КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Святой преподобный Феодор Студит. 2 страница
Предисловие Четвертый том Добротолюбия нашего весь состоит из одних наставлений инокам святого Феодора Студита. Сначала имелось в виду сделать извлечение иноческих уроков сего святого отца только из известного дотоле его малого Катехизиса. Но прежде чем приступлено было к сему делу, старцам русского на Афоне Пантелеймонова монастыря дал Бог найти и большой его Катехизис на острове Патмосе в тамошней обители святого Иоанна Богослова, в трех томах, и списать его. – Тогда пришла мысль сделать извлечение наставлений св. Феодора инокам не из малого только; но и из большего Катехизиса. Что и исполнено. Количество сих уроков иноческих заставило отрядить для них целый том нашего Добротолюбия: что не в ущерб нашему сборнику. Ибо этим заполнится большой пробел в уроках об иноческой жизни, именно – недостаток указаний на то, как обычный видимый строй иноческой жизни обращать в содействователя главной цели иночества. Все аскетические Писания и предыдущих трех томов и последнего пятого имеют в виду жизнь внутреннюю, – и она раскрыта в них всесторонне. Но монастырский строй в его отношении к целям иночества никем не был брат во внимание, кроме святого Феодора Студита. Уроки о внутренней жизни тут же идут и у него, но только как руководительные начала. Главное же у него всегда что-нибудь монастырское, и именно с той стороны, какой стоять должно к главной цели иночества. Всякое самое последнее послушание представляется им не менее ценным пред Богом, как и самое высокое, если оно совершается в должном духе. И он всех постоянно воодушевляет уверением, что всякой труд их есть шаг в Царствие Небесное, к венцу мученическому. Для монастырских братий это неоцененная книга. Но и для мирян найдется здесь не мало полезного. У святого Феодора редкое поучение проходит без того, чтоб он как-нибудь не коснулся смерти, суда, ада и Царствия Небесного. Для внимательно читающего их картина сих событий неизгладимо напечатлеется в уме, – и для всякого послужит источником побуждения к покаянию и воодушевления к исправной жизни. – Вот почему тогда как Греческое Добротолюбие ничего не взяло из святого Феодора, мы сочли себя обязанными дать его наставления в назидание иночествующему братству. Счет извлечений идет валовой от начала до конца, а не по томам. Из какого тома поучение, и какое оно по числу тамошнему значится в конце оглавления извлекаемого наставления. При сем поучения малого Катехизиса стоят под именем четвертого тома. Поучения святого Феодора имеют не всегда один предмет, но многие, и касаются иногда сторонних вещей, судя по текущим потребностям иноческой жизни. Между тем оглавления поучений в рукописях указывают один какой, более выдающейся предмет: от чего содержание поучений не все видно в оглавлениях. Это заставило составить новые более подробные оглавления, которые и предлагаются. Не излишним считаем приложить малую заметку о рукописях поучений св. Феодора, находящихся в библиотеке русского на Афоне монастыря св. Пантелеймона, и тех отчасти, кои есть у нас в России. В обители св. Пантелеймона на Афоне: 1. Большой Катехизис недавно списанный, простым письмом и на простой бумаге, в трех томах, из коих в первом 87 поучений, во втором-124, в третьем-60. Всего 271 поучение. В сем числе и несохранившиеся. Рукопись, с коей список сделан 11 века на пергамене. Потрудился в деле списывания бывший Пелусиотский митрополит Амфилохий, пребывающий на покое. 2. Малый Катехизис в одном томе в рукописи 11 века на пергамене. В нем 134 поучения. Примеч. 1. В библиотеке С.П.Б. Духовной Академии есть рукопись малого Катехизиса на пергамене, раньше 11 века, может быть даже – 9 в. – Это дар обители св. Саввы, что близ Иерусалима, руками блаженной памяти тамошнего настоятеля, Архимандрита Иоасафа. 2. В Московской Синодальной библиотеке, есть три древние пергаменные рукописи поучений св. Феодора 10, 11 и 12 вв. В первой 126 поучений; во 2 – 123; в 3 – 76. Как видно из оглавления их, обязательно сообщенного достопочтеннейшим Синодальным Ризничим о. Архимандритом Владимиром, они взяты из входящих в состав малого Катехизиса. Из сих Катехизисов, – издавна сделаны были выборники поучений для церковного употребления в обителях. Таковых в употреблении есть два, имеющиеся в обители св. Пантелеймона: 3. Один в 105 поучений, заимствованных исключительно из малого Катехизиса. 4. Другой в 95 поучений, заимствованных из 1 и 2 том. большего Катехизиса и из малого, почти в равном количестве. Только сии последние имеются у нас в переводе, сделанном и изданном Оптинской пустынею. Они только и у Греков имеются в печатном издании. В западных изданиях св. Отцов, прежних и недавнем Аббата Mиgne, имеются только малый Катехизис, и при том только в Латинском переводе. Может родиться вопрос: чего ради извлечения из поучений предлагаются, а не полные поучения? – Отвечаем, что у нас цель не книжная, т.е. не книгу дать, а то, что в ней есть назидательного. Сей же цели лучше удовлетворяет извлечение. Впрочем и извлечения сии, как не трудно заметить, суть почти полные поучения, с небольшими сокращениями, иногда в начале, иногда в конце, а инде и в средине. Но все, что предлагается, суть собственные слова святого отца. Сверх того, некоторые поучения не вполне сохранились, некоторые совсем не сохранились, иных содержание непонятно. Все такие опущены. – Потому подождать надо, пока где-нибудь найдутся цельные рукописи. Тогда уж все за раз и перевести поучения в полном их составе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |