КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брат и старец 2 страница
31. Какое оправдание можем мы иметь в день тот, имея такой пред собой образец, и в таком оставаясь нерадении? Нас оплакивая, говорит Иеремия: кто дастъ главе, моей воду, и очесемъ моимъ источникъ слезъ да плачуся – день и нощь о народе сем (Иер. 9, 1), – что сподобясь такой благодати, пребываем в таком нерадении, или паче, исполнены всякого зла. О нас, слышу говорит и Моисей: яде Иаковъ и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога сотворшего его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). Об нас плачет и Михей, говоря: у, люте мне душе, яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющего несть въ человецехъ; кийждо ближнего своего озлобляетъ озлоблениемъ, на зло руки своя уготовляютъ (Мих. 7, 2. 3). Равным образом и Псалмопевец об нас говорил, молясь: спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины отъ сыновъ человеческихъ (Пс. 11, 2). 32. Нас оплакивая и Апостол говорит пророчески: вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго. Гробъ отверстъ гортань ихъ, языки своими льщаху: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ: ихже уста клятвы и горести полна суть. Сокрушение и озлобление на путехъ ихъ, и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия предъ очими ихъ (Рим. 3, 12 – 18). И опять в пророческом предзрении, о нынешней же нашей злой жизни пишет он к Тимофею: сие же веждь, яко въ последние дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителемъ противящиеся, неблагодарни, неправедии, нелюбовны, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предадетеле, нагли, – и прочее (2 Тим. 3, 1-4). Потому горе нам, что до последней дошли мы крайности во зле. Ибо скажи кто из нас не причастен исчисленным видам злонравия? Не на нас ли исполнилось это пророчество? Не всели мы чревоугодники? Не все ли сластолюбцы? Не все ли веществолюбивы до неистовства? Не все ли гневливы? Не все ли злопамятны? Не все ли предатели всякой добродетели? Не все ли злословны? Не все ли пересудливы? Не все ли неуважительны? Не все ли братоненавистливы? Не все ли напыщены? Не все ли высокомерны? Не все ли горды? Не все ли тщеславны? Не все ли лицемерны? Не все ли лукавы? Не все ли завистливы? Не все ли не послушливы? Не все ли ленивы? Не все ли обманчивы? Не все ли беспечны? Не все ли нерадивы о заповедях Спасителя? Не все ли исполнены всякого зла? Не стали ль мы вместо храмов Божиих капищами идольскими? Вместо Духа Святого, злых духов убежищем? Не притворно ли называем Бога Отцом? Не сделались ли мы вместо сынов Божиих сынами геенны? Не стали ль хуже иудеев мы, ныне великое имя Христово носящие? И никто не приходит в негодование, слыша такую истину. И те (иудеи), пребезаконными будучи, говорили: единаго Отца имамы Бога; но от Спасителя услышали: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хочете творити (Ин. 8, 41. 44). 33. Не справедливо ли и нам, преступникам заповедей Его, слышать подобное от Него? Вот Апостол сынами Божиими назвал водящихся Духом. Елицы, говорит, Духомъ Божиимъ водятся сии суть сынове (Рим. 8, 14). Мы же как можем называтся сынами Божиими, когда водимся мудрованием плотским? Которые водятся Духом, говорит, это явно бывает от плодов Духа. Плодъ духовный есть, говорит Апостол, любы, радость, миръ, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22), Имеем ли мы что-либо из этого? Не скорее ли все противное тому? По тому не сынами Божиими надлежит нам называться, а противным тому. Рожденное от кого-либо бывает подобно родившему. Но Господь говорит: рожденное отъ Духа, духъ есть (Ин. 3, 6). Мы же сделались плотью, похотствующей на дух, и к нам потому справедливо идет следующий приговор: не имать Духъ мой пребывати въ человецехъ сихъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Как можем мы называться даже христианами, когда не имеем в себе ничего Христова? 34. Скажет кто, может быть: я имею веру во Христа, довольно для меня одной этой веры в Него ко спасению? Но противоотвечает таковому Ап. Иаков, говоря: и бесы веруютъ и трепещутъ (Иак. 2, 19). И еще: вера безъ делъ мертва есть о себе (17, 26). – Да веруем ли мы в Него?! Как можно сказать, что верим Ему относительно будущего, когда не веруем относительно временного и настоящего? А не веруем: ибо пристрастны к вещественному, живем плотски и воюем против Духа. Истинно же во Христа верующие и чрез исполнение заповедей в себя Его вселившие, так говорят: живу не къ тому азъ, но живетъ во мне Христосъ. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себя по мне (Гал. 2, 20). Почему страдая за Него для спасения других, как верные Ему подражатели, и заповедей Его истинные исполнители, говорили: укоряеми благословляемъ, гоними терпимъ, хулими утешаемся (1 Кор. 4, 12). Ибо слышали слово Его, заповедавшее: любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, благословите клянущихъ вы, и молитеся за творящихъ вамъ напасть (Мф. 5,44). Так и словами их и делами обнаруживался действующий в них Христос. Мы же поелику всяким Его заповедям противно действуем, оказываемся исполненными всякой нечистоты. Почему и стали мы вместо храма Божия домом купли, вместо дома молитвы – вертепом разбойников, вместо рода святого – родом грешным, вместо народа Божия – народом исполненным грехов, вместо семени святого – семенем злым, вместо сынов Божиих – сынами беззакония; поелику оставив заповеди Господа, работаем мы злым духам чрез нечистые страсти, – и прогневали Святого Израилева. 35. Посему-то великий Исаия, оплакивая нас и вместе желая помочь нам в падении нашем, взывает, говоря: что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава въ болезнь, и всякое сердце въ печаль: отъ ногъ даже до главы, несть въ немъ целости: ни струпъ, ни язва, ни рана палящаясь: несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания? (1, 5. 6). Что же потом за этим? Оставится дщерь Сионя, яко куща въ винограде, и яко овощное хранилище въ вертограде, яко градъ воюемый (– – 8). Таковое опустошение души нашей показывая и Апостол, сказал: и якоже не искусиша имети Бога въ разуме, сего ради предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ творити неподобная исполненныхъ всякия неправды блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненныхъ зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злыхъ, родителемъ непокоривы, неразумны, непримирительны: нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творятъ, но и соизволяютъ творящимъ. Сего ради предаде ихъ Богъ въ страсти бесчестия скверниться телесемъ ихъ въ себе самехъ (Рим. 1, 28-32, 26, 24). И что же за этим? Открывается, говорит, гневъ Божий съ небесе на всякое нечестие и неправду человековъ (– 18). 36. Таковое опустошение души означая и Господь говорил: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камниемъ побиваяй посланные къ тебе, колькраты восхотехъ собрати чада твоя, яко же собираетъ кокошъ птенцы своя подъ криле, и не восхотеша? Се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ (Мф. 23, 37. 38). Исаия опять прозря, как мы, монахи, совершаем свои службы только телесно, о духовном же служении Богу нерадим, несмотря однако же на то надымаемся, говорил: услышите слово Господне, князи содомстии внемлите закону Божию, людие Гаморрстии. Что ми множество жертвъ вашихъ, глаголетъ Господь; исполненъ есмь всесожжений овнихъ, и тука агнцовъ, и крове юнцовъ и козловъ не хощу. Кто бо изыска сия отъ рукъ вашихъ ходити по двору моему не приложите: и аще принесете ми семидалъ, всуе: кадило, мерзость ми есть: новомесячий вашихъ, и субботъ, и дне великаго не потерплю: поста, и праздности, и праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа моя: бысте ми въ сытость, къ тому не стерплю греховъ вашихъ. Егда прострете руки ваша ко мне, отвращу очи мои отъ васъ: и аще умножите моление, не услышу васъ. Почему же? Руки бо, говорит, ваша исполнены крове – (Ис. 1, 10-15), так как ненавидяй брата человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15). Потому всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу. 37. И лицемерство наше издали обличая Бог говорит: людие сии устами чтутъ мя: сердце же ихъ далече отстоитъ отъ мене, всуе же чтутъ мя, – и так далее (Ис. 29, 13). Да и что Господь наш говорил, укоряя фарисеев, очень приложимо к нам, нынешним лицемерам, которые сподобясь такой благодати, оказываемся по нраву еще худшими тех. Не связываем ли и мы бремена тяжкие и неудобоносимые, и их возлагаем на рамена людей, а сами и перстом не хочем коснуться их (Лк. 11, 46)? – Не делаем ли и мы все дела свои, да видимы будем человеки (Мф. 6, 5)? Не любим ли и мы прежде – возлежания на вечерях, и преждеседания на сонмищах? Не любим ли и мы зваться от человек: учителю, учителю, – и тех, которые не слишком отдают нам такую честь, не преследуем ли даже да смерти? Не взяли ль и мы ключ разумения, но не отворяем им, а затворяем Царствие Небесное пред человеки, – так что и сами не входим и тех не пускаем войти? Не слепые ли и мы вожди, комаря оцеждающие, а верблюда пожирающие? – Не очищаем ли и мы внешняя сткляницы и блюда, тогда как внутреннее наше полно хищений, лихоимства и невоздержания? Не одесятствуем ли и мы мятву и копр, и кимен, и оставляем суд и любовь Божию? Не уподобляемся – ли и мы закрытым гробам, внешне показываясь людям праведными, а внутри будучи исполнены лицемерия, беззаконий и всякой нечистоты? Не зиждем ли и мы гробы мучеников и не украшаем ли раки Апостолов, будучи по нраву подобны тем, которые убивали их (Мф. 23, 3-32)? Кто же не восплачет о нас в таком состоянии находящихся? Кто не пожалеет о таковом пленении нашем? Ибо за это мы, сыны Божии, честные, вменились в сосуды глиняны. За это потемнело злато наше, изменилось сребро наше доброе (плач Иер. 4, 1.2). За это мы, назореи Сиона, блиставшие паче снега, стали как Ефиопы, бывши белы паче млека, стали черны паче чернил. За это паче сажи почернел вид наш; увеличилось беззаконие наше паче беззаконий содомских; за это мы, сыны дня и света, стали сынами ночи и тьмы (1 Фес. 5, 5). За это мы, сыны царствия, стали сынами геенны. За это мы, сыны Вышнего, яко человеки умираем, и яко един от князей падаем (Пс. 80, 7). За это мы преданы в руки врагов беззаконных, т.е. злых и свирепых бесов, и царю неправедному и лукавнейшему паче всея земли, т.е. начальнику их сатане, ибо согрешали и беззаконновали, преступивши заповеди Господа Бога нашего (Дан. 3, 29 – 32), Сына Божия поправши и кровь завета ни во что вменивши (Евр. 10, 29). Но Господи, не предаждь насъ до конца, имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости твоея отъ насъ (Дан. 3, 34. 35), щедрот ради Твоих, Отче наш, Иже еси на небесех, благоутробия ради Единородного Сына Твоего и милости ради Святого Духа Твоего. Не помяни нашихъ беззаконий первыхъ: скоро да предварятъ ны щедроты Твоя Господи, яко обнищахомъ зело. Помози намъ Боже, Спасителю нашъ славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наши имене ради Твоего (Пс. 78, 8. 9), помянув начаток наш, который от нас по человеколюбию взяв, Единородный Сын Твой, за нас имеет на небесах, подавая нам твердую надежду спасения, чтоб чрез отчаяние не сделались мы худшими. Помози, избави, ради честные крови Его, которую излил Он за живот мира, ради святых Его Апостолов и мучеников, за имя Его кровь свою проливших, ради св. Пророков, Отцов и Патриархов, которые подвизались благоугодить святому имени Твоему. Не презри молений наших Господи, и не остави нас в конец. Ибо не на правды наши уповаем, но на милость Твою, по коей снабдеваешь Ты род наш. Молимся Тебе и просим Твою благостыню, да не будет нам в осуждение, устроенное для нас Единородным Сыном Твоим ко спасению таинство; не отвержи нас от лица Твоего. Не погнушайся нашим недостоинством, но помилуй нас по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наши, да неосужденно приступив пред лице славы твоей, сподобимся покрова Единородного Сына Твоего, а не окажемся рабами лукавыми и неключимыми по грехам своим. Ей, Владыко всесильне, Господи, услыши моление наше, иного бо разве Тебе Бога незнаем; имя Твое именуем. Ты еси действуяй вся во всех и от Тебя ищем мы всякой помощи. Призри с небесе Боже, и виждь из жилища святые славы твоей. Где, есть ревность Твоя и крепость Твоя? Где есть множество милости Твоей, и щедротъ Твоихъ, яко терпелъ еси намъ? Ты бо еси отецъ нашъ, понеже Авраамъ не уведе насъ, и Израиль не позна насъ, но Ты, Господи, отецъ нашъ, избави ны, ибо отъ начала на насъ есть имя святое Твое и Единородного Сына Твоего и Святого Духа Твоего. Что уклонилъ еси, насъ, Господи, отъ пути Твоего, и ожесточилъ еси сердца наша, еже не боятися Тебе? Возврати Господи рабов Твоих, ради святые церкви твоей и ради всех от века Святых Твоих; да поне мало наследимъ горы святыя твоея: противницы наши попраша святыню Твою. Быхомъ, яко исперва, егда не владелъ еси нами, ниже бе нареченно имя Твое на насъ (Ис. 63, 15 – 19). 38. Аще отверзеши небо, трепетъ примутъ отъ Тебе горы, и растаютъ, яко таетъ воскъ отъ лица огня, и попалитъ огнь супостаты, и страшно будетъ имя Твое въ сопротивныхъ Твоихъ. Егда сотвориши славная; трепетъ приимутъ отъ Тебе горы. Отъ века не слышахомъ, ниже очи наша видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя, яже сотвориши ждущимъ милости. Милость бо срящетъ творящихъ правду и пути Твоя помянутся: се Ты разгневался еси, и мы согрешихомъ. – Лучше же сказать: мы согрешили и Ты разгневался. Сего ради заблудихомъ, и быхомъ яко нечисти вси мы, якоже портъ нечистыя, вся правда наша: и отпадохомъ, яко листвие, беззаконий ради нашихъ: тако ветръ восхититъ насъ, и несть призываяй имя Твое, и помянувый удержати Тя: яко отвратилъ еси лице Твое отъ насъ, и предалъ ны еси беззаконий ради нашихъ. И ныне Господи, Отецъ нашъ еси Ты, мы же брение, дела, руку Твоею вси. Не прогневайся на ны зело, и не помяни во время беззаконий нашихъ: и ныне призри, яко людие Твои вси мы. Градъ святилища Твоего бысть пустъ, Сионъ яко пустыня бысть, Иерусалимъ на проклятие. Домъ святой нашъ, и слава, юже благословиша отцы наши, бысть огнемъ пожженъ, и вся славная наша купно падоша. И о всехъ сихъ терпелъ еси Господи, и молчалъ и смирилъ еси ны зело (Ис. 64,1 – 12). 39. Случилось это с древним народом Твоим прообразовательно, а ныне в нас исполнилось истинно. И быхомъ поношение соседомъ нашимъ, демонам, подражнение и поругание сущимъ окрестъ насъ (Пс. 78, 4). Но призри с небесе и виждь, и спаси нас имене ради Твоего святого. Дай нам узнавать обходы противников наших и избавь нас от козней их. Не отдали помощь Твою от нас, ибо сами мы недовольны к тому, чтобы победить нападающих на нас; Ты же силен спасти нас от всех врагов. Спаси нас, Господи, от всех прискорбностей мира сего, по благости Своей, чтобы с чистою совестью преплыв море жизни, чистыми и непорочными предстали мы страшному престолу Твоему и сподобились жизни вечной. 40. Выслушав все это и в великое пришедши сокрушение, брат со слезами сказал старцу: сколько вижу, отец мой, нет мне надежды спасения. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс. 37, 5). Что же мне делать скажи мне, прошу тебя? Старец сказал ему в ответ: спастися людям самим невозможно; но для Бога все возможно, как сказал сам Господь (Мф. 19, 26), и так предваримъ лице Его во исповедании... поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся предъ Господомъ, сотворившимъ насъ: яко Той есть Богъ нашъ (Пс. 94, 2. 6), ибо слышим слово Его, чрез Пророка Исаию изрекаемое: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15). И опять: еда не можетъ рука Господня спасти? Или отягчилъ есть слухъ Свой, еже не услышати? Но грехи ваши разлучаютъ между вами и между Богомъ, и грехъ ради вашихъ отврати лице Свое отъ васъ, еже не помиловати (Ис. 59, 1. 2). Почему говорит: измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима, престаните отъ лукавствъ вашихъ; научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу и придите, и истяжемся, глаголетъ Господь, и аще будутъ греси ваши яко багряное, яко снегъ убелю: аще, же будутъ яко червленое, яко волну убелю. И аще хочете, и послушаете мене, благая земли снесте: уста бо Господня глаголаша сия (Ис. 1, 16 – 20); также и чрез Иоиля говорит Он: обратится ко Мне всемъ сердцемъ вашимъ, въ постъ, и въ плачи, и въ рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостивъ и щедръ есть, и раскаиваяйся о злобахъ (Иоил. 2, 12. 13). И Иезекиилю велел Он сказать: сыне человече, рцы дому Израилеву, сице ресте глаголюще: прелести наша и беззакония наша въ насъ суть, и мы въ нихъ таемъ, и како намъ живымъ быти; Рцы имъ: живу Азъ глаголетъ Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему: обращениемъ обратитеся отъ пути вашего злаго: и вскую умираете доме Израилевъ (Иез. 33, 10. 11). Третья же книга Царств показывая преизбытечество благости Божией, так говорит: когда услышал Ахав, – бывши в винограднике Навуфея, который принял он в наследие чрез убиение Навуфея Иезавелью, – слова Илии, сказавшего: сия глаголетъ Господь, понеже убилъ ты, и наследовалъ, – на месте идеже пси полизаша кровь его, тамо полижутъ и кровь твою... И Иезавель пси снедятъ въ предградии Иезраеля. Егда услыша Ахавъ словеса сия, умилися отъ лица Господня, и идяше плачася, и раздра ризы своя и препоясася вретищемъ по телу своему, и постися, и бе оболченъ во вретище день и ночь. И бысть глаголъ Господень ко Илии, глаголя: виделъ ли еси, яко умилися Ахаавъ отъ лица Моего? – сего ради не наведу зла во днехъ его (3 Цар. 21, 19. 23. 27. 29). И Пророк Давид говорит: беззаконие мое познахъ и греха моего не покрыхъ. Рехъ, исповемъ на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставилъ еси нечестие сердца моего. За то помолится къ Тебе всякъ преподобный во время благопотребно (Пс. 31, 5. 6). В Евангелии же Господь говорит: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное (Мф. 4, 17). А когда Петр спросил Его: коль краты, аще согрешитъ въ мя братъ мой, и отпущу ли ему до седмь кратъ? Естеством благой и неизреченный в благостыни ответил ему: не глаголю тебе, до седмь кратъ, но до седмьдесятъ кратъ седмерицею (Мф. 18, 21. 22). Что может сравниться с такой благостынею? Чему уподобим такое человеколюбие? 41. Познавши таким образом страх Божий, равно как благость Его и человеколюбие, как из Ветхого, так и из Нового Завета, обратимся к Нему от всего сердца нашего. И чего ради гибнуть нам, братие? Очистим руки наши грешные, исправим сердца наши двоедушные, восскорбим, сокрушимся, и восплачем о грехах своих. Престанем от злых дел своих; поверим благоутробию Господню, убоимся прещений Его, и положим соблюдать заповеди Его. Возлюбим друг друга от всего сердца; скажем: братие наши вы, – и тем, которые ненавидят и поносят нас, да прославится имя Господа. Будем прощать друг друга, когда друг другом искушаемы бываем, ибо всех нас борет общий враг наш. Станем противиться худым помыслам своим, призывая в совоинствование нам Бога и изгоним чрез то из себя злых и нечистых духов. Подчиним плоть духу, умерщвляя ее и порабащая всякими злостраданиями. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа. Будем возбуждать друг друга в поощрении любви и добрых дел. Не будем завидовать другим, и не станем раздражатся против тех, которые нам завидуют. Будем оказывать взаимное сострадание, и смиренномудрием врачевать друг друга. Не будем осуждать и осмеивать друг друга, яко уды есмы друг другу. Отбросим от себя нерадение и беспечность, и станем мужественно подвизаться против лукавых духов. Имеем ходатаем ко Отцу Иисуса Христа Праведника; и Той есть очищение о гресех наших: помолимся же Ему от чистого сердца, от всей души, и Он оставит нам грехи наши. Ибо близъ Господь всемъ призывающимъ Его во истине (Пс. 144, 18). Почему говорится: пожри Господеви жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя въ день скорби твоей, и изму тя и прославиши Мя (Пс. 49, 14. 15). Исаия же опять что говорит? разрешай всякъ соузъ неправды, разрушай обдолжения насильныхъ писаний, отпусти сокрушенные въ свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущимъ хлебъ твой и нищыя бескровные введи въ домъ твой, аще видиши нага одей, и отъ свойственныхъ племене твоего не презри. Тогда разверзется рано светъ твой, исцеления твоя скоро воссияетъ и предыдетъ предъ тобою правда твоя, и слава Божия объиметъ тя. А за этим что? – Тогда воззовеши, и Богъ услышитъ тя, и еще глаголющу ти, речетъ: се придохъ. Тогда воссияетъ во тьме светъ твой, и тьма твоя будетъ, яко полудне, и будетъ Богъ твой съ тобою присно: и насытишися, якоже желаетъ душа твоя (Ис. 58, 6-10). Видишь ли, что когда разрешим всякий соуз неправды, и расположимся благодетельствовать ближнему от всей души, тогда облистаемся светом ведения, освободимся от страстей бесчестия, исполнимся всякой добродетелью, светом славы Божией осветимся, и от всякого неведения избавимся; – молясь же Христу, услышаны будем, и Бога всегда будем иметь с собою и божественных исполнимся желаний. 42. Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога. Будем долготерпеть друг другу, и Он подолготерпит грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям; ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним. Почему и сказал Господь: отпусщайте и отпустятъ вамъ (Лк. 6, 37). И: аще бо отпускаете человекомъ согрешения ихъ, отпуститъ и вамъ, Отецъ вашъ небесный (Мф. 6, 14). И опять: блажени милостивии: яко тии помиловани будутъ (Мф. 5, 7). И: въ нюже меру мерите, возмерится вамъ (Мф. 7, 2). Се устроил нам Господь образ спасения, и далъ область чадами Божиими быти (Ин. 1, 12). После сего спасение наше уже в нашей воле. 43. Предадим же себя всецело Господу, да и Его восприимем всецело, и сделаемся чрез Него богами. Ибо для того Он и человеком сделался, естеством сый Бог и Владыка. Покоримся Ему вседушно, и Он недремленно будет отражать врагов наших. Аще быша людие мои послушали Мене, говорит Он, Израиль, аще бы въ пути Моя ходилъ, ни о чесомже убо враги, его смирилъ быхъ; и на оскорбляющия ихъ возложилъ быхъ руку Мою (Пс. 80, 14. 15). Все упование наше на Него единого возложим, на Него возвергнем всю печаль нашу, – и от всякой скорби Он избавит нас и во всю жизнь препитает нас. Всякого человека возлюбим от души; но ни на какого человека не будем возлагать упования своего. Только поскольку Господь хранит нас, постольку и друзья споспешествуют нам и враги немоществуют пред нами. Когда же Господь оставляет нас, тогда оставляют нас и друзья наши (в беспомощности), а враги преодолевают нас. Но и на себя самого надеющийся падет падением дивным, а боящийся Господа возвышен будет. Почему и говорил Давид: не на лукъ мой уповаю, и мечъ мой не спасетъ мене; спаслъ бо еси насъ отъ стужающихъ намъ, и ненавидящихъ насъ посрамилъ еси (Пс. 43, 7. 8). 44. Не будем принимать помыслов, умаляющих грехи наши и обманом уверяющих нас, что они уже прощены нам. Это от них предостерегая нас, сказал Господь: внемлите же отъ живыхъ пророковъ, иже приходятъ къ вамъ въ одеждахъ овчихъ, внутрь же суть овцы хищницы (Мф. 7, 15). Пока ум наш стужаем бывает от греха, дотоле, знай, не улучили еще мы оставления его; ибо верно не сотворили еще мы плодов достойных покаяния, Плод покаяния есть бесстрастие души; бесстрастие же есть изглаждение греха. Не имеем еще мы совершенного бесстрастия, если иногда стужаемы бываем от страстей, а иногда нет. Не улучили мы, значит, и совершенного оставления грехов. От прародительского греха освободились мы чрез святое крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния. 45. Покаемся же искренно, чтоб, освободившись от страстей, улучить нам оставление грехов. Презрим временные блага, чтоб ссорясь из–за них с людьми, не нарушить заповеди любви и не отпасть от любви Божией. Будем ходить духом и похотей плоти совершать не станем (Гал. 5, 16). Возборствуем и вострезвимся, и отрясем сон беспечности; поревнуем святым подвижникам Спасовым, и восподражаем подвигам их, задняя забывая, в предняя же простираясь. Восподражаем не утомимому их течению, горячему усердию, постоянству в воздержании, святыне целомудрия, твердости терпения, непоколебимости благодушия, искренности сострадания, невозмутимой кротости, теплоте ревнования, непритворной любви, высокому смииренномудрию, совершенному нестяжанию, мужеству, благостыне, тихонравию. Не будем поблажать влечению к удовольствиям, не допустим расслабления в помыслах, не оскверним совести. Будем иметь мир со всеми и святыню, без которых никто не узрит Господа (Евр. 12, 14). Ко всему же этому, убежим от мира, братие, и от миродержца. Оставим плоть и плотское. Потечем на небеса и там, станем иметь свое жительство, подражая божественному Апостолу, да достигнем Началовождя жизни и вкусим от источника живота. Составим хор с Ангелами и Архангелами, и возпеснословим Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |