Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к уровню освоения дисциплины




Выписка из государственного образовательного стандарта

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

Цели курса:

– сформировать у студентов представление о предмете, теоретических основах и исследовательских проблемах клинической психологии;

– познакомить с содержанием основных разделов дисциплины: патопсихологией, нейропсихологией, соматическими и психосоматическими взаимовлияниями.

Задачи курса:

– дать представление об основных задачах дисциплины, методах диагностики, применяемых в клинической психологии: сбор анамнеза, клиническое наблюдение, клиническое интервью, психологический эксперимент, психоконсультирование, а также методах психокоррекции и психотерапии;

– показать роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.

По окончании освоения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент будет:

· иметь представление: о предмете клинической психологии как профессии, ее задачах, междисциплинарных связях и истории развития; об основных теоретико-методологических проблемах клинической психологии; о новых сферах применения знаний по клинической психологии в медицине, психологии, педагогике;

· знать:

– специфику клинических проявлений пограничных нервно-психических расстройств (невроза, психопатии, состояний социально-психологической дезадаптации в условиях стресса);

– основные психопатологические синдромы при эндогенных психических заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, другой аффективной патологии и проч.) и эндогенно-органических поражениях мозга (последствиях нейроинфекций, нейротравм, интоксикаций и др.); психологические факторы декомпенсаций при этих заболеваниях;

– основные клинические и клинико-психологические проявления заболевания у больных эпилепсией, психологические основы вторичной профилактики;

– основные клинико-психопатологические и психологические критерии диагностики локально-органической патологии мозга (при сосудистых, опухолевых и атрофических заболеваниях);

– основные клинические проявления и психологические факторы этнопатогенеза и декомпенсации хронических соматических заболеваний у взрослых, детей, подростков, пожилых людей;

– психологические «мишени» для психотерапевтического воздействия при различных нервно-психических и соматических заболеваниях; этические принципы и деонтологические нормы профессиональной деятельности;

· уметь:

– пользоваться историей болезни и другой медицинской документацией; устанавливать контакт с больными и их близкими;

– самостоятельно планировать и проводить комплекс клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований при различных формах патологии;

– самостоятельно обрабатывать статистически и интерпретировать информацию, полученную с помощью психологических методов исследования;

– сопоставлять результаты психологического исследования с данными анамнеза и данными других методов диагностики (клинической, нейрофизиологической, лучевой и др.);

– оформлять результаты психологического исследования в виде заключения для медицинской и др. документации, где должен отражать индивидуальную специфику экспериментальных данных и диагностически значимые критерии;

– разрабатывать и проводить психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия на основе оценки специфики познавательной деятельности эмоционально-волевой, мотивационной сферы, личности больных и лиц с угрозой психическому здоровью;

· иметь опыт:

– в планировании и осуществлении мероприятий (непосредственно в них участвовать) по организации психотерапевтической среды в учреждении (отделении), включая взаимодействие медицинского персонала и их родственниками;

– общении с клиентами, больными людьми разного возраста и их родственниками.

Содержание

Раздел I. Введение. Базовые категории теоретического аппарата

Тема 1.1. Предмет, объект и направленность клинической психологии

Клиническая психология, ее трансдисциплинарный характер, связь с медицинской и психологической наукой и практикой; Предмет клинической психологии, основные разделы современной клинической психологии, их теоретические и практические задачи.Объект клинической психологии; направленность клинической психологии.

Тема 1.2. История зарождения и становления клинической психологии. «Психология здоровья», двойной смысл (негативный и позитивный) этого понятия

Зарождение клинической психологии, история становления и развития отечественной клинической психологии как науки и прикладной психологической дисциплины, вклад выдающихся отечественных психологов в развитие клинической психологии: Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. Ф. Лурия, Б. В. Зейгарник и др.

Клиническая психология как профессия. «Психология здоровья». Норма и патология. Различные определения понятия психической нормы, концепция предболезни.

Тема 1.3. Сферы приложения клинической психологии. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии

Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами.Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии.

Раздел II. Основы патопсихологии

Тема 2.1. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы

Патопсихология и ее значение для психиатрии и других областей клинической медицины. Основные патопсихологические симптомы и синдромы. Нозологическая специфика патопсихологических синдромов в психиатрии.

Патопсихология относится к пограничным отраслям науки и практики, возникшим на стыке дисциплин, сходных по объекту и проблематике исследований.

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающихся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии – психопатологией.

Вклад Б. В. Зейгарник и ее школы в развитие отечественной патопсихологии.

Тема 2.2. Экспериментальные и тестовые методы патопсихологического исследования

Принципы и методы патопсихологического эксперимента. Дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологических исследований. Закономерности изменений патопсихологических симптомов и синдромов в процессе лечения и реабилитации больных.

Психодиагностические методы и психодиагностические методики, их классификация. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики. Понятие психодиагностического теста. Основа теории тестов. Классификация психологических тестов, их научное и практическое значение. Основные тестологические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и т. д.). Соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных. Основные принципы построения патопсихологического экспериментального исследования:

1) системный качественный анализ психической деятельности больного;

2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;

3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;

4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность;

5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.

Раздел III. Основы нейропсихологии

Тема 3.1. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы

Нейропсихология – отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников.

Основные задачи нейропсихологии:

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга.

2. Выявление тех общих структур, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы, используемые нейропсихологией, можно разделить на две группы. К первой следует отнести методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй – методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности. В практической деятельности используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа («батарея Луриевских методов»), позволяющий оценить состояние всех основных ВПФ.

Существует несколько направлений нейропсихологии. Клиническая нейропсихология занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу. Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга. Психофизиологическое направление в нейропсихологии изучает физиологические механизмы нарушений ВПФ.

Развитие нейропсихологического подхода при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Тема 3.2. Проблема мозговой локализации психических функций, восстановление высших психических функций. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Основные концепции связи психических функций с мозгом. Это узкий локализационизм (психофизиологическая концепция), антилокализационизм (концепция эквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия. Заслуги отечественных ученых И. П. Павлова, Л. С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. Р. Лурия в изучении принципа динамической локализации психических функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма. Работа Н. П. Бехтеревой и ее коллег, показавшая, что любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Разработанный А. Р. Лурия метод синдромного анализа – основного метода нейропсихологии. Основные положения теории системной динамической локализации ВПФ – ведущая теория, объясняющая взаимосвязь психики и мозга.

Нарушения психических функций (речевых, мнестических, интеллектуальных и пр.), возникшие в результате разного рода травм или заболеваний мозга. Необходима работа по восстановлению этих функций. Основы восстановительного обучения с помощью перестройки функциональных систем, разработанные А. Р. Лурия. Опыт работы в этом направлении в период Великой Отечественной войны. Разные способы восстановления нарушенных функций в зависимости от особенностей возникновения очага поражения: спонтанное восстановление, растормаживание, викариат, перестройка функциональных систем.

Главные задачи восстановительного обучения. Принципы восстановительного обучения: психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Раздел IV. Психосоматика. Проблемы телесности и интрацепции

Тема 4.1. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний, психологические проблемы телесности и интрацепции

Психосоматический подход в медицине: история, теория и методология исследования. Соматопсихические и психосоматические соотношения. Психосоматическая медицина и психосоматические заболевания, методы психологической диагностики. Понятие «внутренней картины болезни», «отношения к болезни», «переживание болезни во времени» (теория, методология, методы диагностики). Фрустрированность болезнью, стресс болезни, механизмы совладания и психологической защиты, методы психологической диагностики и социальной поддержки.

Два теоретических подхода, с разных методологических позиций объясняющие связь между формой болезни и содержанием конфликта: психодинамический и кортиковисцеральный. Конверсионное психическое расстройство. Нарушения телесных функций (двигательных или сенсорных) психогенного происхождения. Диссоциативное расстройство. Теория личностных профилей (Ф. Х. Данбар). Существующая в личности предрасположенность к реагированию на психологический конфликт конкретным соматическим расстройством. Выделены: коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности. Теория психосоматической специфичности Ф. Александера. Понятие соматоформных расстройств. Отличие соматоформных расстройств от психосоматических. Психокоррекционное сопровождение больных с хроническими соматическими расстройствами.

Тема 4.2. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типы нарушений психического развития

Понятие о психическом дизонтогенезе. Патогенные биологические факторы (генетические, экзогенно-органические и др.) и длительно действующие неблагоприятные микросоциально-психологические средовые воздействия, их роль в происхождении психического дизонтогенеза. Два основных типа психического дизонтогенеза: ретардация и асинхрония. Выделенный В. В. Ковалевым третий тип дизонтогенеза – регрессивный. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза. Четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. Понятие об общем и частичном дефекте, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Классификация психического дизонтогенеза В. В. Лебединского.

Тема 4.3. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые «пороки развития мозга», генетически обусловленные. Ряд проявлений дизонтогенеза связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов: микро-социально-педагогическая запущенность, патохарактерологическое формирование личности.

Тема 4.4. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия

Определение, основные принципы психологического консультирования. Основное отличие психологического консультирования от психотерапии. Эмпатия, установление контакта. Основные приемы. Продолжительность и завершение. Этические проблемы. Психологическая проблематика здоровых. Межличностные и внутриличностные конфликты. Психологическое консультирование при кризисных и стрессовых состояниях. Понятие и сущность психологии экстремальных состояний, психологические аспекты суицидологи. Анализ обращаемости к психологическому консультированию. Контингенты и личностные факторы риска. Индивидуальное и семейное консультирование, консультирование брачных партнеров. Консультирование детей и подростков, лиц пожилого возраста. Основные проблемы в консультировании лиц с отклонениями в развитии и поведенческими аномалиями. Заочное консультирование («телефон доверия»). Взаимодействие консультанта с другими специалистами и службами здравоохранения (кризисные стационары и др.). Медико-психологические аспекты профотбора и профориентации.

Определение психологической коррекции, соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Сферы применения психологической коррекции (медицина, педагогика и др.). Задачи психологической коррекции. Понятие о психопрофилактике. Корригирующие психологические воздействия в комплексном подходе к восстановительному лечению различных заболеваний. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Методы психологической коррекции.

Понятие психотерапии, теоретические и методологические основы. История психотерапии. Значение работ В. Н. Мясищева, его концепции отношений в развитии психотерапии. Классификация методов психотерапии. Концепции личности как теоретическая основа психотерапии, ориентированной на личностные (глубинные) изменения. Суггестивные и личностно-ориентированные методы. Основные направления психотерапии. Психодинамическое направление. Психоанализ и психодинамическая психотерапия. Поведенческое направление. Когнитивный подход, роль и позиция психотерапевта. Экзистенционально-гуманистическое направление. Разнообразие подходов в рамках основных направлений, конкретные психотерапевтические школы и методы. Интегративная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Отечественные психотерапевтические школы и их место в системе общих психотерапевтических направлений. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития.

Раздел V. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при различных видах патологий человека

Тема 5.1. Нарушение восприятия произвольных движений и действий, речи, памяти

Психические реакции человека, страдающего тем или иным расстройством. Анализ их клинических особенностей и разнообразия, оценка факторов, способствующих возникновению у конкретного пациента определенного типа психического реагирования на собственную болезнь. Психологическое реагирование на заболевание. Субъективно оцениваемая пациентом тяжесть болезни. 13 типов психологического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание, созданная А. Е. Личко и Н. Л. Ивановым. Параметры, на основе которых пациентом оценивается любая болезнь и формируется психическое отношение к ней.

Восприятие – основной процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении. Четыре основных свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Распределение восприятия по органам чувств. Расстройства восприятия: иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения, агнозии. Особые виды нарушений восприятия: синестопатии, соматоагнозия. Нарушение восприятия времени. Выводы Выготского об источнике произвольного движения и активного действия. Расстройства речи: алалия, афазии (моторная, сенсорная, амнестическая), парафазии, дизартрия, заикание, косноязычие, логоклония, изменение модуляции речи, олигофазия, неологизмы, эхолалия, мутизм и др.

Наиболее полно экспериментально исследованные формы нарушения памяти в патопсихологии: нарушение непосредственной памяти, нарушение опосредованной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение мотивационного компонента памяти. Амнезия, ее виды.

Тема 5.2. Патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания

Нарушение компонентов, входящих в структуру мыслительной деятельности. Три основных вида патологии мышления, выделенные Б. В. Зейгарник:

1) нарушение операционной стороны мышления;

2) нарушение динамики мышления;

30 нарушение личностного компонента мышления, а также нарушение критичности мышления.

Нарушения темпа мышления, его логичности, целенаправленности и продуктивности.

В клинической психологии значительными для оценки пациентов оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Физиологический и патологический аффекты, их различия. Понятия стресса, психической травмы. Эмоциональные феномены: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, слабодушие, страх, тревога, тоска, беспокойство, чувство потери чувств, амбивалентность. Симптом алекситимии. Эмоциональные переживания: обида,разочарование, недоумение и др.

Симптомы нарушений и отклонений волевой сферы. Тесная связь мотивации и активности с двигательными процессами. Нарушение структуры иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов, парабулии, симптом аутизма.

Расстройство сознания: состояние выключенного сознания (оглушение, кома), расстроенного сознания (делирий, онейроид, «сумеречное» расстройство сознания.

Тема 5.3. Роль клинического психолога в решении общих проблем психологии, душа и тело, мозг и психика. Методология клинико-психологического исследования

Основные аспекты деятельности клинического психолога – диагностический, коррекционный и профилактический. Работа клинических психологов в медицинских, воспитательных и образовательных учреждениях. Связь психологической коррекции с понятием воспитания, личностного развития ребенка. Психотерапевтическая деятельность. Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний.

Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях. Психолого-педагогическая помощь детям с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Две противоположные тенденции в понимании природы психики. Проблема связи мозга и психики. Проблема взаимосвязи психики и сознания, души и тела.

Психологическая диагностика: теоретико-методологические принципы; классификация методов; психологический анамнез и естественный эксперимент, клинико-психологические и экспериментально-психологические методы; патопсихологический эксперимент и нейропсихологическое исследование; качественный и количественный подходы в анализе результатов психодиагностического эксперимента.

Тема 5.4. Личность и ее изменения и аномалии. Психопатология

Основы тестологии. Расстройства личности в клинической психологии, обозначающие ряд клинически значимых состояний и отклоняющихся поведенческих типов, которые проявляются в дезадаптации, тотальности и стабильности патологических черт. Расстройства зрелой личности. Аномалии развития личности. Диагностический и терапевтический пути обследования и психологическое воздействие. Понятие о психологическом воздействии, манипулировании, управлении и формировании.

Понятие о психопатологии. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

Основные психопатологические симптомы и синдромы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Клиническая психология, ее трансдисциплинарный характер, связь с медицинской и психологической наукой и практикой.

2. Вклад выдающихся отечественных психологов в развитие медицинской психологии: Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник.

3. Основные психологические категории, используемые в медицинской психологии: психическая активность, сознание, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, темперамент, характер, способности, эмоции, воля, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, конфликт, психогенез, личность, копинг-стратегии и психологическая защита, эмпатия и т. д., наиболее адекватные методы их диагностики в различных областях клинической психологии.

4. Норма и патология в клинической психологии, различные определения понятия психической нормы. Соотношение биологического и психосоциального, генетического и приобретенного, органического и функционального при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологий

5. Психологические и психосоциальные факторы в этиологии и патогенезе нервно-психических, психосоматических и соматопсихических нарушений.

6. Основные современные концепции функциональной специализации полушарий головного мозга, функциональная асимметрия и функциональное единство в работе мозга.

7. Современные принципы и методы нейропсихологической диагностики.

8. Вклад Б. В. Зейгарник и ее школы в развитие отечественной патопсихологии.

9. Учение о характере (концепции, понятия, акцентуации и психопатии). Вклад А. В. Личко в учение об акцентуациях характера и психопатии у подростков.

10. Основные зарубежные концепции личности, используемые в клинической психологии: психоаналитические, гуманистические, экзистенциальные, бихевиористические.

11. Основные современные концепции психотерапии.

12. Психологические механизмы, лежащие в основе различных видов психотерапии

13. Психологическое консультирование: практика работы психологов в кабинете социально-психологической помощи, в кризисном стационаре, на «телефоне доверия», в консультациях «брак и семья» и в других службах.

14. Психология и медицина катастроф

15. психологические основы конфликтологии и экстремальных состояний.

16. Психогигиена и психопрофилактика: понятия, концепции, объект исследования. Понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.

17. Группы и факторы риска нервно-психических и психосоматических расстройств, принципы их выявления в комплексных медико-психологических исследованиях.

18. Психосоматический подход в медицине. Соматопсихические и психосоматические соотношения.

19. Понятия «внутренней картины болезни», «отношения к болезни», «переживания болезни во времени» (теория, методология, методы диагностики).

20. Клиническая психология, этика и деонтология. Правовые аспекты работы клинического психолога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.