Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное конструирование и дизайн




Основные принципы технического регулирования

Федеральный закон о техническом регулировании

Принятие в России Федерального закона о техническом регулировании, связанное, в частности, с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), практически полностью меняет ситуацию с системой стандартизации, действующей в нашей стране. Дело в том, что долгое время на территории РФ действовала система, по которой все стандарты, касающиеся качества и безопасности продукции (ГОСТы, СНИПы и пр.), являлись обязательными к выполнению. Такое положение сдерживало развитие производства серьезными административными барьерами. Федеральный закон обращается к принятому во всем мире механизму стандартизации, когда стандарты носят исключительно добровольный характер. Таким образом, в России начинает строится новая система стандартизации продукции и процессов производства, основанная на добровольном подтверждении соответствия.

Сегодняшние стандарты, действующие в различных областях деятельности, в основе своей направлены на обеспечение определенного минимального уровня качества, который должен быть подтвержден при производстве продукции. Федеральный закон ввел два уровня требований к продукции и процессам производства:

· технические регламенты (принимаются в целях защиты жизни, здоровья физических лиц, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных или растений, а также в целях предотвращения введения в заблуждение потребителей продукции);

· стандарты.(носят добровольный характер).

Технические регламенты являются обязательными для исполнения и могут быть общими и специальными. Общие технические регламенты содержат требования, обязательные в отношении любых видов продукции или процессов производства, затрагивающих интересы массового потребителя. Что касается специальных технических регламентов, то они содержат требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции. Собственно, технические регламенты - это минимальный набор требований, необходимый для обеспечения безопасности и устранения, таким образом, административных барьеров в предпринимательской деятельности. Согласно закону, должно быть принято семь общих технических регламентов:

· безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

· безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

· пожарной безопасности;

· биологической безопасности;

· электромагнитной совместимости;

· экологической безопасности;

· ядерной и радиационной безопасности.

Количество специальных технических регламентов законом не ограничивается. Для принятия технических регламентов закон предусматривает семилетний срок. Стоит отметить, что уже сейчас высказываются серьезные опасения, что в установленный срок все регламенты принять не удастся.

Стандарты в этой ситуации носят добровольный характер и могут быть использованы предприятиями для повышения требований к качеству своей продукции в условиях конкурентной борьбы. Применяемые стандарты могут быть и национальными, и международными, и просто стандартами конкретных организаций.

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам. Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административной опеки со стороны федеральных органов исполнительной власти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:
  1. разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);
  2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  3. в области оценки соответствия.
В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулированию:
  • технические регламенты;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия.
Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности. Объектами обязательных требований являются:
  • продукция;
  • процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
  • правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
  • правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования. Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования. В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу» как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ремонту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона являются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются. К основным принципам технического регулирования относятся:
  • применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;
  • соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;
  • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой и любой другой формы зависимости;
  • единая система и правила аккредитации;
  • единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;
  • единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;
  • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государственная функция аккредитации;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области. Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти. Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона. Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответствующих целям технических регламентов.

 

 

Художественное конструирование, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х. к. (часто отождествляемое с дизайном) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

Х. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

Х. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод Х. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

Возникновение Х. к. относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «... полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к., возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к., — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к., его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к., выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к., осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.

Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

В др. социалистических странах Х. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х. к., научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

Лекция 23. Стандартизация. Технический регламент. Сертификация. Аккредитация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.