КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по самостоятельной работе
К учебному модулю № 1.
Основная задача науки криминалистики заключается в том, чтобы оказывать постоянную помощь в обеспечении быстрой и полной раскрываемости преступлений путем разработки и внедрения в следственную и судебную практику научных методов исследования. Криминалистика является наукой о раскрытии и расследовании преступлений. Ее задачи заключаются в том, чтобы на основе изучения и обобщения передового следственного опыта, судебной и экспертной практики разрабатывать научные методы раскрытия и предупреждения преступлений. Студент должен хорошо уяснить предмет криминалистики, то есть тот круг вопросов, которые изучает данная наука, а также ее структуру (систему). В основе криминалистики лежит диалектический метод. Особое внимание следует уделить общенаучным, специальным и собственно криминалистическим частным методам, а также использованию методов естественных и технических наук. При расследовании преступлений большое количество вопросов решается путем установления тождества: например, из изъятого ли у подозреваемого оружия выстрелена пуля, извлеченная из трупа; данным ли автомобилем оставлены следы на месте происшествия; этим ли лицом исполнена подпись на исследуемом документе и др. Идентификация в криминалистике это и теория, и процесс, и цель, и метод. Теория идентификации основывается на учении о том, что каждая вещь материального мира индивидуальна, она тождественна самой себе и в то же время отлична от всех прочих. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие идентификационных признаков. Изучая методику идентификации, следует четко уяснить: 1) назначение и методику проведения раздельного исследования; 2) назначение и методику проведения сравнительного исследования; 3) как осуществляется оценка результатов исследования.
К учебному модулю № 2.
Криминалистическая техника понимается в двух значениях: раздел криминалистики и совокупность естественнонаучных и технических средств, используемых специалистами в целях раскрытия преступлений (собственно техника). Значительно облегчает усвоение данной темы непосредственное ознакомление с устройством упоминаемых в программе приборов (сравнительные микроскопы, электронно-оптический преобразователь, фотоувеличитель и др.). Должно быть уделено необходимое внимание вопросам, относящимся к техническому снаряжению следователя. В частности, в отношении следственного чемодана (сумки прокурорского работника) надо знать не только, какие имеются в нем отделы, что представляет содержащееся в нем оборудование, для чего оно применяется, но и уметь пользоваться им при осуществлении следственных действий.
К учебному модулю № 3.
Приступая к изучению третьего раздела курса - следственной тактики, студент должен ясно представлять себе, что успешное решение задачи быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений тесно связано с умелым использованием технических средств и тактических приемов. Прежде всего студент должен внимательно ознакомиться с общими положениями следственной тактики. Расследование любого преступления обеспечивается прежде всего продуманным, заранее спланированным порядком проведения предусмотренных уголовно-процессуальным законом следственных действий по обнаружению и собиранию доказательств. Умелое использование при этом криминалистической техники и тактических приемов имеет решающее значение в успешном раскрытии преступлений. Важным моментом в изучении общих положений следственной тактики является правильное решение вопроса о соотношении норм уголовно-процессуального закона и приемов следственной тактики. Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок проведения следственных действий, обязательный для всех участников процесса и органов, осуществляющих его; криминалистика же на основании этих положений закона разрабатывает тактические рекомендации, используемые при раскрытии преступлений. Криминалистика, разрабатывая следственную тактику, исходит из того, что тактические приемы должны основываться на законе. Несовместимы с требованиями законности и принципами объективности расследования тактические приемы, нарушающие права и законные интересы обвиняемого, свидетеля и других участников процесса. Недопустимы в уголовном процессе тактические приемы, основанные на запугивании, обмане, насилии, а также оскорбляющие или унижающие честь и достоинство человека. Установить истину по делу можно только при точном и неуклонном выполнении требований законности. Изучение вопросов об осмотре места происшествия необходимо начать с уяснения оснований и целей осмотра как процессуального действия; следует понять значение своевременности, всесторонности, полноты, объективности и планомерности проведения осмотра. Изучая методику осмотра, важно усвоить, что успех осмотра, его результаты во многом определяются тщательностью его проведения и тем, в какой мере использованы научно-технические средства. Данные осмотра приобретают доказательственное значение в том случае, когда осмотр проведен и оформлен в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Студент должен уяснить основные требования, предъявляемые к протоколу осмотра. Необходимо научиться вычерчивать планы участков местности и помещений. Серьезное внимание следует уделить положениям, относящимся к подготовке допроса, правилам фиксирования результатов допроса, тактическим приемам, направленным к получению от свидетелей и обвиняемых правдивых показаний. Допрос подозреваемого существенно отличается от допроса свидетеля. В отличие от свидетеля подозреваемому могут быть заданы вопросы для выяснения, совершил ли он действия, содержащие признаки состава преступления, каковы мотив и характер этих действий. При изучении следственного эксперимента, обыска и других следственных действий, необходимо основное внимание уделять тактике их проведения. Большое внимание студент должен уделить тактике назначения и проведения экспертизы. Роль следователя при производстве экспертизы зависит от того, производится ли экспертиза в государственном учреждении либо специалистами, приглашенными следователем в индивидуальном порядке. В первом случае роль следователя во время производства экспертизы состоит в поддержании надлежащего контакта с учреждением, в котором производится экспертиза, по вопросам о выборе эксперт (если таковой персонально не определен самим следователем) и о сроке выполнения экспертизы, а с самим экспертом - об уточнении и дополнении вопросов, поставленных на разрешение экспертизы, а также о материалах, необходимых эксперту для проведения исследователя. Иногда целесообразно присутствие следователя во время производства экспертизы, как это имеет место, например, при судебно-медицинском исследовании трупа. Во втором случае следователь должен поддерживать более тесный контакт с экспертом, учитывая, что последний, обладая специальными познаниями в своей области, может быть не осведомлен о некоторых специфических чертах экспертной работы, как, например, о содержании и оформлении заключения эксперта. Большое значение тактика имеет и в работе органов дознания. В соответствии с УПК РФ на органы дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших. Уголовно-процессуальный закон не регламентирует порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, они только названы в законе. Но это не означает, что в оперативной деятельности милиции допустимы любые тактические приемы. Как и в следственной тактике, тактические приемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий должны быть в строгом соответствии с положениями закона. Оперативно-розыскные мероприятия проводят органы милиции. Следователь использует результаты этих мероприятий как источник информации, создающий возможность построения обоснованных версий и более эффективного осуществления отдельных следственных действий. К следственной тактике относятся и вопросы, связанные с использованием помощи общественности для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших.
К учебному модулю № 4.
Приступая к изучению общих положений методики расследования отдельных видов преступлений и частных методик, студенту необходимо прежде всего предварительно ознакомиться с программой и уяснить: а) что понимается под методикой расследования отдельных видов преступлений и в чем состоит ее практическое значение; б) что лежит в основе разработке методики расследования преступлений; в) в чем проявляется связь криминалистики и уголовного права при разработке основных положений методики расследования отдельных видов преступлений. При изучении основных положений методики расследования отдельных видов преступлений надо помнить, что эти положения не являются каким-то шаблоном, готовым рецептом неизменных стандартных приемов и способов, единственно возможных для установления истины при расследовании преступлений. Следует иметь в виду, что творчески применяя общие положения методики расследования отдельных видов преступлений, необходимо во всех случаях исходить из индивидуальных особенностей каждого конкретного дела, из тех обстоятельств, при которых оно возникло, которые в своей совокупности определяют специфику и своеобразие расследования в каждом отдельном случае. При изучении методики расследования конкретного вида преступлений студент должен уяснить основания для возбуждения уголовного дела, характер первоначальных следственных действий, необходимость участия в них специалиста, особенности планирования расследования. Необходимо с особым вниманием отнестись к уяснению целесообразности каждого следственного действия, его цели и задачи, особенности проведения в условиях расследования отдельного вида преступлений. Знакомясь с методикой расследования отдельного вида преступлений, студент должен помнить, что задача расследования не ограничивается выяснением виновников преступления, мотивов их преступных действий, обстоятельств, при которых совершено преступление, и т. д., что в обязанность следователя входит также выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению. Изучив изложенные методики, а также общие положения методики расследования отдельных видов преступлений, студент будет в состоянии рассмотреть следующие вопросы: 1) задачи расследования данного вида преступлений; 2) круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу; 3) первоначальные следственные действия и их особенности в условиях расследования отдельного вида преступлений; 4) особенности планирования по данной категории дел; 5) особенности привлечения общественности при расследовании данного вида преступлений; 6)особенности тактики осуществления отдельных следственных действий (осмотр, допрос, обыск, следственный эксперимент и др.), проводимых при расследовании уголовных дел данной категории; 7) особенности проведения отдельных видов экспертиз (криминалистическая, судебно-медицинская, судебно-бухгалтерская, техническая и т. д.), выбор эксперта, круг вопросов, подлежащих выяснению, собирание и оформление материала, направляемого на исследование, оценка выводов экспертизы; 8) значение оперативно-розыскных мероприятий, необходимость их проведения в сочетании со следственными действиями при расследовании данного вида преступлений; 9) профилактические мероприятия по расследуемому делу, в частности мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Задания для выполнения контрольных работ
Контрольные работы выполняются студентами-заочниками. Предлагаются два варианта заданий. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы от А до К, выполняют вариант № 1. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы от Л до Я, - вариант № 2. Решения чужих вариантов не рассматриваются. Целью написания предлагаемой контрольной работы является закрепление студентами-заочниками знаний по важнейшим темам из раздела криминалистики «Криминалистическая техника». При выполнении заданий по теме «Судебная фотография и видеосъемка» студенты могут сделать как цветные, так и черно-белые снимки. При изготовлении фототаблицы особое внимание следует уделить ее грамотному процессуальному оформлению. Требования к оформлению фототаблиц, приложений к протоколу следственного действия излагаются на практических занятиях, а также содержатся в учебной и монографической литературе. Работа над темой «Судебное оружиеведение» предполагает изготовление рисунка (можно поместить ксерокопию) пистолета или ножа. Необходимо также напротив каждой цифры в низу рисунка указать наименование конкретной части или механизма оружия. При составлении формул по теме «Дактилоскопическая регистрация» студент демонстрирует знание видов папиллярных узоров, общих и частных признаков папиллярных линий, умение выводить основную дактилоскопическую формулу. В рамках выполнения задания данной темы необходимо пояснить следующее. Основная часть дактилоскопической формулы выводится следующим образом.Числитель основной части формулы представляет собой сумму условных цифровых обозначений завитковых узоров четных пальцев рук с добавлением единицы, а знаменатель — нечетных пальцев с добавлением единицы. Четные и нечетные пальцы определяют, переходя от большого пальца к мизинцу сначала правой руки, а затем левой. Для цифровых обозначений все пальцы делят на пары. Соответствующим парам присваиваются следующие цифровые обозначения: большому и указательному пальцам правой руки— «16», среднему и безымянному пальцам правой руки — «8», мизинцу правой и большому пальцу левой руки — «4», указательному и среднему пальцам левой руки — «2», безымянному пальцу и мизинцу левой руки — «1». Криминалистическое почерковедение предполагает знание студентом его научных основ, навыков письма, индивидуальности письма и вариационности его признаков. При выполнении данного задания также преследуется цель закрепить знание требований, предъявляемых к свободным и экспериментальным образцам почерка и подписи при подготовке материалов для почерковедческой экспертизы.
Вариант первый
Задание № 1
Примените знания измерительного метода съемки при выполнении детального фотоснимка предмета.
Задание № 2
На месте происшествия обнаружен пистолет ПСМ. Для внесения в протокол осмотра места происшествия данных об осмотре этого предмета необходимо знать наименование его частей. В контрольной работе изобразите на рисунке данное оружие (или наклейте ксерокопию изображения), обозначьте стрелочками и цифрами его части. Укажите, каким цифрам соответствуют части пистолета из предлагаемого перечня. Части и механизмы ПСМ: мушка; курок; магазин; спусковая скоба; рамка пистолета; дульный срез (ствол закрыт кожухом затвора); целик; щетки рукоятки; спусковой крючок; флажок предохранителя; затвор-кожух; рукоятка.
Задание № 3
Выведите основную дактилоскопическую формулу по следующим данным: у задержанного Ф. имеются завитковые узоры только на большом пальце и мизинце правой руки. Определите, на каких пальцах имеются завитковые узоры, если основная дактилоскопическая формула имеет вид 25/4.
Задание № 4
Что понимается под функциональными (динамическими) и «броскими» признаками? Их идентификационное значение.
Задание № 5
В распоряжении следователя имеется: анонимное письмо, содержащее угрозы в адрес предпринимателя А. В написании этого письма подозреваются двое: Б. и В. Следователь в рамках расследования дела о вымогательстве предпринял меры для получения образцов почерка подозреваемых, чтобы назначить почерковедческую экспертизу. Составьте постановление следователя о назначении экспертизы, сформулируйте вопросы и перечислите материалы, направляемые на экспертизу. Вариант второй Задание № 1
Выполните узловую съемку определенных объектов стереоскопическим методом.
Задание № 2
На дактокарте Ж. есть завитковые узоры только на указательных пальцах обеих рук. Выведите основную дактилоскопическую формулу данного гражданина. Определите, на каких пальцах имеются завитковые узоры, если основная дактилоскопическая формула имеет вид 5/17
Задание № 3
На месте происшествия обнаружен нож. Для внесения в протокол осмотра места происшествия сведений о нем необходимо знать наименование его частей. В контрольной работе изобразите на рисунке данный нож, обозначьте стрелочками и цифрами его части. Укажите, каким цифрам соответствуют части ножа из предлагаемого перечня. Наименование частей ножа: заточка лезвия; выточка (дола) клинка; наконечник рукояти; обух; острие; заточка скоса обуха; клинок; кольцо рукояти; лезвие; пятка (основание, бородка) клинка; рукоять; скос обуха.
Задание № 4
Что понимается под анатомическими (статическими) признаками и особыми приметами? Их идентификационное значение.
Задание № 5
Дознаватель по особо важным делам N-й таможни П., рассмотрев материалы уголовного дела № 3792007, установил: 23.05.200… г. гр. П. оформил в N-й таможне автомобиль «Мерседес Бенц» S 500 L 2000 года выпуска, представив при этом техпаспорт, купчую, декларации Гродненской и Брянской таможен с оттисками печатей Гродненской региональной таможни № 256, 51, 273 и Брянской таможни № 075. Однако оттиски печатей и штампов в техпаспорте № 003150518, декларация, купчая, ТПО вызывают сомнение в подлинности. На основании изложенного укажите, какие материалы направляются на технико-криминалистическую судебную экспертизу и сформулируйте вопросы эксперту.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |