Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добротолюбие 9 страница




1) Слава Богу, избравшему нас от чрева матери нашей во святое звание сие и призвавшему к дивной и блаженной высоте иноческаго жития. Нам,- хотя дерзновенно сие сказать, но не чуждо целям иночества,— воистину дано разуметь тайны Царствия Небеснаго паче, нежели живущим в мире, из которых многие видя не видят, слепотствуя умом, по причине увлекающих их дел земных. Ибо что у них? Ублажают богатство и мимолетную славу, радуются утехам и удовольствиям, услаждаются мирами и благовониями, винопитием, мягкими одеждами, красивыми лошадьми, множеством рабов, великолепными домами, блеском камней драгоценных и другими разнообразными суетностями, смеются, пляшут и скачут, как козлы и козы, пресыщаются и тучнеют, как уготовляемые на заклание. Не касаюсь множества других грехопитательных обычаев их, и то, что от этого пораждается и к чему это приводит, да преминет слово наше. Для них в этом — похвальба, гордость и утеха; но не для тех, кои распяли плоть свою со страстьми и похотеми, каковы и мы, иже Христовы есмы, по Апостолу (Гал. 5, 24), Господа нашего Иисуса Христа слуги и чада. Другия у нас желания и к другим вещам расположение. Мы ищем утешений и сладостей, первоначально человеку назначенных в раю, которых древле лишило нас безсоветие; а для сего восприемлем образ жизни древних святых отцев, иже проидоша в милотех и в козиях кожах, ихже не 6е достоин весь мир (Евр. 11, 37), удаляемся от мира прелестнаго и приступаем к Богу, горе взирая и туда устремляясь. Но от всего устремляясь, над всм владыками становимся. Таково величие нашего звания!

2) Кто же отторг нас от плоти и крови, от родителей, родных и знаемых, от родины, городов и сел и от всего, с чем сроднились с детства? Кто расположил нас отдать себя в рабы духовным отцам и игуменам и вступить в подвижнические труды в воздержании, бдении и спании на голой земле, каждодневно проходимые? Кто просветил нас и научил ни во что вменять злато и сребро, пышность и великолепие, даже самую царскую диадиму и порфиру, и почитать более достойным и более честным облекаться в эти рубищныя и многошвенныя (с заплатами) одежды, чем в блестящия хламиды? Кто дал нам силу отрешиться от всего чувственнаго и плотскаго, начать сообразоваться с горними чрез девство и пребывать чистыми и нерастленными подобно Ангелам? Бог даровал нам все сие за то, что мы возлюбили Его единаго и возжелали будущих благ, славы вечной, радости неизреченной, веселия непрестающаго, богатства неиждиваемаго, и всего, что от века обетовано блаженным отцам нашим и уготовано для всех, Единому Богу угождать ревнующих. Но если на это мы решились, это избрали и к сему себя опредлили, то позаботимся всеусильно и стоять на этом, строго внимая себе, чтоб как нибудь не возвратиться вспять и в день нужный не оказаться позади мирян. Позаботимся пребыть чистыми, паче и паче утверждаться в девственности и не допускать себя до растления ни умом, ни оком, ни сердцем, ни телом.

1) Надо терпеть все, что приходится встретить неприятнаго; и будем достойны стать в сонме страстотерпцев.— 2) Взыщите бога, довольствуясь уничиженным на земле состоянием, подобно снасителю. [1, 78].

1) Бодрствовать должен я о душах ваших, день и ночь пещись о вас, назидая вас и словом и делом, чтоб возвесть вас в должную меру совершенства. Но и вы не опускайте рук: ибо если я, недостойно именующийся учителем вашим, претерпеваю что либо ради вас,— то и вы тоже должны потерпеть ради меня и ради друг друга, созлопострадать и собедствовать, не как чуждое нечто для себя приемля то, не ужасаясь, не убегая и не падая духом при находящих скорбях. Мы еще не до крове противостояли греху (Евр. 12, 4), еще не прошли сквозе огнь и воду (Пс. 65, 12), как святые мученики, еще не изранены мы и не изъявлены, как каждый из преподобных и праведных. Как же похвалиться нам в будущем веке, что и мы страдали за Христа, когда не переносим мужественно и благодушно даже малых, встречающихся с нами, неприятностей: какого либо укора, пристыжения, посрамления, обезчещения, презрения,- прибавлю еще,- сухоядения, малопития, рубищнаго одеяния, труда послушания, ранняго пробуждения на службу, стояния на псалмопении, исполнения наложенной епитимии.- Ей, чада мои, будем перенося переносить благодушно все трудное и неприятное, чтоб по правде петь с Давидом: терпя потерпех Господа, и за то, по милости Божией, сподобиться: и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2). В будущем веке другие иныя плодоприношения предъявят: треблаженные мученики — кровь; преподобные отцы — величайшие свои подвиги и добродетели; а мы - смиренное претерпение сказаннаго выше. И я верно знаю, что не будем лишены части оных, как удостоверяет божественный Антоний.

2) Взыщите паче всего Бога, и жива будет душа ваша, (Пс. 68, 33). Взыщите лица Его выну, да отражается оно в чистом сердце вашем (Пс. 104, 4). Помяните чудеса Его, яже сотвори (Пс. 104, 5) в нас в прежния лета и теперь творит, умножая братство наше, питая и ничего не лишая потребнаго в настоящей жизни. И за все, что Он творит нам, воздадим Ему должное. Ищет же Он от нас не что другое, как чтоб мы боялись Его и любили Его всем сердцем и всею мыслию своею и по силе подражали Его воплощенному жительству? Низшед с небес, странником был Он на земле, чтоб и мы устранились помыслами своими от своих похотений. Послушался Он Отца, чтоб и вы безропотно слушались меня недостойнаго. Смирил Он Себя даже до смерти, чтоб и вы умудрялись тоже делать, уничижая себя и смиряя в мыслях, словах, делах и движениях.- В чем истинная и божественная слава, если не в том, чтоб быть безславимым среди людей Бога ради? В чем честь и доброе имя и монаха, если не в том, чтоб его безчестили ради Бога и с безчестными вменяли? И Спаситель наш и Бог, плоть нося, смиренное и уничиженное избрал, чтоб посрамить славное и богатое у людей. Сего ради в вертепе раждается, в яслях полагается, сыном тектона именуется, назореем прозывается, одевается в хитон с простою накидкою, ходит пешком, утруждается, камнепобитием от Иудеев угрожается, поносим бывает, поемлется, распинается, копием прободается, во гробе полагается,— и потом воскресает,- чтоб нас подвигнуть подобно Ему переносить все пред лицем Ангелов Его, и потом увенчать нас в Царствии Небесном.

Чего требует от вас Бог? Отречения от своей воли и покорности единой воле настоятеля; потому не дерзайте особиться от других ни в чем, даже добром. [1, 79].

Чего ищу я, или паче чего ищет и что требует от вас Владыка всех и Бог наш? Ничего другаго, как чтоб вы добре покорствовали и неразмышляющее являли послушание даже до крови и отнюдь не уклонялись от того, как пред лицем св. Ангелов обещались и располагались жить и действовать. Сами знаете, что изрекали уста ваши и какие обеты давали, когда я постригал каждаго из вас и облекал в одежду веселия и радования, разрешив остававшияся неразрешенными падения ваши, в несомненной надежде, что моим смиренным разрешением здесь — долу горе разрешает их Бог. Откуда же у вас несмысленные помыслы, безразсудные суды, безсловесныя слова и неуместныя пожелания чего либо кроме заповеданнаго и установленнаго во имя Господа нашего Иисуса Христа, чрез посредство отца моего и вашего, с согласия и предшественников ваших?- Один поститься желает, как хочет, другой — безмолвствовать, как ему угодно, этот — учиться тому, что ему нравится, тот — должность занимать, какой домогается,— потом — эти планы самовольные, далее - эти предприятия особныя,— и отсюда общее разложение? За этим разве соединились вы вместе?- Еда разделися Христос? Или во имя Павлово крестистеся? (1 Кор. 1, 13).— Слова cии добре приложимы к тем, кои, увлекаясь особными своими вожделениями, не смотрят и внимания не обращают на то единое, что заявляется моим смирением с полным разсмотрением дела. Не великаго чего и дивнаго ища ищет и желая желает от вас Бог, а одного того, чтоб вы соблюдали общежитие, к коему Он вас призвал — не дерзаю сказать, по моему недостоинству и многогрешности,— и того, чтоб вы жили и действовали согласно с волею и руководством даннаго вам от Него пастыря, во славу покланяемаго имени Его. Вот поприще для проявления особной вашей великости и дивности,— лучше же сказать,— мученическаго подвига честных душ ваших!- Если подвергаетесь искушению, что дивнаго? Но отнюдь не допускайте, чтоб оно возобладало над вами, в угоду диаволу, и не внимайте коварным и злым внушениям сего врага вашего и Божия, но тому одному, чтоб все терпеть до конца, богатиться смирением и преуспевать в любви, не показничать, не поднимать бровей, не первенстволюбствовать, не быть суровыми, не заводить ссор и словопрений, на разорение слышащих. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф. 6, 14. 15).— И да будет благопоспешествующ и спасающ вас Господь Бог!

1) Причины греха — гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания — всякое благо.— 2) Вы, пришедшие к нам из знатных и богатых, не высьтесь, но смиряйтесь, подражайте Господу, смирившему себя, ради нас.— 3) Емлемся и все за богоподражательную жизнь. [1, 80].

1) Блюдемся, да не заболим душею, удаляясь от причин, пораждающих сии болезни и избегая таким образом зла, сопровождающаго их. Первая причина душевной болезни — гордость, по причине которой низпал денница, возсиявающая заутро; вторая — преслушание, за которое изгнанбыл из рая сладости первозданный; и из обеих их произошли тьмы родов и видов ненавистнаго греха. Хочет ли кто потому и любит ли наслаждаться благобытием? Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие, при неразсуждающем послушании; и радость и веселие пребудут на главе твоей. Ибо сколько благ привлечет сия благая риза?— Мир, кротость, почтительность, доверие, безпрекословную уступчивость,— и все доброе, приятное и вожделенное, чем характеризуется истинный человек Божий.

2) Вы, пришедшие к нам из горделивой жизни, не мудрствуйте высоко, став смиренными в жизни по Богу, не величайтесь, что устремились к нам из знатнаго рода, и не велехвалитесь, что то и то было у вас прежде: ибо, может быть, вы бедны и скудны божественною благодатию. Но взирая на Христа, Господа нашего и Бога, истинно богатаго Владыки всяческих, смиренными водитесь (Рим. 12, 16) домыслами и чувствами, подражая тому, как Он поступал: Он был беден по видимости, слушался родителей, ходил пешком, часто утомлялся, укаряем противу неукаряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23), сносил ударение в ланиту, одеждами не отличался, довольствуясь одним хитоном с накидкою, спал на траве или на голой земле, один хлеб и протекающая вода удовлетворяли Его потребность пищи. Если теперь мы, имея всего этого много больше, тяготимся и изнемогаем; то какие же мы подражатели Господу?

3) Почему умоляю: емлемся мужественно за Богоподражательную жизнь. Нам же, кои из незнатной (по мирски) и не богатой доли, тяготиться и скорбеть из-за пищи, или одежды, или других потреб, когда всем этим удовлетворяемы бываем одинаково с другими, какое может быть извинение?— Да воспоминает каждый из таковых, чем был и чем стал.— Говоря впрочем сие, я ни первых, ни вторых не хочу разделять и отличать: ибо все вы — едино есте. Но того ради говорю, чтобы все равно охотно исполняли, что приказывается, и не разсуждали о распоряжениях моих, как, от чего и для чего бывает то и то.

1) Как спасительны эпитимии, и другия меры исправления? Они путь в рай.— 2) Да вообще наша послушническая в общежитии жизнь спасительнее всех. [1, 81].

1) Сколь лучше здесь немного попечалиться нам, а там радоваться, здесь побыть под наказанием, а там в веселии, здесь в тесноте пожить, а там пространно?! Нам должно охотно подчиняться наказаниям и любить исправляющих нас: ибо когда уклоняемся мы от пути Божия, то не должны ли принимать спасительныя врачевства от причиненнаго тем зла? По сей-то причине, как мне кажется, святые и человеколюбивые отцы наши, движимые божественным сердоболием, употребляли то такия, то другия, строгия меры, во спасение питомцев своих: налагали эпитимии, отлучения и даже телесныя наказания,— что имея в виду? спасение не только подвергавшихся сему, но и тех, кои бывали свидетелями сего, и современные и последующие; потому что многие и из-за человеческаго страха возвращаются на лучшее. Почему, если перетерпите тяжелость мою, уверяю вас пред лицем живаго Бога, что спасетесь в царстве; небесном, откуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание; если перенесете иго подчинения, то освободитесь от греховных страстей и востечете к усыновлению Божию,— угасите жжение похоти и сподобитесь пить прохлаждающую и животворящую воду в животе вечном,- добре совершите путь послушания и получите победные венцы от всликаго Царя.

2) Так велико и славно общежитие наше. Иго его тяжело и легко, как и Христово иго, которое таково же, по слову Его. Об этом свидетельствует самое дело, сама истина показывает сие. И никто не ублажай и не называй истинным послушником ни столпника, ни затворника, ни пустынника. Я сказал истинным, потому что истинный послушник есть только тот, кто душу свою предал настоятелю и пребывает в воле его даже до крови. Улучив же такое благо, должны мы радоваться и торжествовать; ибо оно очень дивно.- Тому же, кто особно живет, нечего дивиться, хотя он и исправно живет. Будем же чтить наше жительство и блюсти искреннее послушание до смерти. На то, как другие хвалят нас или поносят, смотреть не будем. Если боимся Бога, людей бояться не станем и их нападками побеждены не будем. Имея в виду свою высокую цель, будем тещи к ней путем Господним, и Он управит течение наше.

1) Тяжек и прискорбен путь; но за то ожидают утешения безмерныя: потерпим.— 2) Так терпели все отцы; и теперь утешаются забыв о том: будем подражать им.— 3) Услышал слово жесткое? Снеси; и Господь сносил, почитая себя послдним, и сие, и все другое скорбное перенесешь. [1, 82].

1) Стойте в борении, в вашем подвиге подчиненности и в мученическом послушании вашем, и день изо дня проходя веремя жизни здешней, обогащайте души ваши добродетелями, как залога Царствия Небеснаго, и сокровиществуйте себе обетованныя нам неизреченныя блага. Тесен и прискорбен путь Божий; но широко и пространно ожидающее нас упокоение. Разжженныя стрелы демонския, одне за другими падают на дом души нашей, но роса Духа, погашая их, направляет на нас воду текущую в живот вечный. Теснота и скорбь, уныние и малодушие, труд и пот, утомлениe и изнеможение, и при них нередко обличения и укоры.— Удел наш; но за все это радость нам неизреченная сокровиществуется и веселие безмерное.— Приидите же, претерпим мужественно сии немнгие борительные дни наши, и увенчаемся за то венцем правды.

2) Какие труды подъяли треблаженные отцы наши в постах, бдениях, слезах, молитвах и всяком злострадании проводя дни свои? А теперь никакой уже у них нет печали о прошедшем: восприяли они радование неизреченное и упокоение всеблаженное. Так и мы будем благоумно смотреть на, находящия иной раз на нас, скорби, почитая их ничтожными, или лучше как сон и тень преходящими; и не допустим себе падать от них духом, но не смотря на них с юношескою бодростию будем исполнять заповеди Господни. Да не печалит вас брань, не пристыжает поношение, не возмущает обличение, не крушит огорчение, не надымает гордость; но долу потупляя очи, горе же устремляя душу, будьте друг к другу благи, тихи, терпеливы, уступчивы.

3) Случилось, что сказал иной жесткое слово,— что из того? Зачем страдаешь от этого оскорбления? Христос и Бог наш услышал: беса имаши (Ин. 7, 20),— и промолчал; укорен был, что о веельзевуле изгонит бесов (Мф. 12, 24),— и не смутился. А мы, и по естеству ничтожные, и по жизни всякаго укора достойные, при мало-мало оскорбительном слове щетинимся, как ежи. Почему не вкушаем паче сладости смиренномудрия? Почему не научаемся опытом добраго подчинения? Почему не беремся при сем за оружия истинных монахов? Оружия же сии — не чистописание, не сладкопение, не белоручество, не высота роста, не нарядность, не изнеженность, не величавое выступание по мирски, не велеречивость, не смелая речь и противоотвечание, или другое что, подобное сему; но то, чтоб в чувстве иметь себя последнейшим, и всех почитать высшими себя, чтоб не быть скору на слова, особенно жесткия,— не быть легкомысленну, но осмотрительну, чтоб за тем, что смиренно, как говорится, гнаться, и тем, что смиренно, водиться, быть сговорчивым, любительным, наипаче же независтливым.- Вы впрочем все знаете, как наученные Богом, и угодное Богу всегда творите. Пребудьте же таковыми, всем будьте довольны, всегда искренно радостны, окрыляясь единым упованием звания нашего.

1) Когда царь зовет на вечерю, все спешат. Нас позвал цярь небесный; как не спешить, все перенося: не будем же малодушествовать, а бодро бороться со всм.— 2) Припоминай все, претерпенное Господом в жизни на земле; и радуйся, если что подобное придется тебе потерпеть. [1, 83].

1) Если люди, царем призываемые к славе, благоденствию, богатству, утехам и удовольствиям, стремятся к сему неленостно, всеусердно и радостно: не тем ли паче мы, призываемые Богом всяческих и Царем не к указанным тленным и ничтожным вещам, но к Царствию Небесному, к свету непрестающему, к жизни нескончаемой, к блаженству неизреченному, к всыновлению и наследию вечных благ, должны с радостию и неутомимым рвением, ежедневно и ежечасно, тещи на глас сей и стремиться, по указанию его, преодолевая все преграды, ничего не устрашаясь и ни пред чем не останавливаясь, ни пред скорбию и теснотою, ни пред гладом и жаждою, ни пред смертными опасностями и мечем, но мужественно, бодренно и вседушно шествуя подвижническим путем и все перенося, как легкое, ради предлежащаго нам всеблаженнаго упования. Падать духом и малодушествовать пред подвигами случается от того, что душа заснула. Почему умоляю вас, взирая на конец совершения дела вашего, воодушевляйтесь терпеливо переживать подчиненное трудническое положение свое, проявляя и доблести его: отречение от своих желаний, скоропослушное действование, молчаливое перенесение скорбных столкновений в многочисленном братстве,и иной раз поношения низших и выговоров высших,- чтоб и к вам по истине могли быть приложимы Апостольския слова: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и паготуем, покоя не знаем, изнемогаем; но во всех сих препобеждаем, за возлюбльшаго нас Бога (1 Кор. 4, 11; сн. Рим. 8, 34).

2) Возмогайте же о Господе и в державе крепости Его (Еф. 6,10), и к прежним вашим подвигам и перенесениям искушений приложите настоящие и будущие, за великую радость почитая, что сподобились благоохотно потерпеть сие за Христа Снасителя и соделаться подражателями страстей Его: в чем одном разумеющие дело должны видеть величайшее себе воздаяние. Вспомните, сколько Он пострадал за нас? Не младенчествовал ли по плоти? Не убегал ли от убийственнаго лукавства Иродова? Не подчинялся ли родителям? Двенадцати лет не обличал ли собравшихся в храме, не учившись?— Это сделал Он для не проходивших наук, чтоб не скорбели. Не ходил ли пешком, не утомлялся ли, не искал ли пищи на смоковнице? Не был ли поносим Евреями? Не слышал ли: беса имаши, и: о веельзевуле, князе бесовском изгоняет бесов? Не хотели-ль забросать Его камнями, и Он укрылся от иих? И прежде этого во веремя сорокодневнаго поста не был ли Он искушаем от диавола, как человек? И после того,— не умыл ли ноги ученикам, я ко служай? Не был ли предан предателем? Не был ли схвачен Иудеямя? Не был л и осмеян Анною и Каиафою? Не был ли ударен в ланиту рукою слуги? Не был ли бичеван руками тех, коих создал? Не был ли увенчан терновым венцем на поругание? He взошел ли на крест? Не были-ль пригвождены гвоздьми святыя руки и ноги Его? Не слышал ли Он много поносительных слов на кресте? Не прободены ли были копьем ребра Его? Не был ли в жажду напоен желчию? Не был ли погребен, и, как Бог, не воскрес ли в третей день?- Мы же можем ли о себе сказать, что пострадали что либо подобное? Покажи мне брате, избичеван ли хребет твой, как у Христа твоего? Видны ли удары на ланитах твоих? Уши твои были-ль поражены безчисленными осмеяниями, поношениями и поруганиями? Все члены твои освящены листраданиями?— Конечно, ничего такого нет у тебя. Принимай же, по крайней мере, благодушно и с любовию встречаемыя тобою малыя прискорбности, и человеколюбец Господь, по безмерной благости Своей, спрославит тебя за то в паки-бытие. Делай так ради схимы своей: ибо схима ничто иное есть, как обет потерпеть крест и смерть, Господа ради.

1) Видя плоды добраго, по нашему чину, жития, строже держитесь его: и соделаетесь селением бога триипостаснаго.— 2) Словом писания руководясь, будьте во всем исправны и богоугодны, удаляясь от всего укорнаго. [1. 84].

1) Смотрите, в какое состояние возвело вас ваше единомыслие и единосердечие, и то, что вы по немногу нудили себя на всякое добро? И каких плодов не принесло вам это?— Отсюда мир и тишина, отсюда искреннее друг другу доверие и единение неразрывное, отсюда печаль спасительная и исповедание благоприятное, отсюда сокрушение глубокое и смирение с тем соразмерное, отсюда братская любовь и отцелюбивое расположение. Во всем, говоря Апостольским словом, представисте себе чисти быти в подобающих вещах (2Кор. 7, 11). Благословен Господь, яко посети и сотвори избавление людем Своим (Лк. 1,68): ибо вы люди Его, и люди избранные;- и Он воздвиже рог снасения вам (Лк. 1, 69), чрез новостяжанное благонастроение ваше. В том для вас радость и веселие, честь и добрая слава, премудрость, разумность и ведение совершенное, чтоб иметь жизнь похвальную и чистую пред лицем Бога: о чем и никто из внешних (ибо их суждения иной раз приложимы к нашему быту) говорит:,,того называю я мудрым, кто ведет не запятнанную и безукоризненную жизнь, хотя бы он не знал грамоте и не умел разсуждать о том, чем любят заниматься греки".— Если и тем, у коих все дело в том только, чтоб говорить и слышать, так это кажется; нам ли придумывать что-либо другое, кроме установленнаго святыми? Умудритесь же бояться и трепетать Господа Бога и соблюдать заповеди Его; и благодать явит вас избранными Ею сосудами на всякое дело благое уготованными (2 Тим. 2, 21). Ибо где вселение Отца и Сына и Святаго Духа, ради чистоты душевной, там какого нет добра, какой нет мудрости, какого горения духа, какого вразумления, назидания и руководства? А где этого нет, там одни холодныя слова, одна показность и себя выставление, а нередко прелесть и заблуждение, и всегда безполезность.

2) Внимайте чтению, и слово Писания да не испадет из вас долу (да не забудется). Удержите язык свой от зла, особенно вы, юнейшие, не привыкшие обуздывать сей язык, непостоянный, исполненный яда смертоноснаго, от котораго мы в большом числе падаем всегда в грехи. Да не будет у вас лукавых соседаний; да не будет два из вас сдружающихся на одно что лукавно и по Иудейски; да не будет у вас лжесловесия и укрывательства, по Ананиевски и Сапфировски; да не будет у вас скрытных замыслов и козней злых, по фарисейски и саддукейски; да не будет у вас: мое, твое, исполненное безчисленных зол, как вопиет св. Златоуст. Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Почему о древнем (о прежней жизни) будем воспоминать сами в себе только для того, чтобы избегать тех же страстей, а не за тем, чтоб возжигать друг в друге огнь помыслов. Надеюсь и вас лучших быти и придержащихся спасения (Евр. 6, 9). Может быть, для того и впали мы в то, что было прежде, чтобы, как от пучины и бури, и от многих треволнений, устремиться в мирное наше и тихое пристанище, и не любить более пускаться в опасное среди волн плавание, но неволненно безмолвствовать в смиренной пристани сей о Христе Иисусе Господе нашем.

1) Кто свято живет, у того всегда праздник. Хотите ли сего? Будьте ревностны о богоугождении, и все терпите за него.- 2) Помните, зачем мы вышли из мира, и то имейте целию; особенно блюдите чистоту, удаляясь общения с тем, кто погршает против сего. [1, 85].

1) Кто свято живет, у того всегда праздник, тот никогда не перестает празднично проводить дни, будучи всегда просвещаем, очищаем, возводим горе, всегда Богоносным и обоженным. Хотите ли быть таковыми,— будьте, прошу и молю вас, самодвижны, самоохотны, самовозбудительны на всякое добро и всякое угождение Богу, возводя очи свои к созерцанию благ вечных, и для сего приемля приемлите, подъемля подъемлите, и перенося переносите все встречаемое: скорби, тесноты, насилия, нужды, досаждения, злословия, труды, поты, и все другое подобное, чтоб обрести, чего желаем, и улучить то, для чего вышли из мира. О, как блаженно, отцы мои, жить право, целесообразно, уверенно! И сколь преподобно проводить дни в сокрушении, смирении и благоговеинстве, готовясь к исходу, к сретению страшнаго Судии всех Бога и ответу пред Ним!

2) Apceние, чего ради вышел ты из мира? говорил обыкновенно сей преподобный в спасительное себе напоминание. Ведая да ведаем и мы, для чего вышли из мира и к достижению того да напрягаемся всеусильно, украшая жизнь свою красотою добродетелей, и готовя души свои в невесты Владыке — Богу чрез соблюдение благолепия пресветлаго девства, и сохранение себя чистыми, непорочными и неоскверненными: ибо мы храмами Божиими именуемся; а кто храм Божий растлит, растлит того Бог, говорит Писание (1 Кор. 3, 17). Сего-то ради я плачу и рыдаю о некиих, что как они не искусиша имети Бога в разуме, спасительном, то Он предаде их в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1, 28). Щажду же сказать, что и вы возгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5, 2). От сего нападает небрежность, а далее и тождестрастие: ибо вы не отвращаетесь от него, как должно. Вы сходитесь с ним и смеетесь вместе, уподобляясь тому, о ком обличительно говорить Пророк: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси (Пс. 49, 18). Не гневайтесь впрочем на меня за такое обличение: ибо горе мне, если я не стану обличать вас и стоять пред вами за праведное действование; горе и вам, если не будете устраняться от худо живущих..

1) Многоволненна жизнь; но во 1-х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благаго конца.— 2) Слышу, что у вас много речей бывает из-за малостей,— по недостатку смирения.— 3) Свв. Дорофей, Досифей, Акакий и другие, молча, смиренно все принимали и были покойны.— 4) Нас тревожат свои желания, и неудовлетворение их безпокоит: ибо забыли о воздаянии за отречение от них.— 5) Многие у нас заболевают: терпите болящие, и больничники потрудитесь смиренно. Смотрите, чтоб не было безпорядков при приеме врача. И по выздоравлении не оставайтесь праздными,— и не вольничайте. [1, 86].

1) Еще и еще пребудьте благодушны, потерпите, помужайтесь, перенося находящия напасти невидимыя и видимыя, от демонов и людей. Кто не видит, как многоборительна жизнь ваша? Кто не засвидетельствует, как многоскорбен путь ваш? Отсюда каждодневно возстают на вас брани, оттуда поражают мучительныя беды, то столкиовения с братиями, то по исполнению послушаний неприятности и непрестанные толчки, со всех сторон натиски, как по пучине носимы бываем, преплывая это великое и многобедственное море мира, подняв парус надежды и направляясь к небесам. Но молитесь во первых, чтобы ваш правчий, божественною силою и отеческими молитвами, всегда отверстыми имел очи своего ума, и видя видел, и бодрствуя бодрствовал как добре править кораблем вашим и верою направлять его к пристанищу живота, потом радуйтесь и веселитесь, что, с такими трудами проплывая море жизни сей, вы наследуете жизнь вечную. Ни за что не должны вы позволять себе колебаться, останавливаться или задержанными быть чем, но благодушно, живо, усиленно выступать, проходить и браться за все, чем можно попрать древняго змия — диавола и исполнить заповеди Господни. Юн ты и в новоначалии состоишь? Восприими смирение и послушание и держись их, чтобы, по добром начале, мало-по-малу востечь и к совершенству. Долго уже носишь схиму? Дай признать себя таковым по превосходству добродетели, а не по летам.

2) Говорю это я вам, потому что слышу, что у вас бывают пустоболтания и споры, смуты, раздражения и неистовства, брани, ругательства и раздоры, хотя и не у всех. Спрашиваю вас, братия, откуда это? От каких причин породилось это? Ни от чего другаго, думаю, как от недостатка смирения. Молю убо вас словами Апостола: не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. 14, 20), не болтайте попусту без всякой пользы, и желая поставить на своем, не риторствуйте и не буесловьте, износя то и то, и разныя выставляя причины. Кто, вопрошает Пророк, есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи! И сам же отвечает: удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти: уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 13-15).

3) От чего видел дни благи и безмятежную проводил жизнь св. Дорофей? От чего тем же наслаждались дивный Досифей, приснопамятный Акакий и весь таковых собор? Или,— да не сочтено будет сие дерзостию,— от чего некоторые и из нашего братства,— из теперь еще живых и из преставльшихся прожили здесь блаженно без смятений и тревогь? Но от этого ли?— Не от того ли, что всякий из них считал себя за ничто, и готовь был покаряться каждому и во всяком деле.

4) Мне же,— чтоб не сказать: вам,— тщеславие, своя воля и сластолюбие не дают ни жить покойно, ни мирствовать, ни в простоте и незлобии проходить немногие дни века сего. Итак, кто тревожится и тяготится, себя пусть укоряет, а не ближняго. Кто хочет право шествовать и мирствовать, пусть не настаивает на своих желаниях,— и — прекратятся печали, умолкнут споры, и звери дикие, по Иову, будут мирны с ним. Кроме того, ведайте и верьте, что за ношение одежды, какой не хотим, за починенную обувь, за мантию нежеланную, за перемену послушания, за претерпение брани, за снесение клеветы, за то и это из сих малых вещей предлежит вам Царствие Небесное. Будем же подвизаться, сколько сил есть, будем подвизаться угодить Господу! И блажен, кто служение свое так держит, совершает и исполняет, как бы Бог назирал его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.