Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий курс лекций по дисциплине 2 страница




Под предлогом того, что император - лицо божественное и ему не пристало заниматься мирскими, земными делами, сёгуны сосредоточили в своих руках реальную власть и стали править. Так началось господство военного сословия, при котором за императорами оставалась сакральные (культовые, обрядовые) функции, за сёгунами - военно-политические. При такой раскладке политических сил в стране образовывались 2 центра, оппозиционные друг другу - недовольные всесилием сёгуна группировались вокруг императора.

Такое двоевластие стало возможным и могло существовать в условиях отсутствия внешних опасностей, что обеспечивалось островным положением Японии. Но во второй половине ХIII в. над страной нависла серьезная угроза вторжения монголов. Тогдашний правитель Китая, Хубилай направил в Японию миссию, потребовавшую признания этой страной вассальной зависимости от монголов. Сёгунское правительство отвергло домогательства и стало готовиться к обороне.

В 1274 г. монгольская армия, подкрепленная китайцами и корейцами вторглась в Японию. На 900 судах к японским берегам было доставлено до 40 тысяч воинов с инвентарем для строительства военных поселений. Японию защищало 6-10 тысяч вооруженных людей без опыта ведения войны с иностранцами. Ведь внутри страны преобладали поединки между тяжеловооруженными самураями. У монголов же были мощные луки, длинные копья, что могло помешать японцам вступать в привычные им рукопашные схватки. Но, встретив растущее сопротивление, вопреки советам союзников-корейцев, монголы вскоре повернули назад. Возможно, такой мощный десант был лишь разведкой боем перед решающим набегом, что соответствовало монгольской военной тактике[109]. Да и Китай еще не был окончательно замирен[110].

В 1281 г. Хубилай направил в Японию еще более крупные силы - на 4400 судах и лодках было отправлено 40 тысяч монголов и до 100 тысяч китайцев. Теперь монголы учли советы своих вассалов, привлекли китайских военачальников. Но и японцы готовились. На местах возможной высадки были построены валы длиной 20 км, высотой 2 м и шириной 1,5-3 м, на которых по очереди несли охрану, кроме воинов, поместные чиновники и монахи. Строили валы окрестные феодалы. Японцы были настроены решительно. Присланный Хубилаем перед нападением посола с угрозами был казнен, чем было отрезан путь к переговорам. Впрочем, Хубилай требовал только подчинения. Японцы упорно сопротивлялись. Но роковым для нападавших оказался мощный тайфун, пронесшийся над местом боевых действий. Был потомлен почти весь флот, а людские потери составили до 100 тысяч человек. Осталось лишь 200 судов, на которых остатки армии вторжения вернулись на материк. Отмечается и плохое управление войсками захватчиков, и плохое качество небрежно построенных китайских судов. Но главным все же считается спасительный для оборонявшихся тайфун, получивший в японской литературе название камикадзе - божественный ветер.

Отражение монгольской агрессии вызвало подъем патриотического духа и сплочение японцев. Но ликвидация внешней угрозы вновь возродила усобицы и ослабление начавшей усиливаться центральной власти. С этого времени усиливается роль крупных феодальных княжеств, которые поглощают мелкие и даже средние феодальные владения. С этим процессом и было связано окончательное формирование в особую общественную группу самураев. Ибо в предшествующее время воины после сражения обычно возвращались в свои типично крестьянские хозяйства. Но теперь самураи превратились в профессиональную постоянную военную дружину. В отличие от западного дворянства, самураями чаще становились не по наследству, а за военные заслуги. Они безжалостно выбрасывали из своей среды разорившихся, лишавшихся покровителя и пополнялись из "выбившихся в люди" во время усобиц.

3.

Начало объединению Японии положил Ода Нобунага – мелкий провинциальный феодал, который сначала истребил всех своих родственников, а затем с помощью шпионажа и предательства в 1560 г. одержал победу над магнатом- владельцем трех провинций. Усилившись за его счет, он взял в 1565 г. Киото и назначил нового сёгуна. В 1573 г. Нобунага отменяет сам институт сёгунов и становится диктатором. Фактором этнической консолидации он избирает фигуру императора как главу местного культа. К буддизму диктатор относился враждебно, что было связано как с масштабами монастырского землевладения, так и с тем, что буддистские секты часто становились идеологами крестьянских восстаний. Экономическая политика диктатора способствовала расцвету торговли и предпринимательства: запрещались монополии купцов, ограничено ростовщичества, введены единые меры и весы, уничтожены заставы и таможни. В 1582 г. будучи окруже противником, Нобунага сделал себе харакири.

Продолжил дело объединения страны его слуга Хидэёси - крестьянин по происхождению, получивший от императора аристократическое имя Тоётоми. Ему удалось поставить под свой контроль переферию путем ряда удачных военных операций, а затем и системы заложничества. Социальное реформаторство Хидэёси коснулось главным образом крестьянства. Был проведен учет всех земель и перепись населения, безземельные получили наделы за счет целины. Выросло налогообложение, оставлявшее крестьянам ⅓ их урожая и доходов. Операция катанагари («охота за мечами») разоружила крестьян. Меры в отношении торговцев и предпринимателей носили поощрительный характер, что обеспечило поддержку режима со стороны горожан (симин). Специфика процесса централизации Японии состоит в том, что она проводилась личным диктатором в союзе с торговцами (В Европе силы централизации – короли и бюргерство). Завершающим шагом реформатора стала война в Корее 1592. Она закончилась поражением, но 137 тыс. самураев – потенциальная угроза централизованному государству, были удалены из страны. Пришедший к власти в 1603 г. Токугава Иэясу своими реформами, в частности установлением сословного деления на си (самураи), но (крестьяне), ко (ремесленники), сё (торговцы) прекратил процесс социального смешения, а умеренной изоляцией страны содействовала оформлению национальной традиции Японии

В ХV в. обостряется борьба феодальных домов и к началу ХVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть в стране. Лишь с середины этого столетия начинается процесс объединения, который возглавил могущественный феодал Ода Набунага (1534-1582). В течение 7 лет, с целью достижения единоличной власти, он планомерно уничтожал всех своих сородичей. Этот жестокий честолюбец был среднего роста, вел аскетический образ жизни: с марта по сентябрь купался в реке, вина не пил, был умерен в еде, прост в поведении, владел всеми видами оружия, в том числе огнестрельным, ни во что не верил, считая, что нет ни Бога, ни души, ни потустороннего мира. В своих многочисленных войнах широко применял шпионаж, использовал в войсках эмблемы и знамена противников. Борясь с буддийским духом, использовал и появившихся христиан. Первым среди японских феодалов создал массовую регулярную армию из самураев. Он не знал снисхождения к людям, за малую провинность мог убить любого, особенно, если тот возражал. Едва ли в своей борьбе с другими феодалами он имел цель объединения страны. Скорее им двигало личное честолюбие. Но объективно его деятельность вела именно к объединению.

В конце концов власть Набунаги распространилась на половину территории страны. С сёгунами он обращалсяч, как с марионетками, а с 1573 г. правил вообще без сёгуна. Погиб он в 48 лет, когда под угрозой пленения изменившим ему военачальником сделал себе харакири.

После смерти Набунаги процесс консолидации власти в стране продолжил его бывший слуга, выросший до полководца - Тоётоми Хидэёси (1536-1598) - личность не менее колоритная, чем его хозяин. Такой же беспринципный и ни во что не веривший, был и внешне уродлив: маленький, сухой, почти темнокожий. Сохранился анекдот. Хидэёси спросил: "Действит ли я похож на обезьяну? - Нет, - отвечают, - это она похожа на Вас". Родился он в 1536 г. Отец его умер, когда Тоётоми было 8 лет. С отчимом отношения не сложились и он отправился бродяжничать, но попал в слуги к знатному, потом к Набунаге, у которого и дослужился от слуги до полководца. Из увлечений - любовь к театру, в котором он любил играть, уже будучи правителем.

После Хидэёси, в начале ХVII в. в Японии наконец установилась прочная центральная власть.


[1] Германия бесспорно буржуазной может считаться с ХlХ в. [См. Круглова, 1995 ]. Она вообще занимает на Западе особое положение. В ней долгое время были сильны почвенные, антизападные идеи, связанные, вероятно, со спецификой ее истории в средние века и новое время. Но германскому обществу были близки западные идеи индивидуализма и хозяйственной свободы, что позволило ему уже в наше время влиться в западный мир [ Уткин, с.24-25 ].

[2] Даже помещение периода Ренессанса в средневековую эпоху имеет свои основания [ Бибихин, с.252 ], а завершили переход к новому времени все же буржуазные революции [ Ніпердэй, с.268-274 ].

[3] Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону").

[4] См.: Хазанов А.М. Неизвестное о Васко да Гаме// Вопросы истории. 2000. № 8; Он же. Тайна Васко да Гама// Новая и новейшая история. 1991. № 1.

[5] Кстати, Колумб выбрал самый прямой путь, его и теперь используют яхтсмены при пересечении Атлантики. На этом направлении постоянно дует попутный, в западном направлении ветер – пассат.

[6] Сигары поначалу представляли собой скрученные листья табака толщиной в руку. В Испании первых курильщиков судом инквизиции отправляли в тюрьму на 3 года. Но дороговизна табака обеспечила ему моду среди знати.

[7] Кукуруза – турецкое название, ибо в Россию этот злак попал, в ХVII в., через оккупированную османами Румынию. Здесь же можно отметить, что позднее, колонизируя Южную Америку, испанцы завезли в Европу и плоды, которые туземцы называли томатль (крупная ягода). На Пиренеях их стали называть помп дель Перу (яблоки из Перу), а итальянцы – помми д'оро (золотые яблоки: вероятно, в Италию угодили желтые плоды). В Восточной Европе помидоры появились в ХVIII в. Картофель, который сейчас возделывается в 130 странах из 167, на своей родине, в Андах, насчитывал 250 сортов, прививался в Европе очень медленно. Им боялись отравиться – и травились, поедая семена и цветы, скармливали скоту, а сами ели лишь в голодные годы. Первое упоминание о его употреблении в пищу – из госпиталя в Севилье в 1573 г. Поначалу не зная, как его готовить, ели с лимонным или апельсиновым соком, мочили в вине, варили в молоке. Распространился он в Европе лишь в ХVIII в. в связи с увеличением цен на зерно, хотя по питательности он выше пшеницы.

[8] Платина – от исп. плата (серебро). Первоначально тяжелый белый металл напоминавший серебро, презрительно назвали платиной (серебришком) и выбрасывали, считая бесполезной примесью к золоту. Ее даже запретили ввозить в Испанию, так как фальшивомонетчики из нее делали слегка позолоченные монеты и слитки. В Колумбии было выброшено до 4 т платины. Лишь спустя 40 лет в Испании спохватились, да и то лишь для того, чтобы выпускать порченые монеты.

[9] Об этих государствах см. в части II данного Пособия.

[10] Лишь в 1981 г., при строительных работах в центре Мехико на месте столицы ацтеков – Теночтитлана, было обнаружено золото, как считают, от сокровищ Монтесумы. Но не все сокровища еще найдены.

[11] См.: Верлинден Ч., Матис Г. Покорители Америки. Колумб. Кортес// Серия "Исторические силуэты". Ростов-на-Дону. 1997. С.308-310.

[12] См.: Дьяконов И.М. Ук. соч. С.142.

[13] При этих перевозках происходил как бы естественный отбор – выживали наиболее выносливые, что и обусловило нынешний физический уровень американских негров.

[14] См.: Брант М.Ю. Из истории европейской цивилизации // Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С.31.

[15] См., напр.: Коцюбинский Д.А, Малинин Ю.П. Феномен капитализма и проблемы его становления// Социально-политические проблемы в истории зарубежных стран. Сыктывкар. 1994. С.24-37.

[16] См.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.165-166.

[17] ХVll в. в западноевропейских городах наблюдалась эпидемия роста торговли. Всё облепили лавочки. Ряды лавок запрудили основные улицы городов, что часто даже возмущало остальных жителей, которые обвиняли торговцев в желании обогатиться, неприкладая рук. Но это – типичное проявление частной инициативы в условиях исчезновения старой формы занятости (Бродель. Ф. Что такое Франция? М. 1997. С.304-305).

[18] См.: Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Цивилизации. М. 1993. Вып. 2. С.44-62; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. М. 1992. Вып. 1. С.9-26; Тишков В.А. Историческая эволюция и императив выживания// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М. 1989. С.128-148.

[19] Об этом – в следующей теме.

[20] См.: Молдавская М.А. К вопросу о положении городских низов во Франции в первой половине ХVl века// Средневековый город. Саратов. 1989. Вып. 9. С.11-121; Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 5. С.113.

[21] Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону").

[22] Барг М.А. Место ХVll в. в истории Европы// Вопросы истории. 1985. № 3; Ивонин Ю.Е. Позднее средневековье или ранняя новая история?//Там же. 1987. С.№ 1; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции// Там же. 1984. № 3. См. также: Бэрк П. Народная культура Эўропы ранняга новага часу. Мн. 1999. С.12,51.

[23] Предприятия, применявшие труд наемных работников, работавших вручную на основе разделения труда.

[24] История Европы. М. 1993. Т.3. С.6.

[25] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.2. М. 1988.

[26] Горожане обычно раздавали земли в аренду крестьянам.

[27] Эту депрессию многие западные историки раньше назвали "кризисом феодализма". Теперь эта точка зрения уже представляет лишь историографический интерес.

[28] Наиболее активно эти процессы начались с конца ХV в.

[29] Так возникли те, кого в пореформенной России назвали кулаками. Теперь этот удачный термин зарубежные исследователи применяют и к западноевропейским деревенским богатеям рассматриваемого времени.

[30] Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М. 1962. С.342.

[31] Капитал – (от позднелат., caput – голова) в Хll-Хlll вв. означал ценности, запас товаров, массу денег, деньги, приносящие процент.

[32] Пролетариат – оценочный термин, означавший резкое отличие подавляющего большинства тогдашних наемных работников от положения большинства трудовых масс классического средневековья. Последние обладали, пусть порой незначительным, но личным имуществом – крестьянскими наделами, мелкими мастерскими – которые позволяли как-то существовать. В отличие от них возникавший слой наемных работников был лишен такой собственности и существовал исключительно за счет труда по найму. В средневековье такие люди были скорее исключением из общих порядков, маргиналами.

[33] См.: Капустин Б.Г. Рец: В.А.Красильщиков. Превращение доктора Фауста// Вопросы философии. 1995. № 6. С.154-156; Кон И.С. Открытие "я". М. 1978.

[34] (от греч. dchlos толпа и kratein – власть) господство массы, плебса. Согласно Аристотелю, охлократия является формой вырождения демократии.

[35] Аравийский верблюд в жару может обходиться без питья 4-5 суток, несет до 250 кг, проходит в сутки 120-130 км, а на короткое расстояние развивает скорость до 20 км/ч. Существовали одногорбые верблюды - драмадеры. Они отличались музыкальным слухом и для скорости их погоняли с помощью особого ритма, стихами и пением. Желудок верблюда - естественный резервуар воды, а мясо использовали в пищу. Значение их жизни бедуинов было столь велико, что название взрослого верблюда имело до 500 синонимов. Одомашнивание верблюдов где-то во второй половине II тыс. до н.э. позволило бедуинам возвыситься над другими племенами Аравии. Во II-III вв. н.э. было изобретено специальное верблюжье седло и появилась верблюжья кавалерия.

[36] Происходил он из рода Банухашим, от которого ведут свою родословную знаменитый среди арабов род Хашимитов, представители которого ныне правят в Иордании.

[37] В семейной жизни был счастлив, стал отцом 2-х сыновей и 4-х дочерей, причем все дочери выжили.

[38] Подобно шаманам, внезапно впадал в транс и с трясущимися руками, с пеной на губах выкрикивал рифмованные проклятия (См. Нефедов С.А. История средних веков. М. 1998. С.19.

[39] Сам имел 9 жен, причем самой любимой была Аиша, которую он взял в дом девятилетней.

[40] И мать Мухаммада - Амина - родом оттуда.

[41] Среди менее значимых пророков: Давуд (Давид), Иакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюб (Иов). В отличие от христианства Иисус - не сын божий, а его вестник - пророк. А творец вселенной - не Бог, а некий суперразум. Познать Вселенную - за пределами человеческих возможностей, поэтому не надо стремиться к познанию Бога, к совершенству, как в христианстве, а надо жить по установленным им правилам, быть покорным его воле.

[42] После смерти своей первой супруги Мухаммад взял себе несколько жен (самой любимой, Аише, было 9 лет) и разрешил многоженство у мусульман.

[43] Рай в исламе представлялся тенистым садом с журчащими ручьями и изысканными яствами, подносимыми героям вечно юными гуриями.

[44] Горы у пролива, затем и он сам был затем назван именем Тарика - Гибр-ал-Тара (горы Тарика) - по-испански - Гибралтар.

[45] Араб. - помощник халифа, от вазара - нести бремя, большую тяжесть.

[46] Для сравнения, в Дамаске Х-ХII в. проживало 45-60 тысяч человек, в Иерусалиме - 25 тысяч.

[47] Вообще мюльк у арабов - любая отданная во владение земельная собственность, с которой платили налог - харадж. С IХ-Х вв. сбор хараджа с определенных земель в пользу халифов уступается ими военачальникам и вельможам. Из этого и возникли икта, а мюльками с этого времени стали называть частные владения знати (См. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994, С.101).

[48] Для ориентировки - некоторые цены: корова стоила 6 динаров, верблюд - 6-10 динаров, овца - 1 динар, простейшая одежда (рубаха, плащ, сандалии) - 0,5 динара.

[49] Среди них были и протоболгары, и, позднее, печенеги, половцы. Арабы вообще называли тюрками всё кочевое население Средней и Центральной Азии. Первоначально тюрки были близки монголам, но длительное время находясь среди восточной ветви индоевропейских народов, восприняли некоторые их черты, сохранившиеся и поныне.

[50] Термин султан появился в том же ХI в.

[51] Феодальное ополчение состояло из владельцев икта с зависимыми от них людьми. Племенное, характерное для окраинных и восточных земель, приводили с собой беи как преемники старых родовых и племенных старейшин и вождей.

[52] Бейлик - турецкий эквивалент арабского эмирата (княжества).

[53] Западноевропейские авторы термин Турция ввели уже с конца ХII в., но местное население так называло только кочевников, а горожан - мусульманами (они вообще оказались вне турецкого этноса). Термин тюрок еще долго, до ХVII-ХVIII вв. соответствовал смыслу мужик, плебей, что свидетельствует о медленном формировании этнического единства.

[54] Это была обычная практика тюркских правителей - отправлять неспокойное племя на запад, в пограничные области, где шла "борьба за веру" с Византией.

[55] Так стали называть тюрок, во главе которых стояли представители османской династии.

[56] То есть разгром монголами сельджуков отбросил турецкое общество на 200-250 лет назад и османы начали с того же, что и сельджуки в ХI в.

[57] От турецк. - ени чери. Подробнее о янычарах - далее.

[58] В этом - истоки современного светского государства в турецком мусульманского обществе.

[59] Санджак - знамя.

[60] Кстати, византийские власти через Трапезундскую империю, осколок былой Византии в юго-восточном Причерноморье, в 1401 г. побуждали Тимура выступить против Баязида. Поэтому Тимур рассчитывал и на помощь европейцев против турок.

[61] После битвы при Анкоре Испанский король отправил Тимуру посольство с благодарностью за разгром турок, но оно не застало завоевателя в живых.

[62] Стамбул - или отискаженного турками греческого выражения "Ис ин полин" (у города, в городе) - Истамбул - Стамбул, или от Истамбол, турецк. - "изобилие ислама".

[63] В Турции его чаще называли падишах.

[64] Буквально: рабы августейшего порога - из пленных-рабов и янычар.

[65] Государство выступало как некий надобщественный институт, заинтересованный лишь в самосохранении, но не способствовавший общественному развитию. Власть отстраняла те слои, которые могли проявлять самостоятельность (мелких и средних землевладельцев) и искала опору у маргинальных слоев (в ХIХ в. - у курдских, черкесских и албанских феодалов, еще сохранявших элементы родо-племенных отношений со своими подопечными. См. Орешкова С.Ф. Византия и Османская империя: проблемы преемственности// Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики.СПб. 1999. С. 474-494.

[66] Если, по западноевропейским меркам феодализмом считать только частное землевладение, тогда генезис индийского феодализма следует начинать именно с VI-VII вв, что и обозначено в старых учебниках. Но если, как и везде на Востоке, считать феодализмом и государственное землевладение с эксплуатацией свободного населения через ренту-налог, тогда его вызревание следует отнести к середине I тыс. до н.э.

[67] Первый их набег произошел в 458 г. - следствие Великого переселения народов.

[68] См. Ванина Е.Ю. Власть и народ: политические воззрения средневековых индийцев// Московское востоковедение. М. 1997. С.124-145.

[69] Раджпуты - царские дети, то есть дружинники. Первоначально они - завоеватели (из эфталитов или других захватчиков в бурные VI-VII вв. Затем они индуизировались и в VIII-Х вв. превратились в служилый слой - общинные верхи. Даже самым бедным из них запрещалось брать в руки плуг и они сдавали свои земли в аренду.

[70] В переводе с таджикского - Железный Хромец (Тимур по тюркски - железо).

[71] Такие слова вполне могли принадлежать европейскому гуманисту, но для людей Востока мысль об использовании окружающего мира в интересах людей - редкость, ибо в основе миропонимания практических всех восточных философов лежали принципы гармонии с природой, даже подчинения ей, а не наоборот.

[72] Здесь, как и везде на Востоке, под частным землевладением понимается система наследственных владений, но, в отличие от Западной Европы, с правом государственного вмешательства во внутриэкономическую жизнь поместий, с сохранением контроля над проживавшими там крестьянами. Да и сами наследственные права на земельные владения обеспечивались прежде всего монаршей милостью, и не закреплялись, как на Западе, в юридических нормах, обязательных для власти. То есть частное землевладение на Востоке имело больше ограничений, было менее обеспечено, чем в Западной Европе.

[73] 1 му - 6,6 га.

[74] Сяньби - одно из племен, входившее в племенной союз тоба.

[75] Примечательно, что пшеницу возделывали как огородную культуру, высаживая ее в лунки (См. Бродель ф. Структуры повседневности М. 1996. С.122.

[76] Это означало, по мнению ряда исследователей, наступление в Китае зрелого, по западноевропейским меркам, феодализма. Подобное происходило в IХ-Х вв. в Византии, менее выражено - на Ближнем и Среднем Востоке в середине и второй половине I тыс. То есть, очевидно, тенденция усиления частной власти землевладельцев - характерная ступень феодальных порядков, наступавшая в разных цивилизациях в соответствии с внутренними ритмами их развития.

[77] Среди них - и знаменитый монастырь Шаолинь - родина борьбы ушу, которую, по преданию, придумал там индийский монах.

[78] Дао - естественный путь.

[79] Он и теперь есть на Тайване. Всего с того времени сменилось 64 папы.

[80] Если, например, отец ворует, сын должен не донести на него, а убедить его не красть.

[81] Поэтому лучшим подарком от детей родителям считался гроб.

[82] Легизм - учение о примате государственной силы, закона и наказания. Легисты утверждали, что государство - это хозяин, деспот. Ему, во имя обеспечения порядка все подчинены. Оно вводит суровый закон для народа и создает свободу произвола для правителей. Но постепенно в эти идеи проникла конфуцианская мораль, а закон стал рассматриваться как единый для всех в государстве.

