КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Джованни Реале и Дарио Антисери
Ягья Явана Я Ю Экадаши Э Шьяма Шудры Шрути Шравана Шива Шастры Шанкарачарья Ш Чандала Ч
Чайтанья Махапрабху (1486–1534)
«Чайтанья» – жизненная сила. Аватара Господа Кришны. Он приходил в образе преданного, чтобы научить людей бхакти‑йоге.
«Чайтанья‑чаритамрита»
Произведение Кришнадаса Кавираджа Госвами на бенгали, описывающее жизнь и учение Господа Чайтаньи. Завершено в 1616 г.
Собакоед.
Шакти‑авеша‑аватара
Живое существо, которое Господь наделил особым могуществом.
Великий духовный учитель, основоположник философии имперсонализма. Воплощение Господа Шивы в Кали‑югу в образе пандита.
Богооткровенные Писания, ведические Писания.
Полубог, управляющий гуной невежества в материальном мире.
Cлушание повествований о Верховном Господе или Его святого имени, один из методов преданного служения.
«Шримад‑Бхагаватам»
Высшая Пурана, историческое произведение, написанное Шрилой Вьясадевой для того, чтобы дать более глубокое понимание Господа Кришны, Его преданных и преданного служения. Она является квинтэссенцией всей ведической мудрости.
Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.
Рабочие; четвертое сословие ведической системы деления общества.
Имя Верховного Господа Шри Кришны, чье прекрасное тело цветом походит на предгрозовое облако.
День поста, приходящийся на одиннадцатый день после новолуния и на одиннадцатый день после полнолуния. В этот день рекомендуется воздерживаться от зерновых и бобовых.
Юги (ед. юга)
Четыре циклически повторяющихся периода, через которые проходит в своем развитии Вселенная. Полный цикл из четырех юг называется дивья‑югой.
Человек низшего класса, обычно мясоед; варвар.
Жертвоприношение, а также одно из имен Верховного Господа («Тот, кто наслаждается всем, что приносится в жертву»). В нынешний век Кали священные писания запрещают жертвоприношения животных, в особенности жертвоприношения коровы и лошади, так как больше не существуют ведических жрецов, способных силой своей духовной чистоты и священных мантр освободить животное для более высокого рождения в человеческой форме жизни. Такие жертвоприношения совершались во имя великих целей, а не ради употребления в пищу плоти животного. В нынешний век самым могущественным жертвоприношением, предписанным Ведами, является санкиртана‑ягья – повторение святых имен Господа.
[1] Так в тексте статей выделены имена и термины, которым посвящены отдельные статьи словаря.
Западная философия от истоков до наших дней * Античность (т. 1)* Оглавление (гл. 1 — 5):
Предисловие К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ__ 4 Предисловие К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ__ 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ_ 3 ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ_ 3 Глава первая Генезис, природа и развитие античной философии_ 3 1. ГЕНЕЗИС ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ_ 3 1.1. Философия как создание эллинского гения 3 1.2. Невозможность доказать происхождение философии с Востока_ 3 1.3. Научные познания египтян и халдеев и их греческие трансформации_ 4 2. ФОРМЫ ГРЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПОДГОТОВИВШИЕ РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ_ 4 2.1. Поэмы Гомера и гномические поэты_ 4 2.2. Общественная религия и орфические мистерии_ 5 2.3. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии 6 3. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ_ 7 3.1. Отличительные особенности античной философии_ 7 3.2. Философия как потребность человеческого духа_ 7 3.3. Фундаментальные проблемы античной философии_ 8 3.4. Фазы и периоды античной философии_ 8 ЧАСТЬ ВТОРАЯ_ 10 ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ_ 10 НАТУРАЛИСТЫ ДОСОКРАТИКИ_ 10 Глававторая_ 10 "Натуралисты" и философы "физиса"_ 10 1. ПЕРВЫЕ ИОНИЙЦЫ И ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ВСЕХ ВЕЩЕЙ_ 10 1.1. Фалес из Милета_ 10 1.2. Анаксимандр из Милета_ 10 1.3. Анаксимен из Милета_ 11 1.4. Гераклит из Эфеса_ 12 2. ПИФАГОРЕЙЦЫ И ЧИСЛО КАК НАЧАЛО_ 13 2.1. Пифагор и так называемые пифагорейцы_ 13 2.2. Число как начало_ 14 2.3. Элементы, из которых происходят числа_ 14 2.4. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса_ 16 2.5. Пифагор, орфизм и "пифагорейская жизнь" 16 2.6. Божественное и душа_ 16 3. КСЕНОФАН И ЭЛЕАТЫ: ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ_ 17 3.1. Ксенофан и его отношения с элеатами_ 17 3.2. Парменид и его поэма о бытии_ 18 3.3. Зенон и рождение диалектики_ 19 3.4. Мелисс из Самоса и систематизация идей элеатов 20 4. ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ И ФИЗИКИ-ЭКЛЕКТИКИ_ 20 4.1. Эмпедокл и четыре "корня" 20 4.2. Анаксагор из Клазомен: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум_ 21 4.3. Левкипп и Демокрит. Атомизм. 22 4.4. Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин_ 23 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ_ 25 ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА_ 25 СОФИСТЫ, СОКРАТ, СОКРАТИКИ И ГИППОКРАТОВА МЕДИЦИНА 25 Глава третья_ 25 Софистика и смещение оси_ 25 философского поиска с космоса_ 25 на человека_ 25 1. ИСТОКИ, ПРИРОДА И ЦЕЛИ ДВИЖЕНИЯ_ 25 СОФИСТОВ_ 25 2. ПРОТАГОР И МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ_ 26 3. ГОРГИЙ И РИТОРИКА_ 27 4. ПРОДИК И СИНОНИМИКА_ 28 5. НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В СОФИСТИКЕ: ГИППИЙ И АНТИФОНТ_ 28 6. ЭРИСТЫ И СОФИСТЫ-ПОЛИТИКИ_ 28 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 29 Глава четвертая_ 30 Сократ и младшие сократики_ 30 1. СОКРАТ И ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ЗАПАДНОЙ МОРАЛИ_ 30 1.1. Жизнь Сократа и проблема источников 30 1.2. Открытие сущности человека (человек — это его душа) 30 1.3. Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей_ 31 1.4. Парадоксы сократовской этики_ 31 1.5. Открытие Сократом понятия свободы_ 32 1.6. Новое понимание счастья 32 1.7. Революция ненасилия 32 1.8. Теология Сократа_ 33 1.9. "Даймонион" Сократа_ 33 1.10. Диалектический метод Сократа и его цель 34 1.11. Сократическое "незнание" 34 1.12. Ирония Сократа_ 34 1.13. "Опровержение" и сократическая "майевтика" 35 1.14. Сократ и обоснование логики_ 35 Общие замечания 35 2. МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ_ 36 2.1. Круг сократиков 36 2.2. Антисфен и прелюдия кинизма_ 36 2.3. Аристипп и школа киренаиков 37 2.4. Евклид и мегарская школа_ 38 2.5. Федон и элидская школа_ 38 Заключение 38 Глава пятая_ 40 Зарождение медицины как автономного научного знания_ 40 1. КАК РОЖДАЕТСЯ МЕДИК И НАУЧНАЯ МЕДИЦИНА_ 40 2. ГИППОКРАТ И "КОРПУС ГИППОКРАТА" 40 3. "КОРПУС ГИППОКРАТА" 40 3.1. "Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению_ 40 3.2. Открытие структурной соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях" 41 3.3. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина" 41 4. КЛЯТВА ГИППОКРАТА_ 42 5. ТРАКТАТ "О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА" И ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЙ_ 42 Предисловие "Жизнь вне поиска не достойна быть прожитой для человека", — читаем мы в "Апологии Сократа" (38-а). Как бы рефреном к этой максиме звучат слова Карла Поппера: "Все мы — философы. И даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. Большая часть этих предпосылок принимается безотчетно: они абсорбируются из культурного ареала или традиции. Даже будучи основой практического действия и жизни в целом, они принимаются и проповедуются без должной критической оценки. Факт, удостоверяющий суть профессиональной и академической философии, состоит, в частности, и в этой необходимости критически оценивать получившие такое широкое распространение теории". Учитывая сказанной, авторы настоящей книги выражают надежду в небесполезности своего труда для русских студентов. ДЖОВАННИ РЕАЛЕ ДАРИО АНТИСЕРИ Милан-Рим, май, 1994 год
Предисловие
Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разума" (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче". И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, но усложняет суть дела, делая их малоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную. Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а также нелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями. Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса. Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научающегося ума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей. Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. По поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно, при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями. Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей. Что же касается желаемой цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям. АВТОРЫ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |