Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологическое обследование двигательной сферы




Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать:

1. Общую подвижность

2. Устойчивость, неустойчивость походки

3. Координацию движений

4. Скорость

5. Плавность

6. Переключаемость

7. Ритмику

8. Умение двигаться под музыку.

Затем исследуется предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности), б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно», в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. В этой части изучаются все виды праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция и показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.

Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу – взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.

Праксис позы – направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис – исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений.

Пространственный праксис – его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов.

Конструктивный праксис – также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
Праксис позы кисти руки Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й пальцы (ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца. По образцу – «делай как я»     По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. Первичные ошибки – не дифференцируются 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункциях кинестетического анализатора, теменных отделов мозга.
Динамический праксис Тест на динамическую организацию двигательного акта 1) Кулак-ребро-ладонь; 2) Ладонь-кулак-ребро (повторить 2 раза, затем ребро- ладонь – кулак 3) Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 1-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 1-5) и т.д., и так менять позы несколько раз. Графическая проба «забор» По образцу: «Посмотри, как делаю я и повтори»     По словесной инструкции: «Сделай кулак-ребро-ладонь и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-й палец, затем 2-й палец, теперь убери его; 1-й палец – 5-й, 1-й – 2-й палец; 1-й – 5-й …     Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки П/\П/\ Первичные ошибки: А) персеверации; Б) трудности переключения с одного элемента на другой; В) замедленность выполнения действия; Г) трудности запоминания программы (путание последовательности движений внутри серии) и др.     В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга
Реципрокная координация Тест на динамическую организацию двигательного акта. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти «Делай как я». Положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга – это поражение мозолистого тела. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук.
Пространственный праксис Тест на пространственную и сомато-пространственную организацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка 2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки 3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, смена рук. По образцу: «Делай как я».   Ошибки: 1) замена правой руки на левую; 2) Ошибки пространственного расположения рук; 3) Путание левой и правой стороны и др. – связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса: дисфункция теменно-затылочных отделов мозга.
Конструктивны праксис Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства. 1) копирование фигур, сделанных из палочек. Спичек педагогом в том же пространственном расположении. 2) Копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных По образцу Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга.
Оральный праксис Артикуляторный аппарат – губы, язык. 1) надуть щеки; 2) оскалить зубы; 3) поцокать языком; 4) вытянуть язык; 5) вытянуть губы в трубочку 6) подудеть, посвистеть По образцу:   Те же или другие движения по речевой инструкции: «Надуй щеки», «Посвисти» и др. Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней.
Символический праксис 1) Погрозить; 2) Попрощаться (рукой); 3) Сдуть пушинку с ладони; 4) Поздороваться; 5) Поаплодировать. По образцу Исследуется непроизвольный семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.