Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И преобразования ее




Способ приспособления общества к природе

XI. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

Приспособление к природе и преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей, норм и идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.

В процессе взаимодействия общества и природы возникает мир искусственных, созданных людьми материальных условий их жизни. Такой мир принято называть «второй природой» – природой, переработанной в интересах человека. Кроме того, природа – это сам человек с его телом, физиологией, природными задатками, пластичной нервной системой. В ходе преобразовательской деятельности окультуривается человеческая телесность, развиваются его сознание и способности. В ходе истории природное превращается в культурное. В настоящее время мы живём в технизированном, искусственном мире.

Таким образом, природа и культура – это противоположные и взаимосвязанные аспекты бытия человека. Культура – это связующее ценностно-смысловое звено между окружающим миром и человеком. С помощью культуры общество регулирует условия своего существования, обуздывает свои природные инстинктивные стремления: животному многое можно, человеку же многое нельзя. Первые запреты, нормы, которые устанавливались в обществе от имени Бога, возвышали человека над природой.

Культурное нельзя свести к природному, но и саму культуру не из чего вывести, кроме как из природы. Это касается и внешней природы, и внутренней, включающей естественные проявления человеческого организма. Лишённая своих природных предпосылок, культура представляется лишь некоторой неосязаемой абстракцией.

Деятельность человека (особенно на ранних стадиях развития) внутренне связана с тем, что предлагает в своей первозданности человеку природа. Прямое воздействие природных факторов (ландшафта, климата, энергетических и вещественных ресурсов) на жизнедеятельность человека прослеживается по разным направлениям: от орудий труда и технологий до особенностей быта и внешних проявлений духовной жизни. Имея ввиду такое влияние природы на культурную жизнь, русский историк В. Ключевский, а вслед за ним и философ Н. Бердяев считали, что пейзаж русской души подобен пейзажу русской земли. Культурное, действительно, есть не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью.

Однако культурный опыт генетически не наследуется и обретается последующим поколением методом обучения и подражания. Все отличительные качества человека – способности к абстрактному мышлению и символизации, к осознанию собственного Я и выделению себя из природы – сформировались не по завершении биологической эволюции и возникновения вида Homo sapiens, а развивались постепенно на протяжении всей первобытной и архаической стадии истории. Они являются «благоприобретёнными» как часть социального опыта, а не унаследованными от животных предков. Именно здесь, в вопросе о механизмах накопления, обобщения, рефлексии и передачи опыта жизнедеятельности и выделении в этом опыте личностного Я и пролегает основная грань между природой и культурой.

Культура есть акт преодоления природы, выход за границы инстинкта, сотворение того, что как бы надстраивается над природой, поэтому культура надприродна. Но мы никогда не должны забывать, что человек и есть часть природы. Культура – это природа, которую пересоздаёт человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Однако во всём нужна мера, иначе возросшая мощь человека может обратиться против него самого. «Природа может обойтись и без культуры… Но культура без природы быстро выдохнется» – эти слова русского писателя М. Пришвина оказались вещими. Природа для культуры всегда должна быть не только материальной, но и духовной ценностью, должна восприниматься как ценность сама по себе, а не только как средство (материал, энергия) для человеческой деятельности. Сохранение природы – это и сохранение человека. Человек должен соизмерять свои цели с возможностями природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.