Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современной культуре




Модернизация и глобализация

Модернизация культуры является частью процесса модернизации общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного общества и его культуры в современное общество. Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию образования, наличие идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Составной частью социокультурной модернизации является также развитие средств массовой коммуникации и появление массовой культуры, а также приобщение все возрастающей части населения к культурному наследию прошлого.

Если раньше считалось, что процесс модернизации определяется экономическим ростом, то опыт стран Юго-Вос-точной Азии, в первую очередь Японии и Китая, заставил пересмотреть такую точку зрения. В свое время М. Вебер видел в конфуцианстве причину отсталости Китая. Как показал исторический опыт, в данном случае великий социолог ошибся. Именно конфуцианская этика предопределила успехи модернизации ряда юго-восточных стран. Конфуцианство на уровне массового сознания и поведения предстает в виде простых и четких норм. Оно предписывает уважение к авторитету старших, одновременно требует от последних проявлять заботу о младших; культивирует дух коллективизма. Конфуцианские нормы ориентируют людей на усвоение знаний, добросовестное выполнение своих обязанностей, соблюдение дисциплины. Все это пришлось кстати, когда в азиатских странах началась индустриализация.

Опыт Юго-Восточной Азии очень ценен, поскольку здесь органично сочетались такие внешне противоположные признаки, как ориентация на новое с учетом традиции, использование традиции как предпосылки модернизации; светская организация социальной жизни и религия, мифология в духовной жизни; значение индивидуальности и вместе с тем демократический характер власти и признание авторитетов в политике; эффективная производительность и признание пределов роста производства; соединение городских и деревенских форм жизни. Социокультурная модернизация невозможна без учета национальной специфики, тем более это касается такой сложной и многообразной страны, как Россия.

Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификации, то есть сведения всего многообразия культур к какому-либо единому образцу.

Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение числа и интенсивности различных международных связей – политических, экономических, коммуникационных, собственно культурных. Тенденция культурной глобализации реализуется тогда, когда нация или социальная группа готова принять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Однако процесс этот достаточно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный характер. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия для понимания различными национальными культурами специфики друг друга, облегчает процессы культурной адаптации. Вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.

  Задания. Вопросы. Ответы.  
  1. Раскройте содержание понятий «социум» и «культура». 2. Каково содержание понятия «социодинамика культуры»? 3. На конкретных исторических примерах поясните сущность процессов социализации и аккультурации. 4. Дайте характеристику подсистем культуры с точки зрения ее взаимосвязи с социумом. 5. Как осуществляется перекодирование содержания из одной подсистемы культуры в другую? 6. Что такое микро- и макродинамика культуры? 7. Каковы основные типы социокультурных процессов? 8. В чем сущность и значение контркультурных процессов в социоди-намике культуры? 9. Каковы сущность, проявления и способы разрешения социокультурного противоречия? 10. Что называется социокультурной деструкцией и каковы ее возможные последствия? 11. Каковы цели и принципы культурной политики? 12. В чем сущность процессов модер-низации культуры? 13. Раскройте взаимосвязь процессов модернизации и глобализации в современной культуре.    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Приобретение культурными ценностями социальной значимости называется: а) социализацией; б) аккультурацией; в) социодинамикой культуры; г) социокультурным процессом. 2. Процесс приобретения социальными процессами культурной значимости называется: а) социодинамикой культуры; б) социализацией; в) аккультурацией; г) культурогенезом. 3. Перекодирование социокультурного содержания из мировоззренческо-научной подсистемы в соционормативную происходит по схеме: а) образ–действие; б) понятие–образ; в) понятие–образ–действие; г) образ–понятие–действие. 4. Динамика культуры в демократических обществах характеризуется: а) цикличностью; б) воспроизводством существующих ценностей и образцов; в) доминированием стремления к новациям, свободе и творчеству; г) преобладанием традиций над новациями. 5. Несоответствие сложившихся социальных отношений и институтов культурным изменениям называется: а) социокультурным противоречием; б) социокультурной деструкцией; в) социокультурной катастрофой; г) социокультурной динамикой. 6. Какая из перечисленных целей культурной политики государства является основной, центральной: а) выражение интересов различных субъектов культуры; б) максимальное участие культуры в решении социальных проблем; в) финансовое обеспечение деятельности культурных учреждений; г) совершенствование системы образования. 7. Решающим фактором в современной теории модернизации является: а) рост национальной элиты; б) сочетание традиций и новаций; в) экономический рост; г) технический прогресс. 8. Главной проблемой глобализации современной культуры является: а) сохранение национального своеобразия; б) утверждение системы общечеловеческих ценностей; в) реализация принципа сотрудничества в межгосударственных отношениях; г) решение глобальных проблем современности.  
       



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.