Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение мотивации соревновательной деятельности




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания курса «Психодиагностика» - приобретение студентами знаний о психологических особенностях личности в процессе онтогенеза и использование этих знаний для целостного представления о человеке.

- формирование у студентов умений и навыков практической работы по диагностике личностных свойств и качеств человека;

- развитие у будущих специалистов умения использовать психологические знания в практике физкультуры и спорта;

- формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой и проведения психологических исследований.

ТЕМА 1. Теоретические основы психодиагностики.

Предмет и задачи психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки.

Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий. Умственные тесты Дж. Кеттелла. Вклад А.Бине в измерение интеллекта. Чарльз Спирмен и структура интеллекта. История развития психодиагностики в ХХ веке.

Структура психодиагностики. Психодиагностика и смежные направленияисследований. Психодиагностический метод и диагностические подходы. Тест как основной инструмент психодиагностики. Психологический диагноз. Диагностика черт личности и «измерение индивидуальности». Психодиагностический процесс. Этика психодиагностического обследования.

Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста.

Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности. Бессознательное и проективные методики. О разработке проективных методик.

ТЕМА 2. Измерение познавательных психических процессов.

Ощущения, восприятие, иллюзии восприятия. Психодиагностика сенсорных способностей.

Внимание и его свойства. Психологическое тестирование особенностей внимания.

Непроизвольная память. Произвольная память. Психодиагностика мнемических способностей.

Мышление, характеристика мыслительных операций, структура процесса решения мыслительной задачи. Психологическое тестирование уровня развития мышления. Тест «Логически-понятийные соотношения». Тест «Логичность умозаключения».

Интеллект человека. Структура интеллекта. Подходы к определению интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.

Креативные ообенности личности. Особенности творческого воображения. Анализ творческого процесса. Диагностика творческого потенциала.

ТЕМА 3. Измерение типологических особенностей личности.

Психологические концепции структуры личности.

Теории и типы темперамента. Влияние темперамента на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность спортсмена. Тестирование темперамента.

Психосоциотипы, их структура и характеристики. Тестирование психосоциотипа.

Типология доминирующего инстинкта.

Структура характера. Акцентуации характера. Тестирование акцентуации характера. Тестирование особенностей характера.

Самооценка, адекватность самооценки. Тест самооценки.

Уровень притязаний. Тестирование уровня притязаний.

Способность к самоуправлению, саморегуляции и самоконтролю.

Ценностные ориентации личности.

ТЕМА 4. Психологическая диагностика педагогической деятельности и процесса обучения.

Стратегии формирования и развития психики, знаний, умений.

Методы обучения. Традиционное обучение. Проблемное обучение. Деловая игра «Методы обучения».

Структура педагогической деятельности. Педагогическое проектирование. Анализ педагогической деятельности.

Взаимодействие преподавателя, педагога-тренера и учащихся.

Закономерности и проблемы семейного воспитания.

Нарушения в развитии, их причины. Умственная отсталость и задержки в развитии. Диагностика нарушений в развитии.

Готовность ребенка к школе. Диагностика готовности к школе.

ТЕМА 5.Диагностика эмоционально-волевой сферы личности.

Оценка текущего состояния индивида. Теория воли и диагностика волевых качеств.

Агрессивность и оценка ее уровня.

Диагностика нервно-психического напряжения.

Психические состояния, их классификация. Особенности психических состояний в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Мотивация. Виды мотиваций в спорте, их диагностика.

ТЕМА 6. Психическая диагностика межличностных отношений.

Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения, их диагностика.

Положение человека в группе. Групповые роли. Особенности взаимодействия в спортивном коллективе. Диагностика структуры группы: социометрия, референтометрия.

Межличностные отношения в семье.

Функции и структура общения. Вербальные и невербальные средства общения. Виды общения. Коммуникативная компетентность.

ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Изучить литературу по «ПСИХОДИАГНОСТИКЕ» (темы указаны выше).

2. Сделать лабораторные работы. Сдать на кафедру в форме письменного отчета. Все работы выполняются по единому образцу:

1. Лабораторная работа №

2. Объект исследования:

3. Состояние:

4. Ход работы (инструкция):

5. Результаты эксперимента:

· Протокол

· Отчет испытуемого

6. Обработка результатов:

· Числовые данные

· Графическое оформление

7. Анализ результатов

8. Выводы.

 

1. Определение типа реагирования на конфликт по К.Томасу.

2. Характерологический опросник К. Леонгарда

3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

4. Шкала депрессии.

5. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).

6. Тест Стреляу.

7. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский).

8. Тестовая карта коммуникативной деятельности.

9. Тест на оценку самоконтроля в общении.

10. Исследование устойчивости и распределения внимания (корректурная проба Бурдона).

11. Исследование объема памяти.

12. Определение общих умственных способностей. Г. Айзенк.

13. Оценка соответствия «Я» - образа реальному «Я».

14. Исследование самооценки.

15. Исследование уровня притязаний.

16. Определение типа темперамента (опросник Г Айзенка).

17. Изучение мотивации соревновательной деятельности

 

Литература:

1. Основы психологии: практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 703 с. – (Высшее образование).

2. Психологические тесты. В 2 т./ под. Ред. А.А. Карелина. – М., 2007.

 

(Г.Д.Бабушкин и др.,1993)

Цель данной методики - выявление характера соревновательной мотивации спортсмена. Выделяются два вида мотивации: «Мотивация на достижение успеха» и «мотивация на избежание неудачи». В случае преобладания в структуре спортивной мотивации у спортсмена «мотивации на достижение успеха» над «мотивацией на избежание неудачи», результативность спортсмена будет определяться наличным уровнем регуляции деятельности — его психофизиологическими особенностями. Преобладание мотивации избежания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности снижает результативность спортсмена. В случае наличия у спортсмена высокого уровня регуляции деятельности обязательным условием его результативности будет преобладание мотивации на достижение успеха. При низком уровне регуляции деятельности соотношение мотивации не оказывает существенного влияния на результативность деятельности спортсмена.

Для выявления соревновательной мотивации предлагается опросник.

Опросник соревновательной мотивации

Инструкция: Вам предлагается опросник, отражающий содержание мотивации соревнова­тельной деятельности. Ответьте на каждое утверждение ответом «да» или «нет» в зависимости от степени соответствия утверждения действительности. Ответ ставьте на опросном листе напротив номера утверждения.

1. В научно-популярных изданиях меня больше всего интересуют статьи о великих спорт­сменах, известных людях, новых открытиях.

2. Можно сказать, что я живу по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь».

3. Стремление к достижению целей у меня выражено достаточно сильно.

4. Вступая в игру (шахматы, теннис, бадминтон, футбол и т.п.) с сильным соперником, я за­ранее предвижу свое поражение.

5. Неудачное начало в соревнованиях мобилизует меня на дальнейшие действия.

6. При подготовке к соревнованию у меня возникают сомнения в достижении поставленной цели.

7. Вступая в различные спортивные игры, я ориентируюсь на выигрыш независимо от со­перника.

8. Я часто читаю медицинскую литературу, где сказано, как уберечься от различных заболе­ваний.

9. Я охотно пойду на лекцию о современных достижениях в спорте, науке и т.п. 10. Неудачное начало на соревнованиях сковывает мои действия, снижает активность.

1 I. Выполняя действие (например, подачу в волейболе), я почти всегда уверен в точности его выполнения.

12.На результаты моих выступлений больше всего влияет боязнь поражения, проигрыша, опасение подвести команду, тренера.

13.Спорт, он тем и хорош, что дает возможность стать известным, знаменитым.

14.При выступлении в соревнованиях неудачные действия сохраняются надолго в моей памяти.

15.Во время ходьбы по улице, в помещениях я смотрю вперед, и бывает из-за этого часто спотыкаюсь.

16.Перед выполнением спортивных действий иногда появляется сомнение в правильном их исполнении.

17.На результаты моих выступлений больше всего влияет нацеленность на успех.

1 8. В случаях плохого настроения на соревнованиях я не уверен в успешном выступлении.

19. Занятия спортом дают человеку возможность ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих.

20. В случаях неудачного выступления на соревновании, я сильно расстраиваюсь, и это влияет на мои дальнейшие выступления.

 

Темы рефератов:

1.История развития психодиагностики.

2. Психологическое тестирование как основной метод исследования в психодиагностике.

3. Правила применения психологических методик.

4. Психологическое тестирование темперамента.

5. Специфика проективных методик при изучении личности.

6. Теоретические принципы и задачи спортивной психодиагностики.

7 Методология изучения психических состояний спортсменов.

8. Предстартовые психологические состояния спортсменов.

9. Психологические особенности личности тренера.

10. Диагностика мотивационной деятельности личности в спорте.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

1. Психодиагностика: понятие и предмет.

2. Задачи и области применения психодиагностики.

3. История развития психодиагностики.

4. Требования, предъявляемые к современным методам психодиагностики.

5. Методы психодиагностики.

6. Структура психодиагностической процедуры.

7. Взаимосвязь психодиагностики и различных теорий личности.

8. Валидность методики. Методы определения валидности.

9. Надежность методики. Методы определения надежности.

10. Виды тестов и область их использования.

11. Требования, предъявляемые к тестам и к процедуре проведения тестирования.

12. Стандартизация психодиагностических методик.

13. Психодиагностика ощущений и восприятия.

14. Психодиагностика памяти и внимания.

15. Методы тренировки памяти и внимания.

16. Психологические тестирования уровня развития мышления.

17. Психодиагностика интеллекта.

18. Теории структуры интеллекта и параметры творческой одаренности.

19. Психодиагностика креативности.

20. Психологические концепции структуры личности.

21. Теории и типы темперамента.

22. Психологическое тестирование темперамента.

23. Психосоциотипы, их структура и характеристика.

24. Психологическое тестирование психосоциотипа.

25. Типология доминирующего инстинкта (вопросник Б.Гарбузова).

26. Структура характера.

27. Психологическое тестирование акцентуации и особенностей характера.

28. Самооценка, адекватность самооценки. Тест самооценки.

29. Ценностные ориентации личности.

30. Уровень притязаний. Психологическое тестирование уровня притязаний.

31. Психологическое тестирование способности к самоуправлению, саморегуляции и самоконтролю.

32. Психодиагностика педагогических способностей.

33. Психодиагностика нарушений в развитии.

34. Психодиагностика готовности ребенка к школе.

35. Классификация и диагностика психических состояний.

36. Эмоционально-личностная дезадаптация и ее диагностика.

37. Психодиагностика мотивационной сферы.

38. Проективные методики диагностики.

39. Методы самотерапии и психотерапии.

40. Теории взаимодействия людей, межличностные взаимоотношения.

41. Психодиагностика межличностных взаимоотношений.

42. Диагностика структуры группы.

43. Психодиагностика межличностных отношений в семье.

44. Психодиагностика коммуникативной компетентности.

45. Особенности психодиагностики в спорте.

46. Диагностика психического состояния спортсмена перед стартом.

47. Особенности диагностики межличностных отношений в спорте.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.