Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики человека




Развитие психики животных

Эволюция психики

Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?

Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

Стадии развития психики


 

3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

В психологии рассматривают два процесса развития психики:

онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.