КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения. 1. Что изучает химия, и какие основные методы она использует?
1. Что изучает химия, и какие основные методы она использует? 2. Какая связь существует между атомным весом и зарядом ядра атома? 3. Что называют химическим элементом? 4. Что называется простым и сложным веществом? 5. От каких факторов зависят свойства веществ? 6. Кто стал основоположником системного подхода в развитии химических знаний? Какую систему он построил? 7. Какой вклад в развитие химических знаний внесли физики? 8. Что такое катализаторы? 9. Какие элементы называют органогенами? 10.Для чего химики изучают лабораторию «живой природы»? 11.Чем отличаются ферменты от химических катализаторов? 12.Каковы потенциальные возможности эволюционной химии? Литература
Основная: 1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 11. 2. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.2003. – Гл. 5. 3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Академический Проект, 2002. Гл. 4. Дополнительная: 1. Азимов А. Краткая история химии: Развитие идей и представлений химии от алхимии до ядерной бомбы. – СПб.: Амфора, 2002. 2. Некрасов Б.В. Основы общей химии. Изд. 4-е. В 2 т. – СПб., М., Краснодар: Лань, 2003. 3. Пиментел Д., Курод Д. Возможности химии сегодня и завтра. М., 1992. 4. Фримантл М. Химия в действии: В 2 ч. – М.: Мир, 1998. 5. Эмсли Дж. Элементы. — М.: Мир, 1993. 6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000.
ТЕМА 11. ЗЕМЛЯ КАК СРЕДА ЖИЗНЕОБИТАНИЯ: ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
История показывает, что зарождение и развитие науки всегда было тесно связано с удовлетворением жизненных запросов человеческого общества. Именно поэтому в ногу со все убыстряющимся техническим прогрессом изменялись и развивался комплекс наук о Земле, развившийся из единой некогда географии, или землеведения. «Золотым» веком классического землеведения быта эпоха Великих географических открытий XV— XVII вв. В период XVII — XIX вв. впервые была создана вполне достоверная географическая карта всего мира со многими конкретными подробностями по устройству земной поверхности н разнообразными особенностями океанов. Были получены первые представления о геологическом строении континентов, о различии их климатов, о составе растительного покрова и животного мира. С 60-х гг. XVIII в. в Европе получила распространение геогнозия (греч. «учение о Земле») — область науки, приблизительно соответствующая нынешней геологии. Долгое время понятия «геогнозия», «минералогия», «горная наука» существовали параллельно. Крупнейшими разделами знаний о Земле, впоследствии разделившимися на ряд родственных наук, стали, прежде всего: · геология или наука о строении земных недр и их минеральных богатств; · физическая география, охватывающая все главные сведения об устройстве земной поверхности (орография), ее гидрографии, т. е. строении речной сети и другим вод суши, растительном покрове и животном мире; · океанография и метеорология, изучающие главные свойства океанов, морей и атмосферы. С точки зрения современных наук о Земле, геологические процессы являются непосредственным продолжением и развитием тех процессов, которые развертывались в ходе космической эволюции при образовании галактик, звездных и планетных систем. Внутренние и внешние геосферные оболочки возникли в ходе длительной эволюции нашей планеты при взаимодействии множества сначала физических и химических факторов неорганической природы, а потом и процессов, происходящих в живой природе. 1. Земля – планета Солнечной системы
Но является ли она единственной планетной системой, которая возникла в силу появления в определенном месте пространства и времени маловероятного стечения весьма благоприятных условий и факторов? Представление о случайном характере возникновения Солнечной системы и ее уникальности в настоящее время подвергаются все более аргументированной критике. Во-первых, сам процесс возникновения и эволюции Вселенной, как мы видели, представляет собой закономерный процесс самоорганизации материи на разных стадиях ее развития. Вряд ли поэтому можно сомневаться в том, что возникновение звезд, в том числе с окружающими их планетами, является процессом случайным и уникальным. Во-вторых, этот теоретический аргумент сейчас подкрепляется астрономическими наблюдениями. Так, с помощью американского спутника ИРАС удалось обнаружить у 10% звезд в окрестности Солнца избыточное инфракрасное излучение, дальнейший анализ которого привел к. заключению, что эти звезды окружены облаками, содержащими мелкие твердые частицы. По-видимому, из подобного рода газопылевой материи путем ее конденсации и возникли планеты нашей Солнечной системы. К сожалению, в настоящее время наука не располагает более или менее правдоподобными гипотезами ее происхождения, хотя, начиная с XIX века, было выдвинуто большое число таких гипотез. Часть из них рассмотрена в теме, посвященной концепциям Мегамира. Трудности, которые возникают на этом пути, обусловлены в первую очередь тем, что Солнечная система является единственным объектом, который мы в состоянии наблюдать и изучать. Поэтому ее невозможно исследовать с помощью сравнительного метода. Тем не менее, уже сейчас возможно понять и объяснить многие процессы, которые происходят на поверхности и внутри нашей планеты. Сравнивая размеры, расстояния, рельеф, состав атмосферы и другие характеристики планет, можно выявить некоторое сходство и различие между ними. Прежде всего, существует явное различие между планетами земной группы и группы Юпитера, которые представляют собой планеты-гиганты. Изучение планет земной группы дает нам возможность анализировать характер геологических процессов, которые могли происходить на нашей планете и даже прогнозировать их дальнейшее развитие. Действительно, отсутствие вулканической и тектонической деятельности на Меркурии, Венере свидетельствует о том, что к настоящему времени они завершили цикл своей геологической истории и перешли в стадию своего разрушения, дезорганизации и упадка. В отличие от планет своей группы, Земля все еще находится в стадии активной геологической деятельности, о чем свидетельствуют возобновляющиеся извержения вулканов, случаи землетрясений в разных местах, постепенное изменение рельефа на поверхности континентов и особенно океанического дна, континентальные дрейфы и т. п. Земля является третьей планетой по счету от Солнца. Она вращается вокруг одного из своих диаметров — земной оси, которая пересекается с ее поверхностью в северном и южном географических полюсах. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 9 мин. 9 сек. Этот период обращения называется звездным годом. По своей форме Земля представляет собой геоид, приближающийся геометрически к сфероиду. Гравитационное поле Земли обусловливает ее сферическую форму, а также удерживает атмосферу. Один оборот вокруг оси Земля совершает за 23 час. 56 мин. 4 сек.; этот промежуток времени называется звездными сутками.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |