие следственные действия. С помощью этих средств он устанавливает преступников и доказывает их виновность, собирает другие важные для дела доказательства, выявляет обстоятельства, способствующие совершению преступления.

Большие возможности в борьбе с преступностью имеются в распоряжении оперативно-розыскных органов. Уполномо­ченные на проведение оперативно-розыскной деятельности, они располагают значительным числом людей, позволяю­щим производить проверку жилых массивов в целях установ­ления очевидцев преступления и подозреваемых, обнаруже­ния использовавшихся при совершении преступлений транс­портных средств, вести наблюдение за местами реализации похищенного. Оперативно-розыскные органы имеют воз­можность для широкого использования в раскрытии преступ­лений различных оперативно-справочных учетов (пофамиль­ного и дактилоскопического — задержанных и осужденных преступников, без вести пропавших и неопознанных трупов, похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного оружия, похищенных и изъятых номерных вещей, похищенных и найденных предметов старины и изобрази-


тельного искусства, пригульного и изъятого скота и некото­рых других), с помощью которых в короткие сроки они могут получить важные данные по расследуемым делам. Оператив­ные аппараты имеют на вооружении различные технические средства, служебно-розыскных собак, что позволяет успешно проводить розыск по «горячим следам», осуществлять другие розыскные меры, задерживать вооруженных преступников, разыскивать транспортные средства, использованные при совершении преступлений.

Возможности оперативно-розыскных органов в борь­бе с преступностью возросли благодаря существенно рас­ширившейся правовой базе применения оперативно-ро­зыскных средств, в том числе с использованием видеоза­писи, кинофотосъемки и звукозаписи1.

С каждым годом возрастают возможности в раскрытии преступлений и экспертно-криминалистических подразделе­ний. Они имеют в своих штатах дактилоскопистов, трасоло­гов, баллистов, почерковедов, физиков, химиков, биологов, автотехников, пожарных техников; располагают самой современной криминалистической техникой для обнаруже­ния, фиксации, изъятия и исследования разнообразных следов и других вещественных доказательств, включая микрообъекты; могут обеспечивать потребности следствия как в указанных специалистах, так и в технических средствах при проведении осмотра места происшествия, обыска, следственного эксперимента и других следственных дейст­вий. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел в целях большего оказания помощи следст­вию и работникам дознания ведут также различные крими­налистические картотеки (следов рук, пуль, гильз и патро­нов со следами оружия, поддельных документов с использо­ванием множительной техники, коллекции огнестрельного оружия, бумаги, паст для шариковых ручек, фарных стекол, образцов рисунков протекторов автомобильных шин и др.). С помощью этих учетов и коллекций экспертно-криминали­стические подразделения могут представлять следственным аппаратам различную информацию, имеющую существен­ное значение для раскрытия преступления.

Взаимодействие следователя с оперативно-розыскны­ми органами и экспертно-криминалистическими подраз­делениями должно отвечать следующим принципам:

1 См. Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об опера­тивно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Сове­та Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 892).


1. Оно должно основываться на законе. Чтобы ис­ключить субъективизм в этом важном вопросе и не по­ставить взаимодействие в зависимость от отдельных лиц, участвующих в следственной и оперативно-розыскной ра­боте, основные его аспекты регламентированы в законе.

Так, ст. 127 УПК закрепляет право следователя на дачу поручений и указаний органам дознания о производ­стве розыскных и следственных действий. Такие поруче­ния и указания следователя даются в письменном виде и являются для органа дознания обязательными.

Важные вопросы, связанные со взаимодействием, рег­ламентирует ст. 119 УПК. В ней указывается, что орган дознания при обнаружении признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обя­зательно (при отсутствии следователя), возбуждает уго­ловное дело и производит неотложные следственные дей­ствия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, допрос потерпевших, свидетелей, задержание и допрос подозреваемых. Выпол­нив неотложные следственные действия, орган дознания передает дело следователю, но и после этого по поруче­нию следователя он обязан проводить следственные и ро­зыскные действия, осуществлять розыск преступника.

Законодатель регламентирует также ряд важных воп­росов и по взаимодействию следователя со специалиста­ми, в качестве которых могут быть привлечены лица, сведущие в области науки, техники, искусства, ремесла.

Закон наделяет следователя широкими полномочиями при осуществлении взаимодействия со специалистами. Он предоставляет ему право привлекать специалиста при производстве выемки и обыска (ст. 170 УПК), при выемке почтово-телеграфной корреспонденции (ст. 174 УПК), ос­мотре места происшествия (местности и помещения), пред­метов и документов (ст. 179 УПК), осмотре трупа (ст. 180 УПК), следственном эксперименте (ст. 183 УПК), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК).

В целях обеспечения указанных прав следователя за­кон предусматривает также обязанности специалистов и руководителей организаций, в которых они работают Согласно ст. 1331 УПК требование следователя о вызове специалиста является обязательным для руководителя, а сам специалист обязан явиться по вызову, участвовать в производстве следственного действия и, используя свои специальные познания, содействовать следователю в об­наружении, закреплении и изъятии следов преступления,


обращать его внимание на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, давать пояснения по поводу выполненных им действий. За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры общес­твенного воздействия или на него может быть наложено денежное взыскание.

В процессе расследования следователь широко взаи­модействует с экспертными учреждениями, прежде всего с судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции РФ, экспертно-криминалистическими подразде­лениями МВД РФ, судебно-медицинскими и судебно-пси­хиатрическими учреждениями Министерства здравоохра­нения РФ. Здесь также основные вопросы взаимодействия регламентируются законом. Согласно ст. 78 УПК требо­вание следователя о вызове эксперта является обязатель­ным для руководителя предприятия, учреждения или ор­ганизации, где он работает, а ст. 82 УПК обязывает эксперта явиться по вызову следователя и дать объектив­ное заключение по поставленным вопросам.

2. Взаимодействие предполагает проявление инициативы всеми его участниками по установлению взаимных контак­тов в целях быстроты и полноты расследования. Из положе­ний закона, регламентирующего взаимодействие с опера­тивно-розыскными органами и специалистами, усматрива­ется, что инициатива в таком взаимодействии должна исходить от следователя. Ему предоставляется право с уче­том конкретных обстоятельств дела определять, в каких случаях и когда, работников какой службы (подразделения) следует привлечь на помощь и для какой цели. Оператив­но-розыскные органы и экспертно-криминалистические подразделения обязаны выполнить его поручение.

Вместе с этим было бы неправильно отводить указан­ным органам (подразделениям) роль пассивных исполни­телей решений следователя. Интересы борьбы с преступ­ностью требуют от всех правоохранительных органов, всех их служб и подразделений проявления инициативы в решении возложенных на них задач, реализации в пол­ной мере имеющихся у них возможностей для быстрого раскрытия преступлений и изобличения виновных. Поэ­тому, если оперативные работники или специалисты экс­пертно-криминалистических подразделений считают, что могут оказать помощь по делу, находящемуся в произ­водстве следователя, они обязаны идти на контакты с ним, предлагать ему свои возможности.


Так, зная о наличии в производстве у следователя какого-либо дела и располагая по этому делу оператив­ной информацией о неизвестных еще соучастниках пре­ступления, о месте хранения похищенного, возможных свидетелях и других обстоятельствах, имеющих сущест­венное значение для быстрого и полного расследования, оперативные работники по собственной инициативе должны немедленно проинформировать об этом следова­теля и совместно с ним решить вопрос о реализации полученных данных.

Точно так же должны поступать работники эксперт­но-криминалистических подразделений, если они могут оказать помощь следователю в установлении каких-то важных обстоятельств по находящемуся у него в произ­водстве делу. Например, они должны проявлять иници­ативу и давать следователю рекомендации по наиболее полному использованию в раскрытии преступлений веще­ственных доказательств (проверке их по криминалисти­ческим учетам, направлению на экспертизу для решения каких-то конкретных вопросов).

3. Взаимодействие должно длиться столько, сколько
требуют интересы
дела. Проявление инициативы по уста­
новлению взаимодействия не должно быть одноразовым.
На стадии возбуждения уголовного дела, в период прове­
дения неотложных и последующих следственных дейст­
вий может возникнуть необходимость в установлении
взаимных контактов, совместной разработке или осу­
ществлении оперативно-розыскных мер и следственных
действий. Поэтому было бы неправильно полагать, что,
выполнив отдельное поручение следователя по конкрет­
ному делу, оперативно-розыскной орган или эксперт­
но-криминалистическое подразделение могут считать се­
бя свободными от дальнейшего участия в работе по
этому делу. Взаимодействие должно, как правило, начи­
наться с момента решения вопроса о возбуждении уго­
ловного дела и продолжаться до полного завершения
расследования. Это также является неотъемлемым прин­
ципом взаимодействия.

