КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты криминалистических учетов
Животные (похищенный или пригульный скот) Нераскрытые преступления
Трупы погибших и умерших граждан, личность которых не установлена Документы: - поддельные документы; - поддельные рецепты, ценные бумаги Следы: - пальцев рук с мест нераскрытых преступлений; - орудий взлома состио ти .т в уста Глава 16. Криминалистическая регистрация мых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с научно разработанной классификацией признаков, обеспечи-вающих быстрое отыскание нужных сведений. В криминалистической регистрации используются следующие способы фиксации информации: а) описание (письменная фиксация сведений, признаков поду- б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование); в) фотографирование; г) звуко- и видеозапись; д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в на- е) комбинированный (когда задействовано несколько спосо- При регистрации признаки объектов (сведения о них) фикси-руются в определенном порядке. Соответственно различают та-кие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы, фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением эффективного использования регистрационной информации яв-ляется создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной техники, средств связи, терминальных комплексов, особых уст-ройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что информация должна быть защищена от несанкционированного доступа. В результате обращения к учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или получены сведения, характеризующие проверяемый объект как значимый для расследования. В ряде случаев существенное зна-чение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрацион-ный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится. Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по учетам — не обязательно установление индивидуального тожде-ства, но и информирование о наличии или отсутствии в регистра-ционных массивах объектов, подобных или максимально схожих с проверяемым. Правовые основы функционирования системы криминали-стической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юриди-ческим основанием для ведения криминалистической регистрации являются: § 1. Общие положения криминалистической регистрации 307 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», предусматри-вающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирова-ние, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обви-няемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государ-ственной дактилоскопической регистрации в Российской Федера-ции», в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и исполь-зовать информационные системы; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, ис-полняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», а также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информа-ционном обмене», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Большое значение имеют внутриведомственные правовые ак-ты, такие как «Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» (приказ от 20 марта 1996 г. № 146), «Наставление по формированию и ведению централизо-ванных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ор-ганов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел Рос-сийской Федерации» и прилагаемая к нему Инструкция по фор-мированию и использованию экспертно-криминалистических уче-тов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел. Основанием регистрации конкретного объекта являются по-становление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы Глава 16. Криминалистическая регистрация следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, пре-дусмотренных нормативными актами. Система криминалистической регистрации, функциони-рующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям: 1) по территориальности и подразделениям, в которых ведут-ся учеты; 2) по функциональному и объектовому признакам. В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные. Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) — и охваты-вают регистрацией всю территорию Российской Федерации. Местные (региональные) учеты ведутся в пределах респуб-лики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлени-ях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розы-ска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрай-линорганов внутренних дел. Централизованно-местные учеты предполагают регистра-цию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учи-тываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне опе-ративно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого ре-гиона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД Рос-сии учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступле-ния к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше. Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на мест-ном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и § 2. Оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты 309 в местный информационный центр или криминалистическое под-разделение. Особенности проверки регистрируемых объектов централизо-ванных и местных учетов — второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб — ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д. Другая группа учетов ведется в экспертно-криминали-стических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функциониро-вания необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических де-нег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почер-ка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъек-тов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступле-ний. Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать: а) полную совокупность необходимых признаков объекта; б) частичную информацию о подучетном объекте; в) задание на подборку аналитико-статистических сведений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |