Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осмотр и фиксация следов ног и транспортных средств




Следы ног человека и транспортных средств

Контрольные вопросы

1. Какие измерения должны сделать при изучении следа босой ноги и следа обуви, дорожки следов?

Для изучения следов на месте происшествия необходимо располагать основными сведениями о строении стопы и устройстве обуви.

У стопы различают: пальцы, плюсну и предплюсну, включающую свод и пятку. Подошвенная часть (подошва) имеет сложное строение, и полно отображается в объемных следах, которые на практике встречаются редко. В плоскостном следе отпечатывается лишь та часть подошвы, которая соприкасается со следовоспринимающей поверхностью, поэтому след не является адекватным отражением всей подошвы. Различия между ними проявляются, главным образом в конфигурации и размерах.

Подошва стопы характеризуется широким комплексом общих и частных признаков ее внешнего строения. Применительно к отпечаткам и следам подошвы такими идентификационными признаками являются: размеры, конфигурация, аномалии стопы, особенности кожного рельефа.

Размеры: общий размер - максимальная длина отпечатка подошвы, наибольшая ширина плюсневой части или пятки, наименьшая ширина свода. В отпечатках пальцев устанавливаются их размеры и расстояние от кромок, обращенных к плюсне, до переднего края ее отпечатка.

Конфигурация подошвы включает в себя контур отпечатков ее внешнего и внутреннего краев, переднего края плюсневой части, форму отпечатков пятки и каждого пальца.

Аномалии стопы в основном бывают врожденные, из которых чаще всего встречается косолапость, и приобретенные. К последним относятся травмы, отсутствие отдельных пальцев. Нередко возникает деформация передней части стопы, возникающая из-за ношения тесной обуви и других причин.

Кожный рельеф подошвы включает:

- повреждения кожи в виде мозолей, потертостей, рубцов от порезов и т.п.;

- флексорные складки, расположенные как на сгибах пальцев, так и на поверхности подошвы (флексорные складки по рисунку менее сложны чем на руках, но достаточно устойчивы);

- папиллярные линии, которые покрывают всю поверхность подошвы.

Наиболее часто в практике приходится сталкиваться со следами обутых ног, т. е. со следами обуви. Обнаружение этих следов обычно не сопровождается особыми трудностями из-за их значительных размеров. Следы обуви возникают при ходьбе: обычно обутая нога сначала опускается на пятку, затем на всю подошву и отталкивается от опоры носком. Такой механизм образования приводит к определенному сдвигу следа, а на мягком грунте профиль следа принимает дугообразную форму, что затрудняет измерение следа и уничтожает часть признаков обуви, но, как правило, не лишает возможности их трасологического исследования, в том числе для идентификационных целей. В следах обуви обычно можно выделить подметочную часть, промежуточную и каблук. Изучение следов обуви на месте происшествия с определенной степенью точности позволяет установить:
- рост человека, оставившего след (он примерно равен длине подошвы, умноженной на 7);
- пол и возраст человека (по форме и размеру обуви);
- количество лиц, находившихся на месте происшествия (по характеру обнаруженных следов);

Найденные следы низа, верха обуви и босых ног, могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, отслоения и наслоения, окрашенными и бесцветными, маловидимыми и невидимыми.

Объемные следы образуются в результате соприкосновения обуви с пластичной поверхностью (пластичный грунт, снег и т.п.).

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества.

След отслоения образуется в результате прилипания частиц следоносителя к поверхности обуви.

След наслоения - в результате переноса каких-либо частиц с поверхности обуви (частицы почвы, пыли, крови, красителя и т.п.) на следовоспринимающую поверхность.

Поверхностные следы могут быть бесцветными и окрашенными, маловидимыми и невидимыми.

На месте происшествия могут быть обнаружены как единичные, так и групповые следы ног. Упорядоченные следы обуви называют дорожкой следов обуви.

По дорожке следов можно определить: направление движения преступника; соотношение размеров шага его правой и левой ноги; угол разворота стопы по отношению к линии движения (этот угол является существенным идентификационным признаком); характер движения (шел человек спокойным шагом, бежал, полз, останавливался в пути, двигался прямо или совершал обходы); индивидуальные особенности походки и др.

Особую значимость данные о характере следов обуви и дорожке следов приобретают в тех случаях, когда их словесное описание сопровождается точными измерениями соответствующих элементов (следа и дорожки следов). В следе обуви измеряются: длина следа, ширина подошвенной части, наименьшая ширина промежуточной части следа, длина и ширина каблука. Измерения проводятся с помощью масштабной линейки или метра. Все измерения следов и дорожки следов производятся по многим следам, чтобы избежать ошибки, возможной при измерении одного следа. Измерения следов желательно дополнить составлением плана или схемы, на которых указывается расположение обнаруженных следов или дорожки следов. На схеме или плане обозначаются все измеренные величины, оси и направления. Схема или план прилагается к протоколу осмотра места происшествия.
Помимо словесного описания и измерения следы обуви и дорожка следов должны быть сфотографированы, а с наиболее четких следов изготовлены слепки. Фотографированию по правилам масштабной съемки должны подвергаться как поверхностные, так и объемные следы ног. При этом применяют общий равномерный рассеянный свет и боковую подсветку, подчеркивающую детали рельефа следа. Боковую подсветку при дневном свете можно создать с помощью зеркала или экрана. След должен занимать всю площадь кадра, фотографирование дорожки следов производится так, чтобы в каждый кадр умещались 2—4 следа, а нумерация снимков позволила впоследствии воссоздать всю дорожку следов.

2. Способы фиксации следов ног и транспортных средств. Каким образом можно закрепить следы на сыпучем грунте?

Фиксация следов осуществляется путем изготовления гипсовых слепков. Техника изготовления слепков сводится к следующему. Изготовляют гипсовый раствор в виде гипсовой сметаны, заливают в след до половины его глубины, затем укладывают деревянные палочки (арматуру) для укрепления и заливают остальной гипс. После затвердевания гипса слепок изымается и промывается.

При изготовлении слепка следа на снегу может быть использован комбинированный способ, при котором вначале в снег насыпается сухой гипс, а затем наливается раствор гипсовой сметаны. Слепок в этом случае четко передает индивидуальные признаки следа и избавлен от возможной деформации при изготовлении его с помощью только гипсовой сметаны.

Следы, обнаруженные на сыпучем грунте (пыль, песок), предварительно закрепляются раствором 10-процентного перхлорвинила в ацетоне, который разбрызгивают с помощью пульверизатора, а затем используют гипсовую сметану. Кроме гипса, для фиксации следов обуви используется силиконовая паста «К».

Поверхностные следы ног или их фрагменты, образованные путем наслоения или отслоения, могут переноситься на следокопировальную пленку или липкую бумагу. Предварительно они должны быть сфотографированы по правилам масштабной съемки.

Для фиксации и изъятия следов транспортных средств, применяются те же средства и приемы, что и для фиксации следов ног. Под следами транспортных средств понимают материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта, по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящихся как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

 

3. По каким признакам определяется направление движения автотранспорта?

Направление движения транспорта определяется по ряду признаков:

– рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью в сторону движения;

– вдоль следов образуются отложения пыли, снега в виде веера, острые углы которого направлены в сторону движения;

– на асфальтовой дороге при переезде через лужи, рассыпанный сухой грунт по направлению движения остается сходящий на нет след влаги, пыли;

– при переезде через лужи грязь и вода разбрызгиваются вперед и в стороны;

– капли жидкости, падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону движения;

– сломанные при переезде колесами ветки своими внешними концами направлены в сторону движения;

– на участке поворота вначале образуются углы расхождения следов колес, которые больше углов схождения, возникающих в конце поворота и др. В целях проведения идентификационного исследования с участка объемного следа, в котором отобразились индивидуальные особенности протектора шины (порезы, царапины, трещины), изготавливается гипсовый слепок. Поверхностный след на асфальтовом и т.п. покрытии может быть откопирован с помощью отшкуренного листа резины либо силиконового компаунда.

Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.
Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.
Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.
Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.