КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность и психика
Психика человека, в том числе его творческие способности вытекают из его предметной деятельности. Даже если окажется, что в результате новейших достижений генной инженерии будут найдены образования психических структур, наследуемые через гены, это не отменяет положения отечественной психологии о том, что психика человека происходит из его внешней предметной деятельности. Т.е. психологические механизмы формируются в процессе деятельности, а не наследуются. Психика человека не только продукт, но и сама внешняя предметная деятельность, перенесенная извне вовнутрь. Внешняя предметная деятельность человека есть реальное материальное воздействие человека на предметы окружающего его мира, осуществляемое в определенных целях. В этом суть единства деятельности и психики. Из этого следует, что для возникновения у человека качественных психических образований необходимы следующие условия: · Внешняя предметная деятельность, заключающаяся в определенном (заданном целями) воздействии на предметы внешнего окружающего мира; · Собственные действия того человека, у которого формируются соответствующие психические образования; · Преобразование внешней деятельности во внутреннюю – интериоризация. Только при выполнении всех указанных выше условий психика человека начинает работать как орудие, как послушный человеку инструмент, т.е. творческие способности будут реализовываться на практике по воле их носителя. В настоящее время известны технические средства, позволяющие вне собственно предметной деятельности «вооружать» его знаниями и способностями. Но пользоваться таким арсеналом по собственно воле человек не может, ибо не является «хозяином» таким образом (не своим трудом) полученной интеллектуальной собственности. Можно выделить следующие макроэлементы в структуре творческой деятельности (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Макроэлементы в структуре любой предметной деятельности (внешней и внутренней).
Цель (или мотив) – то, что должно быть достигнуто; Предмет – то, что подлежит преобразованию, исследованию; Орудия – то, с помощью чего осуществляется преобразование или исследование предмета деятельности; Операции – процедура воздействия орудия на предмет; Субъект деятельности – ее носитель; Продукт – Результат, который получается в итоге. Психика человека, в том числе ее мыслительный компонент, имеет аналогичные макроэлементы, что и в структуре деятельности и поэтому мышление следует рассматривать как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и внешняя практическая деятельность. Следующая составляющая структуры творческой деятельности, это взаимосвязь между ее элементами. Это означает, что цель как закон обуславливает орудия и операции деятельности (рис. 1.3). Рис. 1.3. Взаимосвязи между макроэлементами в структуре любой деятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |