Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вершина внутренней петли 1 страница




Точка

Идентификация человека путем предъявления его для опознания.Данный вид идентификации встречается в следственной и судебной практике очень часто. Для опознания могут быть предъявлены живые лица, труп или их фотографии. Отождествление проводится по мыс­ ленному образу, запечатленному в памяти опознающего (см. гл. XXII).

При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лицпризнаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей (подробнее об этом см. в гл. XVI).

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление (см. гл. XVI).

Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внеш-


ности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

«Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов — «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения — узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные призна- 295


ки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

«Словесный портрет» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных поврежде­ний, накожных примет и других анатомических призна­ков, обнаруженных на теле освидетельствуемого.

Широкое применение методика «словесного портре­та» находит также в фотопортретной идентификацион­ной экспертизе.

§ 3. Виды идентификации человека по признакам внешности

Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается прежде всего относительной устойчи­востью этих признаков. Устойчивость анатомических признаков определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные и болезненные из­менения анатомических признаков не могут иметь су­щественного практического значения, так как, во-пер­вых, возрастные изменения происходят медленно и в пределах идентификационного периода не приводят к качественным различиям; во-вторых, болезненные (травматические) изменения затрагивают лишь некото­рые признаки и поэтому индивидуальная совокупность внешности каждого человека остается практически не-


изменной. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не про­ходят бесследно и легко выявляются при освидетель­ствовании.

Функциональные признаки внешности менее надежны, поскольку могут быть легко изменены. Например, при желании и необходимом контроле за собой человек мо­жет изменить походку, избавиться на какое-то время от привычной жестикуляции и т. д. Однако существенно изменить весь комплекс присущих данному человеку функциональных признаков невозможно, он тоже дос­таточно устойчив и неповторим. Устойчивость функци­ональных признаков объясняется системностью в работе больших полушарий головного мозга, образованием ди­намического стереотипа (устойчивой системы условных рефлексов — определенных движений при ходьбе, раз­говорной речи и т. д.). Чем сложнее система движений, тем медленнее осваивается она человеком, тем дольше формируется тот или иной динамический стереотип. Но сформировавшись, он становится устойчивым, трудно поддающимся влиянию волевых усилий человека. С этих психофизиологических позиций и следует подходить к оценке устойчивости функциональных признаков внеш­ности и результатов опознания по ним. Надежность ре­зультатов идентификации по признакам внешности во многом зависит от того, берутся ли для обоснования тождества функциональные признаки отдельно или в комплексе с анатомическими. В последнем случае надежность идентификационного вывода значительно выше.

Существует несколько видов идентификации человека по признакам внешности с использованием методики «словесного портрета»:

2. Идентификация человека путем непосредственного
сопоставления его внешности с фото- или изопортретом
используется при проверке личности вызванного на до­
прос свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого
или обвиняемого путем сравнения его внешности с фото-


карточкой в документе, удостоверяющем личность. Кро­ме того, этот вид идентификации применяется при вы­полнении розыскных мероприятий, когда оперативный работник сопоставляет внешность разыскиваемого, изо­браженного на имеющейся у него фотокарточке или ком­бинированном портрете, с внешностью человека, похоже­го на разыскиваемого. Сопоставление признаков внеш­ности необходимо производить с использованием методики «словесного портрета», чтобы последовательно и детально сопоставлять признаки между собой и об­ращать внимание не только на общее сходство внешнего облика, но и на совпадения отдельно взятых признаков внешности.

3. Идентификация человека путем непосредственного
сопоставления его внешности с имеющимся «словесным
портретом». При отсутствии фотокарточки разыскивае­
мого оперативному работнику, осуществляющему ро­
зыск, приходится устанавливать искомое лицо по словес­
ному описанию внешности. В этих условиях соблюдение
методики «словесного портрета» особенно важно, так как
бессистемное описание признаков внешности, особенно
при отсутствии фотокарточки, серьезно осложняет отож­
дествление разыскиваемого преступника.

4. Идентификация человека путем сопоставления «сло­
весного портрета» с фотоизображением нередко применя­
ется в ходе розыскных мероприятий. В этих случаях ранее
составленный «словесный портрет» разыскиваемого со­
поставляется с фотоснимками проверяемых лиц или ком­
бинированными портретами.

5. Если при проведении розыскных мероприятий не
удается получить фотокарточку разыскиваемого, мо­
жет проводиться идентификация путем сопоставления
двух «словесных портретов». Достоверность результатов
сравнения при этом зависит от точности и полноты опи­
сания признаков внешности в обоих «словесных порт­
ретах».

6. В оперативно-розыскной практике иногда возникает
необходимость восстановления лица по черепу (так назы­
ваемая скульптурная реконструкция портрета). Данный
метод, разработанный М. М. Герасимовым, заключается
в том, что на череп наносится восковой слой, толщина
которого определяется с учетом данных о толщине мяг­
ких покровов лица и их функциональной связи с формой
скелета. Созданный таким образом скульптурный порт­
рет сравнивается по признакам внешности с прижизнен-


ными фотографиями или «словесным портретом» без вести пропавшего лица. Объектом экспертного исследо­вания такой скульптурный портрет не может быть, так как при создании его на основе черепа не представляется возможным точно восстановить так называемые топог-рафо-анатомические (антропометрические) точки лица, являющиеся базой экспертного отождествления человека по признакам внешности. Данный портрет используют лишь в оперативно-розыскных мероприятиях, а также для идентификации человека путем опознания. Резуль­таты такого опознания требуют критической оценки, нельзя принимать их всегда за бесспорную истину.

7. Экспертное отождествление человека по фотосним­кам (фотопортретная идентификационная экспертиза) — наиболее важный и сложный вид идентификации челове­ка по признакам внешности (об этом см. в следующем параграфе).

§ 4. Основы фотопортретной идентификационной экспертизы

Экспертная фотопортретная идентификация по срав­нению с другими названными видами отождествления человека по признакам внешности имеет свои особеннос­ти. Они проявляются не только в методах исследования, но и в характере идентифицирующих объектов.

Как и в любом другом виде идентификация человека по признакам внешности, в фотопортретной экспертизе идентифицируемом объектом во всех случаях является конкретное физическое лицо, тождество которого уста­навливается. Идентифицирующими объектами данной экспертизы могут быть лишь геометрически точное (уменьшенное, в натуральную величину или увеличенное) изображение головы и лица идентифицируемого, скелет головы (череп) или его снимок. Фотопортретная экспер­тиза исследует чаще всего фотографические портреты (фотоснимки, кинокадры, голографические портретные изображения), а также рентгеновские снимки черепа. Тре­бованию геометрически точной копии не удовлетворяют портреты, выполненные художниками, посмертные маски (слепки) и, как уже отмечалось, пластические реконструк­ции лица по черепу. Поэтому они не могут быть объекта­ми экспертного отождествления человека по признакам внешности.


Фотопортретная экспертиза определяет, одно ли лицо или разные лица изображены на двух и более фотосним­ках, не изображен ли на фотопортретном снимке данный человек и не принадлежит ли череп умершего данному лицу (например, без вести пропавшему). Эти задачи ре­шаются экспертом на практике при сравнении:

а) опознавательных (сигналетических) и иных порт­
ретных снимков трупа и фотопортрета без вести пропав­
шего лица;

б) портретного фотоснимка скрывающегося (разыс­
киваемого) преступника и фотопортрета, полученного
экспертом при фотосъемке заподозренного лица, либо
его фотокарточки, имеющейся в паспорте или другом
документе, удостоверяющем личность, либо полученной
от его родственников, знакомых или добытой оператив­
но-розыскным путем;

в) портретных фотоснимков без вести пропавшего
лица и скрывающегося (разыскиваемого) преступника;

г) портретных фотоснимков, имеющихся в нескольких
документах, оформленных на разных лиц, когда возника­
ет предположение, что эти документы поддельны и снаб­
жены фотокарточками одного и того же человека;

д) двух и более портретных фотоснимков одного и то­
го же заподозренного в преступлении, разыскиваемого
или пропавшего без вести лица, полученных из разных
источников, когда необходимо проверить, действительно
ли на этих снимках изображен один и тот же человек;

е) прижизненных рентгеновских снимков или фотопо­
ртрета пропавшего без вести и фотоснимка обнаружен­
ного черепа неизвестного лица;

ж) фотопортрета пропавшего без вести или разыс­
киваемого лица и рентгенограммы головы трупа, кото­
рый невозможно опознать вследствие развития трупных
явлений или обезображения лица умершего.

Из всех вышеперечисленных в § 1 признаков внешнос­ти в экспертном отождествлении человека используются лишь анатомические (статические) признаки, характери­зующие строение головы и лица. Общими идентификаци­онными признаками, используемыми в фотопортретной идентификационной экспертизе, являются нормальные морфологические вариации черт лица, головы, а иногда и шеи, плеч, груди, конечностей (при исследовании фото­снимков человека в полный рост).

К частным анатомическим признакам внешности от­носятся различные особенности, касающиеся величины,




 


 


Рис. 44. Признаки лица в фас:

1 — линия роста волос;

2 — высота лба;

3 — ширина лба;

4 — области лобных бугров;

5 — область правой
надбровной дуги;

6 — головка брови;

7 — контур брови; 8 — хвост
брови; 9 — линия положения
брови; 10 — внутренний угол
глаза; 11 — линия положения
глазной щели;

12 — протяженность глазной щели; 13 — зрачковая линия; 14 — контур складки верхнего века; 15 — ширина спинки носа; 16 — высота носа (носовой части лица);

17 — ширина носа;

18 — высота верхней губы;

19 — фильтр; 20 — контур
каймы верхней губы;

21 — протяженность ротовой щели; 22 — высота подбородка;

23 — контур подбородка;

24 — высота ушной раковины;

25 — оттопыренность ушной
раковины; 26 — контур
противозавитка; 27 — контур
козелка; А— верхнелобная
точка; Б — глабелла (межбровье);

8 — верхненосовая точка
(переносье);

Г— подносовая точка; Д — подбородочная точка; Е — нижнечелюстная точка


Рис. 45. Признаки лица в профиль:

1 — положение (наклон) лба;

2 — контур лба; 3 — наружный
угол глаза;

 

4 — контур спинки носа;

5 — выступание кончика носа;

6 — линия положения основания
носа; 7—8 — измерение
глубины и высоты переносья;

9 — выступание спинки носа;

10 — контур края крыла носа;
11—12 — относительное
положение губ;

13 — контур подбородка;

14 — положение подбородка;

15 — ширина ушной раковины;

16 — внешний и внутренний
контуры завитка;

17 — контур края мочки;

18 — контур противокозелка;
19, 20, 21 — лобная, носовая
и ротовая части лица
(верхнелобная глабелла,
верхненосовая, подносовая,
подбородочная, нижнечелюстная,
козелковая)


Рис. 46. Антропометрические точки на голове: передняя поверхность: 1 — надподбородочная;

2 — губная нижняя; 3 — ротовая; 4 — губная верхняя;

5 — подносовая; 6 — передненосовая; 7 — точка во внутреннем
углу глаза; 8 — точка во внешнем углу глаза;

9 — лобно-височная; 10 — теменная; 11 — верхушечная;

12 — точка, лежащая на границе обволошенной части лба;

13 — точка, лежащая на пересечении линии,
соединяющей наиболее выступающие точки лобных бугров;

14 — надглабеллярная; 15 — точки в области схождения
надбровных дуг (глабелла); 16 — верхненосовая;

 

17 — наиболее глубокая точка переносья;

18 — наружноглазничная; 19 — нижнеглазничная;

20 — скуловая; 21 — переднескуловая; 22 — носокрыльевая;
23 — губноугловая; 24 — угловая нижнечелюстная;

25 — подбородочная;

боковая поверхность: 1 — угловая нижнечелюстная; 2 — нижнеушная;

3 — подзатылочная; 4 — скуловая; 5 — наиболее выступающая
назад точка затылочного бугра на серединной линии;

6 — предушная; 7 — затылочная; 8 — козелковая; 9 — бугорковая ушная;

10 — верхнеушная; 11 — верхушечная;

12 — брегма; 13 — точка, лежащая на границе обволошенной части лба; 14 — точка, лежащая на пересечении линии, соединяющей наиболее выступающие точки лобных бугров;

15 — лобно-височная; 16 — точка в области схождения
надбровных дуг (глабелла);

17 — верхненосовая;

18 — наиболее глубокая точка переносья;

19 — точка во внешнем углу глаза; 20 — наружноглазничная;

21 — нижнеглазничная; 22 — переднескуловая;

23 — надкрыльевая; 24 — передненосовая; 25 — подносовая;

26 — наиболее выступающие

вперед точки края десен между внутренними резцами;

27 — губная поверхность; 28 — ротовая; 29 — губная нижняя;
30 — надподбородочная; 31 — подбородочная


формы, месторасположения анатомических аномалий («особых примет»), таких, как рубцы, родимые пятна, бородавки, следы оспы и других кожных заболеваний лица, пигментация, резкие анатомические диспропорции и др., а также особенности взаиморасположения антропо­метрических (топографо-анатомических) точек лица и размерные (линейные и угловые) соотношения между ними. Эксперты в настоящее время используют обычно 12—14 антропометрических точек лица в положении фас и профиль, например, точки, соответствующие внешним и внутренним углам глаз и губ, зрачки, кончик носа, точка переносицы и основания носа, точка прикрепления мочки уха и т. д. При наличии доброкачественных порт­ретных фотоснимков или рентгеновских снимков черепа и соблюдения других условий подготовки идентифициру­ющих объектов и сравнительных образцов эксперт имеет возможность по совокупности общих и частных призна­ков внешности дать категорическое заключение о том, одно или разные лица изображены на двух и более порт­ретных фотоснимках, принадлежит ли обнаруженный че­реп данному человеку.

Результаты фотопортретной идентификационной экс­пертизы во многом зависят от качества идентифицирую­щих объектов и сравнительных образцов. Идентифициру­ющие объекты (портретные фотоснимки или рентгено­граммы головы, зубного аппарата разыскиваемого либо пропавшего без вести лица, череп обнаруженного трупа) должны быть представлены эксперту, как правило, в том состоянии, в каком они обнаружены, и переданы следова­телю или оперативному работнику. В необходимых слу­чаях эксперт сам подготавливает идентифицирующие объекты к исследованию: производит фотохимическое усиление или ослабление контраста снимков, удаляет со снимка методом смывания мешающие штрихи красителя или осуществляет контрастирующую фотосъемку, изго­тавливает фотокопии идентифицирующих объектов в том же масштабе, в каком соответствующее лицо изо­бражено на сравнительных образцах, восстанавливает ра­зорванный фотоснимок и производит его репродукцион­ную фотосъемку, получает позитивные снимки с пред­ставленных эксперту негативов.

Рекомендуется предоставлять эксперту в качестве сравнительных образцов фотоснимки, по возможности аналогичные исследуемому по ракурсу и времени фото­съемки, принять меры к отысканию нескольких фотопор-


третов одного и того же лица, изображенного в различ­ных ракурсах, без ретуши. Если сохранились негативы, их следует направить эксперту вместе с фотоснимками. Экс­пертное отождествление человека по признакам внешнос­ти проводится, как правило, путем сравнения одномасш-табных портретных фотоснимков, при изготовлении ко­торых добиваются того, чтобы расстояние между одноименными антропометрическими точками на них (например, между кончиком носа или козелком и наруж­ным углом глаза) были одинаковы. Прежде чем сравни­вать линейные и угловые величины одномасштабных фо­тоизображений какого-либо идентификационного при­знака, необходимо убедиться, в одном или разных ракурсах произведена фотосъемка. При производстве фо­топортретной экспертизы необходимо учитывать воз­можные изменения идентификационных признаков внеш­ности, обусловленные различными ракурсами съемки, а также неодинаковыми условиями освещения при вы­полнении нескольких фотосъемок в разное время.

Экспертная фотопортретная идентификация распола­гает следующими методами исследования.

Визуальный метод — наиболее распространенный тра­диционный метод фотопортретной идентификационной экспертизы, применяемый при исследовании как однора-курсных, так и разноракурсных фотопортретов. При этом сравнивается визуально наблюдаемое качественное свое­образие формы, размерных соотношений, положения и взаиморасположения признаков внешности, изображен­ных на исследуемых фотоснимках. Для большей нагляд­ности на фоторепродукциях делаются соответствующие разметки. Визуальная оценка признаков внешности не свободна от влияния субъективных факторов. Идентифи­кация затрудняется, если нет особых примет, поскольку при визуальном методе не используются в полной мере качественные характеристики признаков внешности, а идентификационная значимость таких показателей, как форма, размер и положение, даже при пяти-, семичленной градации признаков невысокая.

Метод линейных н угловых измерений применяется при исследовании одноракурсных портретных снимков. Суть измерительного метода заключается в том, что на одно-масштабных портретных снимках выделяется необходи­мое количество четко выраженных антропометрических точек и с помощью измерительных приборов (цирку­ля-измерителя, линейки, специального кругового транс-


портира) определяются расстояния между ними и вели­чины углов, образуемых линиями, соединяющими в раз­личных сочетаниях эти точки. Таким образом опреде­ляются и затем сравниваются числовые показатели от­ношений (пропорций) отрезков и углов. Равенство соответствующих пропорций служит основанием для по­ложительного вывода о том, что на сравниваемых сним­ках изображено одно и то же лицо, неравенство — для отрицательного вывода. При выделении антропометри­ческих точек на фотопортрете необходимо ориентиро­ваться на такие, которые не подверглись искажению под влиянием условий фотосъемки. К оценке результатов измерений следует подходить осторожно, памятуя каж­дый раз о том, что даже небольшие несоответствия раку­рса и иных условий съемки могут вызвать существенные расхождения линейных и тем более угловых величин на сравниваемых снимках.

Редко в практике встречаются случаи представления на экспертизу фотопортретов, выполненных в абсолютно одинаковом ракурсе. Поэтому применение измеритель­ного метода остается ограниченным до тех пор, пока не будут определены зависимости (коэффициенты искаже­ний) линейных и угловых величин от ракурса съемки и других условий фотографирования.

Графический метод фотопортретной идентификацион­ной экспертизы заключается в построении и сравнении в системе координат графиков, характеризующих линей­ные величины прямых, соединяющих соответствующие антропометрические точки и степень изгиба контурных линий соответствующих частей лица. Длина прямых, со­единяющих антропометрические точки, измеряется с по­мощью циркуля и линейки, степень изгиба контурных кривых — специальными приборами. По данным измере­ний сравниваемых фотопортретов в системе координат строятся графики, соответствие или несоответствие кото­рых дает основание для положительного или отрицатель­ного вывода. Эксперименты, проведенные с применением этого метода, дали обнадеживающие результаты, однако для практического использования его в судебной экспер­тизе требуется дополнительная проверка.

Метод совмещения изображений состоит в том, что на одной из сравниваемых фоторепродукций делаются вы­резы по линиям, пересекающим наиболее информатив­ные и четко выраженные признаки, после чего эта репро­дукция накладывается на другую и эксперт определяет,


совмещаются или не совмещаются одноименные призна­ки внешности по линии разреза. Полное совмещение признаков — основание для положительного идентифи­кационного вывода. Иногда сравниваемые снимки экс­перт совмещает по медиальной линии (вертикальной, делящей лицо пополам). Для этого репродукции фотопо­ртретов (нормальные и в зеркальном изображении) раз­резаются по медиальной линии и затем левая часть одной репродукции совмещается с правой частью другой. При­знаки совместятся, если на снимках изображено одно и то же лицо (при условии равномасштабных и одноракурс-ных изображений в фас). Совмещение по медиальной линии применяется чаще всего для выявления степени и характера ассиметрии лица. Для этого совмещаются одноименные (левые или правые) половинки репродук­ций, одна из которых представляет прямое, а другая — зеркально обращенное изображение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.