Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие криминалистической одорологии и возможности исследования проб запаха и продуктов жизнедеятельности организма человека




Методика и технические средства составления композиционных портретов внешности человека.

. Основные способы фиксации внешности человека:

• описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка;

• фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи;

• изготовление субъективных портретов (рисованных, композиционных);

• изготовление скульптурных копий;

• изготовление посмертных масок;

• различные сочетания указанных способов фиксации, например, розыскная ориентировка, содержащая фотоизображение и словесное описание разыскиваемого.

Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготовление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца). При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешности (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые сейчас заменяются компьютерными аналогами.

В настоящее время разработана более простая методика. Используя комплект рисунков особенностей тех элементов лица, которые с достаточной достоверностью могут определяться по черепу, можно, изучив антропометрические характеристики черепа, подобрать соответствующие изображения из комплектов рисунков и составить из них субъективный портрет. Для контроля может быть использовано диапозитивное изображение черепа. Дальнейшее совершенствование методики моделирования внешнего облика по черепу связано с внедрением в эту сферу достижений компьютерных технологий и, в частности объемно-плоскостного компьютерного метода воспроизведения изображения.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ - это изображение лица или фигуры человека, изготовленное в соответствии с представление о его внешности в сознании другого человека.

В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов.:

1. Рисованные портреты

2. Композиционно рисованные портреты

3. Композиционно-фотографические портреты. Рисованные портреты - это рисунки лица /фигуры/ человека, изготовленные самим очевидцем /потерпевшим/ или художником со слов очевидца.

Пример: В различных районах Санкт-Петербурга была совершена серия преступлений /мошенничество/. Преступник запомнился в крупных магазинах с любителями дефицитных товаров и под предлогом оказания помощи в их покупке, завладевал крупными денежными суммами и скрывался. Одним из потерпевших оказался профессиональ-ный художник, который смог нарисовать портрет преступника. Выпускник нашей школы Ботанин с использованием данного субъективно-го портрета установил и задержал гражданина Р., который впоследст-вии был изобличен в совершении большого количества мошенничеств.

В практике борьбы с преступностью рисованные портреты довольно редки, не часто потерпевший является художником, а нарисовать портрет со слов - это еще более сложная задача. Поэтому при розыске преступников гораздо чаше используются два других вида субъективных портретов.

Композиционно рисованные /или составные рисованные/ портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вари-антов элементов лица. Б России, в основном, используются рисунки элементов лица, помешенные в учебном пособии Снеткова Е.А., Зинина А.М., Виниченко И.Л. -. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются оптико-механические средства типа "ИКР" -идентификационного комплекта рисунков, его модернизированный вариант изделие "Портрет", которое состоит из трех основных частей: альбома-реестра с изображением элементов головы и лица, набора диапозитивов, дублирующих эти изображения и демонстрационного устройства для показа и составления портретов и диапозитивов. Для репродуцирования готового портрета в гнездо на корпусе демонстрационного устройства вставляется стойка, к которой крепится Фотоаппарат "Зенит" с удлинительным кольцом, а также компьютерные композиторы, с помощью которых на экране дисплея "собирают" портрет из заранее заготовленных рисунков элементов лица.

Композиционно-фотографические портреты, так называемые "фотороботы" - это портреты, составленные из 'фрагментов фотографических изображений различных или.

Существуют различные приспособления, облегчающие создание композиционных фотопортретов. Наиболее удобным и эффективным до недавнего времени считался iо проектор, но компьютерные композиты /по Снеткову В.А./ представляют значительные преимущества перед остальными. Они выполняют ту же работу быстрее и позволяют вносить определенные изменения в изображения прямо на экране дисплея.

Для изготовления композиционных портретов /фотографического или рисованного/, как правило, привлекается специалист-криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами. И здесь важное место занимает работа инициатора задания /в большинстве случаев им является оперуполномоченный УР/ с очевидцем, в которой выделают три основных этапа.

1. Подготовка к изготовлению портрета.

На этим этапе инициатор задания обязан изучить личность очевидца, выяснить условия формирования личностного образа скрыв-шегося лица и сообщить о них специалисту.

До изготовления субъективного портрета очевидцу нельзя показывать фютоальбомы, нельзя предоставлять возможность беседовать с другими свидетелями по делу, /т.е. необходимо принять меры к сохранению мысленного образа/.

При наличии нескольких очевидцев, с каждым из них субъективные портреты составляются отдельно.

Желательно, чтобы изготовление субъективного портрета осуществлялось в более короткие сроки, а лучше немедленно после установления очевидца. В кабинете, где производится работа по изготовлению портрета, не должно быть посторонних лиц, хождений, телефонных разговоров и т.п.

По прибытии в экспертное учреждение криминалист проводит с очевидцем вступительную беседу и, если очевидец способен правильно воспринимать и достаточно четко помнит внешний облик разыскивае-мого лица, то можно переходить ко второму этапу.

2. Составление портрета.

На этом этапе очевидцу разъясняется содержание предстоящей работы, следует подчеркнуть, что не ставится цель получить точный портрет виденного им человека, а лишь будет предпринята попытка создать похожее на него изображение. Затем очевидцу предлагается своими словами описать внешность преступника. После того, как специалист выяснит основные характеристики запомнившихся очевидцу элементов, производится подбор элементов для монтажа портрета, в котором участвует очевидец, вносит соответствующие корректировки.

3. На третьем этапе происходит оценка портрета очевидцем, доработка полученного изображения, фиксация и документирование действий по изготовлению портрета. Практика показывает, что продолжительность непрерывной работы по составлению портрета с одним очевидцем не должна превышать 30-40 минут. Нельзя при этом проявлять торопливость, нетерпели-вость.

Изготовление субъективных портретов может осуществляться как в рамках оперативно-розыскных мероприятий, так и следствия.

Если портрет составляется по инициативе оперативного работника, то это разновидность оперативно-розыскного мероприятия, а если по заданию следователя, то работа производится в рамках допроса / / это вы будете изучать по теме "Тактика допроса"/.

Фототаблица и справка о составлении субъективного портрета прилагается к материалам проведенных мероприятий.

При использовании субъективных портретов необходимо помнить:

- они не являются доказательствами и используются для розыска соответствующего лица

- они не тождественны, а лишь походи на внешний облик разыскиваемого лица /т.е. обладают типажным сходством/, поэтому в процессе розыска нужно искать именно похожих лиц, а затем проверять их на причастность к совершению конкретных преступлений другими средствами и методами, используя при этом другие известные приметы /рост, телосложение и др.

Криминалистическая одорология представляет собой систему знаний о запахах и запахоносителях и научно-обоснованных приемов, технических средств, рекомендаций по обнаружению, анализу, изъятию и хранению запаховых следов с целью последующего их использования в уголовном судопроизводстве.

 

В зависимости от способов изъятия, анализа и регистрации запахов криминалистическую одорологию разделяют на кинологическую и инструментальную - ольфактронику (от лат. olfactus - запах).

 

В кинологической одорологии в качестве анализатора пахучих веществ используется орган обоняния специально подготовленной служебной собаки. В инструментальной одорологии в качестве анализатора применяются физико-химические приборы, способные выделять спектр пахучих веществ, регистрировать его в виде ольфактрограммы и детектировать с высокой чувствительностью отдельные компоненты выделений человека.

 

Одной из основных задач ольфактроники является разработка методов и создание аппаратуры, способной регистрировать спектр летучих веществ, определяющих запах, и документально записывать его в виде, поддающемся последующей математической обработке, а также с высокой чувствительностью регистрировать отдельные компоненты запаховых выделений человека.

 

Свойства запаха, механизм его образования и восприятия издавна интересовали ученых. Общеизвестно, что обоняние животных, насекомых, рыб весьма совершенно и значительно превосходит по тонкости восприятия ныне существующие приборы. Поэтому животных нередко используют для обнаружения и распознания запахов, например, разведки залежей полезных ископаемых, обнаружения неисправностей в газопроводах по следам утечки газа, отыскания предметов, являющихся источниками запаха, и т.п.

 

Раскрытие тайн живых анализаторов позволяет по их подобию конструировать искусственные детекторы запаха на основе методов анализа (масс-спектрометрии, газовой и бумажной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, инфракрасной спектрометрии и других) и создавать приборы, позволяющие производить тончайшие аналитические исследования газообразных тел. Так, отечественными учеными создан прибор «Трупоискатель» для отыскания трупов по газообразным продуктам их разложения. Используется в практике ГИБДД газовый анализатор, позволяющий определить количество алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе. В настоящее время разрабатывается стационарная лабораторная установка для подготовки ольфактроактивной пробы и хроматографического анализа с использованием аэрозольно-криогенного метода концентрирования летучих метаболитов с целью идентификации запаха человека. Этот метод основан на сочетании процессов низкотемпературной концентрации и аэрозольной фильтрации анализируемой пробы.

 

Создание искусственных детекторов запаха способствовало тому, что в 60-х годах в криминалистике возникло направление, позволяющее использовать запах для розыска преступников по их следам, установления групповой принадлежности либо источника происхождения твердых, жидких и сыпучих тел, обладающих свойством запаха, а также отыскания предметов - вещественных доказательств.

 

Значение одорологических следов в оперативно-розыскной деятельности трудно переоценить. Запах человека, по мнению специалистов, является его химической «подписью», он глубоко индивидуален. Индивидуальный человеческий запах легко проникает в одежду, обувь и долго удерживается (практика свидетельствует, что запах, взятый с места происшествия, сохраняется в течение нескольких лет). Использование информации, содержащейся в запахах, в ряде случаев позволяет успешно раскрывать сложные преступления, совершаемые, как правило, без свидетелей.

 

Исследование запаховых следов позволяет осуществить установление:

 

участников преступления;

 

индивидуального запаха одного и того же лица в запаховых следах, изъятых с разных мест преступления;

 

принадлежность человеку предметов, обнаруженных на месте происшествия и в других местах;

 

принадлежность предметов (изъятых у преступника или иных лиц) потерпевшему;

 

происхождение запаха от конкретных лиц при комплексном исследовании вещественных доказательств (например, при исследовании пота, крови, волос, предметов одежды, обуви индивидуального пользования).

 

Термин «запах» имеет два значения.

 

Во-первых, этим термином определяют свойство материальных объектов - физических тел животного, растительного и минерального происхождения, заключающееся в непрерывном отделении (испарении) во внешнюю среду частиц-молекул данного объекта, которые вместе с воздухом попадают в обонятельный орган и воздействуют на него. По характеру этого свойства устанавливают скорость испарения и классифицируют вещества на летучие и обычные.

 

Во-вторых, термином «запах» определяют субъективное восприятие (отображение), возникающее у человека вследствие взаимодействия частиц пахучего вещества с обонятельными рецепторами.

 

Чтобы объект обладал запахом как свойством, он должен находиться в состоянии взаимодействия с обонятельным анализатором приемника. Взаимодействие имеет материальную природу и всегда предполагает наличие отображаемого и отображающего объектов, которые в следоведении принято называть следообразующими и следовоспринимающими. Следовательно, любой материальный предмет может быть обнаружен и идентифицирован по запаху при наличии соответствующего прибора-анализатора.

 

Восприятие запаха зависит не только от физических свойств объектов-источников запаха; оно обусловлено индивидуальными особенностями биологического анализатора либо конструктивными особенностями смоделированного технического устройства, а также пороговой концентрацией пахучего вещества.

 

Пороговая концентрация - это такое количество пахучего вещества в среде, ниже которого запах не ощущается. Она обычно определяется числом молекул в 1 см3 воздуха. Сравнивая количественные значения пороговых концентраций для рыб, насекомых, животных и человека, можно видеть, насколько их обоняние отличается по тонкости восприятия. Например, обоняние собаки превосходит обоняние человека примерно в 800 000 раз. Если же животное, в частности немецкая овчарка, подвергается специальной тренировке, то ее реакция значительно повышается. Подготовленные собаки работают более уверенно, а полученные при этом результаты более надежны, что очень важно для практики.

 

Любой человек, в силу своего физического строения, обладает индивидуальным запахом и оставляет его фактически в любом месте своего присутствия, либо при взаимодействии, даже кратковременном, с какими-либо предметами, вещами. Запах является как бы химической «подписью» человека, исследуя который можно диагностировать вид его заболевания (особенно внутренних органов), определить примерный возраст, район проживания и так далее.

 

Эпизодическое использование эмпирических знаний о запахах для преследования преступников по их следам известно с древности, однако, предметом научного исследования запаховые следы стали сравнительно недавно.

 

Запаховые следы - это газообразные образования, отличающиеся от традиционных материальных следов своей динамичностью.

 

Запаховый след образуется в том случае, если вещество непрерывно из твердого либо жидкого состояния переходит в газообразное. Предмет является источником запаха до тех пор, пока с поверхности его отделяются в окружающую среду молекулы вещества. Например, топор, который держал в руке преступник, является источником запаховых следов до тех пор, пока не прекратится процесс испарения потожирового вещества, имеющегося на его рукоятке.

 

Запаховый след можно определить как газообразное образование, содержащее качественную информацию о материальном объекте. Такое определение не является исчерпывающим, но оно верно отражает сущность понятия. По Белкину запаховый след - это информация, переносимая при испарении от запахообразующих поверхностей на объекты внешней обстановки.

 

Запаховые следы - это новый вид следов в криминалистике, они значительно отличаются от традиционных свойствами, приемами и техническими средствами работы при использовании их в расследовании преступлений.

 

Запаховые следы до недавнего времени не относили к предмету судебного следоведения, так как не было методики их собирания, сохранения и исследования. В настоящее время есть основания говорить о запаховых следах в следоведческом аспекте, поскольку существуют средства и приемы собирания и сохранения таких следов в целях получения доказательственной информации.

 

По механизму образования запаховые следы отличаются от следов-предметов и следов-отображений специфическим агрегатным состоянием вещества-следоносителя. Отсюда запаховые следы обладают характерными свойствами, которые детерминируют способы и средства и обнаружения, фиксации и исследования.

 

Запаховые следы в криминалистическом аспекте характеризуются следующими свойствами:

 

непрерывность механизма следообразования - т.е. при наличии источника и соответствующих внешних условий запаховый след образуется непрерывно до тех пор, пока существует источник, в отличие от трасологических следов, возникновение которых происходит в основном одномоментно. Отсюда возможность обнаружения следов зависит от количества пахучего вещества в источнике и внешних условий, в которых происходит следообразование;

 

подвижность структуры - внутреннее состояние вещества следа, отсутствие связи между его молекулами, их постоянное хаотическое движение и перемешивание между собой и частицами среды. Отсюда интенсивность запаха усиливается вблизи источника и забор его надо производить в непосредственной близости от поверхности источника запаха. В ограниченном объеме (стеклянной емкости) запаховый след будет представлять однородную смесь в любой части емкости;

 

рассеиваемость - свойство запахового следа рассредоточиваться в емкости либо пространстве, т.е. уменьшать либо увеличивать свой объем и, таким образом, изменять концентрацию запахового вещества в единице объема. Направление и скорость движения запахового следа зависят от перемещения воздуха. Отсюда последовательное увеличение концентрации запахового вещества в единице объема свидетельствует, что приемник движется в направлении нахождения источника запаха;

 

делимость - возможность делить запаховый след на части, причем каждая из частей сохраняет качественные характеристики целого. Это позволяет получать из одного источника одновременно либо с разрывом во времени несколько запаховых следов, информационная значимость которых будет одинаковой. Отсюда, если невозможно непосредственно изъять источник запаха, то следует отбирать несколько порций запахового следа для обеспечения повторных исследований. Если имеется законсервированный в емкости запаховый след, то его можно разделить на однородные порции.

 

Законсервированный запаховый след (помещенный в полиэтиленовую флягу, стеклянную банку) становится относительно неизменяемым и длительное время пригоден для исследований. При необходимости пахучие вещества человека могут быть транспортированы. Запахи, своевременно взятые и законсервированные, можно высылать по почте в обычной упаковке для производства выборок вещей и предметов подозреваемого. Пересылать лучше всего предметы одежды (рубашки, платки, обувь и т.п.), так как на них содержится достаточная концентрация пахучих веществ, кроме того, эти объекты наиболее транспортабельны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.