4. Практика показывает, что взаимодействие следова­
теля с оперативно-розыскными органами и экспертно-
криминалистическими подразделениями при раскрытии
преступлений бывает более конкретным и эффективным,
если оно строится на плановой основе.
Разработка пись­
менных планов взаимодействия особенно необходима по
так называемым «неочевидным преступлениям», когда


в начале расследования отсутствует подозреваемый. В планах определяется роль всех участников в решении поставленных вопросов, указываются конкретные испол­нители и сроки исполнения.

Письменный план может быть как единый для всех исполнителей, так и раздельный. Раздельные планы сос­тавляются в случаях, когда требуется детальное изложе­ние оперативно-розыскных мер, отражение которых в об­щем плане нецелесообразно.

В планах совместных действий по раскрытию преступ­лений находят отражение также вопросы по выявлению обстоятельств, способствующих их совершению. Напри­мер, в них могут быть предусмотрены установление опе­ративными работниками лиц, располагающих информа­цией об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, допрос этих лиц следователем, разработка специалистом-криминалистом предложений по устране­нию недостатков в конструкции запирающих устройств, усовершенствованию работы с бланками строгой отчет­ности, денежными документами.

5. Наконец, важным принципом взаимодействия являет­ся знание всеми его участниками возможностей каждой из взаимодействующих сторон. Следователь не может в полной мере использовать возможности оперативно-розыскного органа или экспертно-криминалистического подразделения, если он не имеет о них достаточного представления. То же самое можно сказать и об оперативном работнике, и о специ­алисте-криминалисте. Следует учитывать, что возможности оперативно-розыскных органов и экспертно-криминалисти­ческих подразделений в борьбе с преступностью постоянно расширяются (организуются оперативно-справочные и кри­миналистические учеты, поступают на вооружение более совершенные технические средства, применяются новейшие научные методы). Поэтому важно, чтобы о них своевремен­но был проинформирован следователь с тем, чтобы он мог предусмотреть возможность их использования.

Таким образом, взаимодействие можно определить как совместную деятельность следователя, оперативно-розыск­ных органов и экспертно-криминалистических подразделе­ний по разработке и осуществлению мероприятий по ком­плексному использованию процессуальных, оперативно-ро­зыскных и технико-криминалистических средств в целях успешного раскрытия преступлений, изобличения виновных, выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятия мер по их предотвращению.


§ 2. Формы взаимодействия

Формы взаимодействия следователя с оперативно-ро­зыскными органами и экспертно-криминалистическими подразделениями определяются обстоятельствами кон­кретного расследуемого дела. Если оно не представляет сложности в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, то следователь вообще может не вступать в контакт с оперативными работниками и специалиста­ми-криминалистами, решая все вопросы путем проведе­ния следственных действий. В отдельных случаях взаимо­действие ограничивается дачей следователем работникам оперативно-розыскных органов поручений по оказанию ему содействия в проведении наиболее сложных следст­венных действий (задержания подозреваемого, проверке показаний на месте) или самостоятельному их проведе­нию, например поручение о допросе или производстве обыска, выемки.

По сложным делам формы взаимодействия бывают более разнообразные. К таким делам обычно относятся дела о «неочевидных преступлениях», а также дела, воз­буждаемые в результате реализации оперативных мате­риалов. По такого рода делам в целях более тесного взаимодействия создаются следственно-оперативные группы.

«Неочевидные» дела возникают в связи с обнаружени­ем признаков преступления, например при поступлении заявления о совершенном убийстве, разбойном нападе­нии, грабеже, краже, изнасиловании.

По таким делам взаимодействие следователя с опера­тивно-розыскными органами и экспертно-криминалисти­ческими подразделениями обычно складывается из трех этапов.

Первый из них начинается уже при выезде на место происшествия и завершается окончанием розыска по «го­рячим» следам. На этом этапе следователь вступает во взаимодействие с оперативно-розыскными органами и экспертно-криминалистическими подразделениями в целях возможно более полного изучения обстановки на месте преступления, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, получения исходной инфор­мации о личности преступника и преследования его по «горячим следам».

Для успешного решения этой задачи следователь, как правило, сразу же после получения сообщения о совер-


шенном преступлении привлекает в помощь оперативных работников и специалистов экспертно-криминалистичес­ких подразделений, т. е. уже в самом начале расследова­ния формируется следственно-оперативная группа. В сос­тав такой группы в зависимости от конкретных обсто­ятельств следователь может включить кинолога со служебно-розыскной собакой, других специалистов. В по­давляющем большинстве случаев следственно-оператив­ная группа при расследовании «неочевидных преступле­ний» состоит из следователя, одного или нескольких работников уголовного розыска и специалиста-кримина­листа, а в случае обнаружения трупа — судебно-медицин­ского эксперта или иного врача.

На месте происшествия следователь определяет обя­занности каждого участника группы. На себя он берет руководство группой, проводит опрос очевидцев проис­шествия, осмотр и процессуально оформляет его резуль­таты. Специалисту-криминалисту он поручает фотогра­фирование обстановки места происшествия, выявление, фиксацию и изъятие невидимых и иных следов, обнаруже­ние микрообъектов, применение поисковой и иной кри­миналистической техники, вычерчивание планов и схем. По завершении осмотра места происшествия по пору­чению следователя специалист-криминалист проводит предварительное изучение следов в целях получения ис­ходных данных для розыска преступника по «горячим следам». Для этого он, например, измеряет следы обу­ви и определяет рост преступника, а при наличии дорож­ки следов — особенности его походки. По следам рук выясняет примерный его возраст и имеющиеся на паль­цах и ладонях дефекты кожи. По микрообъектам устанав­ливает, в чем он был одет и какие на его одежде могут быть повреждения и посторонние частицы. С помощью следов взлома специалист может определить профессию преступника и его примерный рост, а по следам транс­портных средств — марку и модель автомашины, на которой он мог скрыться. При проведении такого иссле­дования специалист использует имеющиеся у него мето­дики предварительного исследования следов, измеритель­ную, оптическую и другую технику, справочные пособия. Свои предложения о личности преступника, использовав­шихся им орудиях преступления и транспортных средст­вах специалист высказывает следователю и оперативному работнику, и они широко используются в розыскной работе.


Ответственную работу на месте происшествия вы­полняет оперативный работник. По поручению следова­теля он, беседуя с гражданами (соседями, дворниками, пассажирами и водителями транспортных средств, продавцами и др.), выявляет свидетелей происшествия, выясняет у них направление, в котором могли скрыться преступники, и преследует их до момента задержания. При этом оперативный работник использует помощь кинолога с розыскной собакой, милицейские патрульные наряды. Результаты розыска по «горячим следам» оперативный работник докладывает не только следова­телю, но и руководителю аппарата уголовного розыска, а также дежурному по органу милиции, которые при необходимости подключают к розыску дополнительные силы и средства.

Розыск по «горячим следам» может продолжаться несколько дней, т. е. до тех пор, пока оперативному работнику удается получить информацию о возможном направлении, в котором скрылся преступник. При исчез­новении такой возможности розыск по «горячим следам» прекращается, и тем самым завершается первый этап взаимодействия следователя с оперативными работника­ми и специалистами-криминалистами.

На втором этапе следователь, оперативный работник и специалист-криминалист совместно анализируют полу­ченные на первом этапе данные о событии преступления и возможных его участниках. Такой анализ обычно про­водится на совместном совещании, где каждый из его участников информирует других о полученных им дан­ных, представляющих интерес для расследования, и вы­сказывает возможные направления дальнейшего розыска. Так, следователь сообщает о результатах допроса потер­певших, свидетелей-очевидцев, осмотре места происшест­вия и полученных при этом данных о лицах, совершив­ших преступление. Оперативный работник информирует о результатах розыска по «горячим следам» и выявлен­ных лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей. Специалист-криминалист на основе изучения следов высказывает предположение о количестве пре­ступников и их приметах.

На основе такого обмена информацией разрабатыва­ются следственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются конкретные исполнители, выра­батывается согласованный план расследования. В нем предусматривается тщательное изучение личности потер-


 


певшего, его соседей и знакомых, сослуживцев и род­ственников, что может способствовать установлению по­дозреваемого. Большое место в таких планах занимают вопросы, связанные с выявлением и проверкой ранее судимых, проживающих в данном районе, изучение уго­ловных дел как по раскрытым, так и по нераскрытым преступлениям, совершенным аналогичным способом, информирование соседних и других органов внутренних дел о факте совершенного преступления и похищенном. Эта работа обычно поручается оперативному работнику. Специалист-криминалист на этом этапе изготовляет по показаниям очевидцев композиционный портрет преступ­ника (фото- или изоробот), размножает его и передает оперативному работнику для обеспечения им патрульных нарядов. Ему также вменяется в обязанность проверка изъятых следов по криминалистическим учетам эксперт­но-криминалистических подразделений. Специалист по­могает следователю в подготовке материалов на экспер­тизу, при необходимости участвует в получении образцов для сравнительного исследования, упаковывает вещест­венные доказательства, дает рекомендации по формули­рованию вопросов, подлежащих экспертному разреше­нию.

По мере выполнения разработанного плана проводит­ся совещание следователя, работника аппарата уголовно­го розыска и специалиста-криминалиста, где вырабаты­ваются планы дальнейшего розыска преступников.

После установления личности подозреваемого начи­нается третий этап взаимодействия. Основная задача это­го этапа — получить доказательства, подтверждающие или опровергающие возникшие подозрения, установить всех участников преступления, изъять и возвратить похи­щенное потерпевшему, выявить обстоятельства, способ­ствующие совершению преступления, и разработать ме­ры по их устранению. При получении данных о лице, которое могло совершить преступление, совместно раз­рабатывается план дальнейшего расследования, при этом основное внимание обращается на изучение его личности и связей, установление места его пребывания в момент совершения преступления. Оперативным работникам вменяется в обязанность выявление возможных свиде­телей, мест сокрытия похищенного и орудий преступле­ния, а также выяснение оперативным путем других важ­ных для дела вопросов. Следователь в это время прово­дит допросы, очные ставки, следственные эксперименты


и другие следственные действия. На этом этапе следова­тель продолжает также взаимодействовать и со специ­алистом экспертно-криминалистического подразделения. Он поручает ему отбор на экспертизу дактилокарт подо­зреваемых, подготовку других объектов для экспертного исследования, привлекает его для применения техничес­ких средств при выполнении следственных действий.

Вторую группу дел, по которым имеет место наиболее тесное взаимодействие следователя с оперативно-розыск­ными органами и экспертно-криминалистическими под­разделениями, как уже отмечалось, составляют дела, воз­буждаемые в результате реализации оперативно-розыск­ных материалов. К ним относятся в основном дела о хищениях, взяточничестве, фальшивомонетничестве. Их выявление возможно лишь в результате осуществления комплекса различных оперативно-розыскных мероприя­тий, проводимых МВД.

Получив сообщения о совершении указанных преступ­лений, оперативные работники тщательно их проверяют, устанавливают состав преступной группы, возможных свидетелей, наличие и место нахождения изобличающих предметов и документов, места хранения ценностей, на­житых преступным путем, выясняют другие важные для дела вопросы и либо самостоятельно возбуждают уго­ловное дело и ведут дознание, либо, что бывает наиболее часто, сообщают о собранных данных следователю. Сле­дователь оценивает полученную информацию с точки зрения ее достаточности и принимает решение о начале расследования либо предлагает оперативным работни­кам получить дополнительные данные.

В случае если принимается решение о начале рас­следования, следователь тщательно обсуждает с опера­тивными работниками, когда и с проведения какого след­ственного действия следует начать реализацию оператив­ных материалов: с задержания с поличным, обыска по месту жительства и работы, выемки изобличающих до­кументов, допроса свидетелей и т. д. Помощь оператив­ных работников в производстве следственных действий значительно повышает их эффективность, способствует более быстрому и полному раскрытию преступления.

Полезной по такого рода делам бывает помощь спе­циалиста-криминалиста. Он помогает следователю про­вести правильный отбор документов, подлежащих изъ­ятию при обыске или выемке, оказывает ему содействие в применении поисковой техники с целью выявления


тайников, применяет по указанию следователя фотогра­фическую, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру и другую криминалистическую технику.

При проведении первоначальных следственных дейст­вий, связанных с реализацией оперативно-розыскной ин­формации, нередко выявляются ранее не известные со­участники преступления, становятся известными новые эпизоды преступной деятельности подозреваемых, воз­никают другие вопросы, требующие дальнейшего осу­ществления оперативно-розыскных мероприятий. В подо­бных случаях следователь дает поручения о выяснении оперативным путем возникших вопросов. Такое взаимо­действие продолжается до полного завершения расследо­вания.


Раздел II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Глава VIII. ОСНОВЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.