[83] См.: Отровитянов Ю, Стеблова А. Социальный генотип Востока и перспективы национальных государств// Новый мир. 1972. № 12. С.202.

[84] Писали кисточкой и тушью.

[85] В обиходе используется несколько, но образованному человеку надо знать значительно больше.

[86] На выработку этих реформ повлияли взгляды Ли Гоу, изложенные в сочинении "План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа", представленный в 1041 г. на столичный экзамен. Но экзамен сдан не был по причине "худосочного" происхождения соискателя.

[87] кочевниками тунгусской группы (из монголов). От их другого названия - китаи - произошло русск. Китай.

[88] Русск. этноним монголы - от их китайского наименования - мэнгу.

[89] Европейцы, в поисках союзников против мусульман, еще в середине ХIII в. посылают посольства к монгольским властям Китая: от французского короля Людовика IХ в 1263 г. и от папы Иннокентия III в 1271-1291 гг.

[90] С 1421 г. столица находилась в Пекине, основанном в 1121 г. до н.э. Первоначальное название города - Бэйпин - северная столица.

[91] См.: Мугрузин А.С. Роль природного и демографического факторов в динамике аграрного сектора средневекового Китая// Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. М. 1986. С.11-44.

[92] Для европейца китайские романы кажутся перегруженными ненужными деталями. Так же и в сказках: не "в некотором царстве…", а указывается конкретное место, на "Баба Яга", а конкретный человек из определенного, точно названного пункта.

[93] И теперь в Китае, на западные упреки в нарушении прав человека отвечают: а как же с правами коллектива?

[94] Отсюда такая известная и теперь сплоченность китайских общин заграницей (См. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае// Китай: традиции и современность. М. 1976. С.52-82.

[95] Мяч был кожаны. Набивали его сначала шерстью, потом стали надувать воздухом, кожу специально вымачивали и сшивали из кусков.

[96] Максимально - до нескольких тысяч жен. При Мин были 3 старшие жены, 9 - второго ранга, 81 - наложниц. Связь с женами - 1 раз в месяц, с наложницами - неограниченно. Расписания встреч с женами и наложницами следили специальные секретари, следившие поэтому за месячными и беременностями во ввереном им коллективе.

[97] Вероятно, не без влияния буддизма сего праздником дня рождения Будды.

[98] Завершилось освоение архипелага японцами лишь к IХ в. и тогда же началась ассимиляция ими айнов, которых сейчас в Японии осталось около 20 тысяч.

[99] Возможно, авторами закона были ученые-конфуцианцы, приглашенные принцем.

[100] Крестьянам старше 5 лет давалось в среднем 2 тана (21 ар), женщинам 2/3 мужского надела. Площадь выделяемого участка зависела и от качества земли

[101] Всего в тогдашней Японии жило 6 млн. человек.

[102] От служить, прислуживать, стоять на стороне кого-либо. То есть первоначально, самурай - слуга, но с IХ в. - более привилегированный.

[103] Путь воина, от буси - средний и высший феодал.

[104] В самурайской среде зародилось дзюдо (искусство самозащиты) - оборона без оружия, в которой главным была не сила, а ловкость и знание приемов, в том числе и болевых, что, кстати, требовало разбираться в человеческой анатомии. А так как приемы дзюдо держались в секрете, крестьяне выработали свою самозащиту без оружия - каратэдзюцу.

[105] В литературе принято китайское название, по-японски же - сабурай.

[106] Толстогузов А.А. Очерки истории Японии VII-ХIV вв. М. 1995.

[107] 30-80% урожая, чаще - 40%.

[108] Хлопок производился, главным образом, в Корее, откуда распространился и в Японию.

[109] Вспомним набег на Киевскую Русь и битву на Калке в 1223 г., поход в Центральную Европу в 1241 г., в которых монголы как бы прощупывали силу оборонявшихся.

[110] Сообщения о морской буре, ставшей причиной ухода монгольского флота, многими японскими исследователями подвергаются сомнению, ибо осенью, когда произошла битва у о.Кюсю, тайфунов там не бывает.

«КРАТКОСРОЧНАЯ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРЯТИЯ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.