Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добротолюбие 11 страница




1. Когда народная какая случается беда, и все в смятении, нам денноночно надлежит припадать к Богу, со слезами и воздыханиями моля Его преложить гнев на милость, и восстановить мир в мире, имиже весть судьбами Его неисследимая премудрость, – не оставляя однако же при сем и своего духовного делания, но в его пользу обращая и то, чем нас коснется общее бедствие. Ибо любящим Бога, как сказал Апостол, вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28); так что ни настоящая беда, ни другая какая более страшная, или, выражаясь Апостольским словом, ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8, 38. 39). Посему к Богу возносясь и на отложенные там блага воззревая, будем совершать предлежаший нам подвиг с радостью, твердостью и рвением, ни унынием не расслабляясь, ни от поста не изнемогая, ни бдением не утомляясь, ни за молитвою не скучая, ни от трудов в исполнении других заповедей не цепенея; но ко всему этому теча и спеша, как на праздник какой и веселие, или лучше, как к свету, как к Самому Богу; и взыдем таким образом от силы в силу в исполнении заповедей, и от славы в славу в украшении себя добродетелями, все более и более богатясь божественными совершенствами, дондеже достигнем вси в соединение веры, в меру возраста исполнения Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 4, 13), для Которого мы миру распялись, а мир распялся нам (Гал. 6, 14), для Которого мы все оставили и все вменили уметы, да Его единого приобрящем (Флп. 3, 8).

2. Видите, чада мои, каковое и коликое дело совершили мы убежав от мира и отрекшись от всего житейского, от родства и родины, от родителей, братьев и сестер, от городов и домов и от всего вообще, чем утешается плоть и кровь? – Не посрамим же такого дела своего разленением, небрежностью и невниманием; а это будет, если начнем исполнять пожелания плоти и действовать по страстям душевным. Не таковы были святые и преподобные Отцы наши, оставившие нам примеры Богоподражательного смирения,не рассуждающего послушания, искренней веры, отвращения к миру, любовь к Богу, дивных подвигов и преподобных дел. Им будем подражать и мы, нудя себя шествовать по следам их, да сподобимся и части их.

1) Кто не тако нечестивии? Все, дурно живущие; особенно же недовольные скудным содержанием монастырским, в противность обетам. – 2) Надо довольствоваться предлагаемым на трапезе, всякое утешение почитая умалением вечного утешения, как я сам всегда чувствую. – 3) У нас трапеза не худа; а в больнице и трапеза и все другое очень хорошо. – 4) Прибавлю: сами ничего не принесли в обитель, а подай то и то; между тем ни к чему почти не способны, другие же получше вас всячески трудятся, и терпят. праведен гнев Божий на вас. [2, 7]

1. Делайте не брашно гиблющее, говорит Господь, но брашно, пребывающее в живот вечный (Ин. 6, 27), т.е. исполняйте заповеди, в законе Господни поучаясь день и ночь, чтобы быть вам, как древо, насажденное при исходищах вод, по слову божественного Давида; и плод вами дан да будет во время свое, и лист спасения вашего да не отпадет в будущем веке. Не тако нечестивии; не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. 1, 3.4). Нечестивыми же пусть будут у нас не только те, кои неправо веруют, но и все, преступающие заповеди Господа; в применении же к нашему чину, кто это будут, как непослушливые, горделивые, хитроглаголивые, тщеславные, дерзостные, также тайноядущие, ропотливые, любящие украшаться, любопытные (все высматривающие и выпытывающие), празднолюбцы, беспечные, шепотники, своенравные, клеветливые, паче же неблагодарные и требовательные более надлежащего? – Они не довольствуются дарами, от Бога даемыми (т.е. тем, что всем предлагается в обители), но оставив попечение о душе и телу поблажая, ищут и требуют яств и питий, которых недостойны, и воюют из-за них, выставляя в извинение свое телосложение, привычки и немощи. И хорошо было бы, когда б они в самом деле заболели; может быть, чрез это они избавились от наибольшей из болезней, – неблагодарности. – Как будто забыли, окаянные, что при вступлении своем к нам обещали Богу и что исповедали пред лицом многих свидетелей невидимых и видимых! Не в алчбе ли и жажде пребывать, не всякую ли прискорбность и тесноту, голод, гонение, муки и смерти переносить обещались? А теперь войну ведут из-за вина и яств! – Но как они наругались над обетом, так и сами поруганы будут; и как не искусились памятовать, что Бога имели зрителем и слышателем их обещаний; то боюсь, как бы Он не предал их в неискусен ум творити неподобное и пагубное (Рим. 1, 28).

2. Отрезвитесь же, кто таков; наипаче же пробудите души ваши от дремания, от небрежения о божественном, от долупреклонности, от "ни тепло, ни хладно." Возгоритесь божественной любовью и страхом. Примите наказание и облекитесь в оружия правды. Трепещите и бойтесь, и из-за того, что предлагается на трапезе, не воюйте. Не говорю, когда бывает варево, рыба и сыр, но и когда предлагается один хлеб с промасленными овощами, разваренный боб, или другое что подобное, то и это почитайте за великое утешение. И кто из смиренномудрых не побоится при сем, помышляя, как бы и из-за такого утешения не лишиться вечных благ? О себе скажу, что считаю дорожным коштом по пути в ад всякое ястие и питие, и особенно то, которое давалось мне во время моей немощи. Поверьте мне, хотя и в безумии говорю, что если б не обымал меня великий страх непослушания общему отцу нашему и не обеждало ваше рассудительное слово, то я никак не переменял бы обычной меры пищеприятия до самой смерти? Только по сей причине ел и пил я разное: но, скажу и еще в безумии, делал это с болезнью сердца, стенанием и огорчением, с одной стороны по причине недостоинства моего, с другой по заботливости о вас немощствующих и по скудости в обители.

3. Впрочем, по благодати Христа Господа, у нас есть потребное: воздайте славу Богу, неблагодарные! Мы и вино пьем, и масло и рыбу вкушаем, и в больнице упокоеваемся и врачуемся, – и это не раз или два, а всякий день. – Избранный брат, приобретший опытность в лечении болезней, у нас главный больничник; при нем помощника три, четыре и пять; особый повар, особый расходчик, особый приготовитель мазей, пластырей, бинтов и корпий; и занятия там не прекращаются ни на минуту. И расходов не мало: каждый день дается рыба, которая берется или у приговоренных, трех-четырех рыболовов, или на рынке; сколько вина, – и какого – расходовано и расходуется; сколько маслин, мед, чистые хлебы, и многое другое. – За все это как не благодарить нам, неблагодарные? Как не воздать славу Богу? Как не воспеть хвалу Ему?

4. Прибавлю еще: сами мы ничего не принесли в монастырь, и от работы нашей никакой нет прибыли; а подай нам то, подай другое. – А между тем негожи бываем ни к чему, ни при вратах стоять, ни в трапезе служить. Но и того не чувствуем, бесчувственные и бессмысленные, что мы, может быть, последние, и что другие, честные паче нас, братия и отцы, одни вне, другие внутри обители, то на холоде и ветре, то на жару и зное, как рабы какие, копают, пашут, обрезывают виноград, моют, шьют, куют, пешие ходят по делам в город, на поля, на горы, – преутруждаются и утомляются; но все терпят спокойно. – Воистину таковых есть Царствие Небесное! Ты же, о слепой, о жестокосердый, о лукавый, о отчаянный! Смотри, не услышать бы тебе в день он: связавше ему руки и нозе, вверзите во тьму кромешную (Мф. 22, 13). Горе вам! Вы небрежете о гневе Божием, видя, что Он не тотчас наказует. Поистине о вас сказано: рече безумен в сердце своем, несть Бог (Пс. 52, 2). Почему? Потому что вы растлились и омерзились в начинаниях своих и несте творящии благое. Но Господь с небесе приникает на всяк день, и смотрит, кто есть разумеваяй и взыскаяй Его (Пс. 13, 1. 2) и таковых написует в книге живота, а прочих пропускает. Боюсь, не пришел бы святой Давид, не пропел бы про вас, – и не сбылось бы на вас поемое: раздели я в животе их (Пс. 16, 14). Кого? – этих злых от добре шествующих. – Но разумейте сия, забывающии Бога, да не когда похитить, и не будет избавляяй (Пс. 49, 22). И мне неразумному простите, чада мои возлюбленные, потому что щадя вас, из любви со слезами высказал это, думая, что лучше мне ныне побичевать вас словом, нежели как подвергнуться после вечным бичеваниям, от коих да избавимся все благодатью Господа нашего Иисуса Христа.

1) Горько, что еще двое ушли. – 2) Так-то нельзя полагаться ни на себя, ни на других. – 3) Мы же мало-мало что сделаем, – и уж не знать как высимся, – отчего и падаем. – 4) Внимайте же себе; а о тех молитесь. [2, 8]

1. Опять искушение, опять соблазн; опять я, бедный, в плаче и сетовании, что отторглись возлюбленные (два брата убежали), что низверглись долу высокожительствовавшие, что мнящиеся быти мудри омрачились, что понесшие великий и многолетний подвиг и пот благочестия в одно мгновение все потеряли, и сделались для меня вместо винограда тернием, вместо обвеселения огорчением, вместо ожидаемого счастья несчастьем. И не вем, что реку и что возглаголю о падении и сокрушении братий наших; разве только сесть и плакать, говоря: если сие тако есть, то кто может спасен быти, Господи.

2. Так-то нельзя хвалить мужа до самого исхода его. Так-то трудно совершителен путь спасения нашего. И кто избежит толиких обходов диавола. И кто не будет озабочен собою до самого исхода своего? Добре ведая сие святой тот отец, уже при вратах суще смерти, когда сказал ему диавол: "избег ты от меня", ответил: не знаю. Так он был опаслив за себя, что даже в этот последний час свой, казалось, не смел иметь твердой уверенности во спасении своем, не смотря на высокую меру благочестивых трудов своих.

3. А мы, если проживем пять или десять лет в монастыре и навыкнем чину монастырскому, или заучим на память несколько изречений Писания, или сделаем столько и столько коленопреклонений, или помолимся подольше и попостимся, то считаем уж себя все совершившими и начинаем высокоумствовать. По сей причине падаем яко листвие (Притч. 11. 14); сокрушаются кости наши при аде, (Пс. 140, 7), и мы прежде восторжения иссыхаем (Пс. 128, 6). Почитаем мы себя мудрыми, будучи неучами, словесными, будучи бессловесны: сами себя рукополагаем в учители, в ревнители благочестия и верные его представители; и признаем, что в нас одних только и осталась еще истина. Потому и случился с нами такой случай; потому тьму принимаем мы за свет; потому, как из рая, изгнанниками сделались мы из двора Христова и из стада Его.

4. Внимайте убо себе, братия мои, прошу вас, и не иждивайте мало-помалу добродетели вашей и вашего благоверия, чтоб не оскудеть совсем и не впасть в руки падения. Об отшедших же заблудших помолимся всеусердно, да вразумит их Господь и да возвратит к нам.

1) Утешаюсь твердостью вашей и постоянством; преуспевайте и еще, нудя себя, – и благословение Божие; будет на вас; те же, кои не таковы – не Божии. – 2) Совсем изменились мы и стали новы, в крещении, покаянии, и в нашем обете: не будем же снова созидать, что разорили, и снова к миру обращаться из коего вышли, подобно израильтянам по выходе из Египта воздыхавшим по нем; да возбудит вас к сему мое слово, и Господь да поможет вам. [2, 9]

1. Каждый день благословляю я Бога Отца моего, дающего вам силу и крепость твердо стоять в подвижническом послушании вашем, и смиренно молюсь, да паче и паче открывает Господь мысленные очи ваши, видеть все пути Его, в восприятие вожделения божественной любви к Нему, в усыпление всякой похоти плотской и в возвышение над властью страстей так чтоб, вы были совершенны и исполнены во всяком деле благом (Кол. 4, 12). – А это, как знаете не без напряженных усилий бывает, и не без злострадания, и не вдруг, но под тем условием, если, с великим трудом и самоизнурением, день и ночь, нудим и насилуем естество свое, и переносим все случающаясь с нами прискорбности в общежитии нашем, от людей ли то, или от демонов. Ибо кто под тяжестью сего не изнемогает, но с помощью Божией все переносит и перетерпевает: тот примет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего (Пс. 23, 5), и Царствия Небесного сподобится. Потому хорошо и блаженно нести такие страдания, быть страстоносцем Христовым и не отвращаться от таких страстей, влаясь в шуиих вещах, т.е. вдаваясь в гнев и брани, предерзость и надмение, противоречия и вражды, неподчинение и споры, огорчения и оглаголания, оклеветания, лжесловия и смехотворство. Таковые как могут быть и именоваться Христовыми? Не паче ли они суть сыны противления, чада гнева и наследники не вечных благ, а нескончаемых мучений.

2. Не Ангельский ли вам чин братия? Не свято ли житие ваше? Не Богоизбранно ли течение ваше? – Но что говорит Апостол? – Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю (Гал. 2, 18). Совлеклись мы ветхого человека, тлеющего в следствие прельщения многообразного змия; отверглись того, что было плодом первого горького вкушения и достойного изгнания преслушания, и чрез что вошла в мир многострадательная смерть; сложили виновность нашего в болезнях рождения, сперва в крещении водою и Духом, потом, по великому человеколюбию Божию, во втором крещении покаяния и отречения от мира, и обеты ваши у Бога написаны по свидетельствам Ангелов Святых; записаны и у меня бедного. – Так омылись вы, освятились, разрешились от уз греха, облеклись в нового человека, созданного по Богу в преподобии и правде: зачем опять бежите назад? Зачем опять возвращаетесь на свою блевотину? Зачем неуправленными являетесь в Царствие Небесное, когда, по слову Господа, возложив руку свою на рало, зрите вспять? (Лк. 9, 62). – Свидетель Господь, что говорю сие, любя вас, щадя, мучась болезненно. Что говорит Писание в Ветхом Завете об Израильтянах? Что они обратились сердцем своим в Египет, так как вспоминали о луке, мясе и котлах Египетских и о своей там бедной жизни (Исх. 16, 3). Так и мы обратились к миру и к тому, что в мире, и что там делали прежде, делаем теперь здесь. – Увы мне! Как это мы, которым надлежало бы быть равными Ангелам, не являемся равными даже мирянам благочестивым, когда по нерадению мало-помалу доходим и до настоящих падений? – Да будет же, умоляю вас, мое смиренное к вам поучение для непадших утверждением, для падших врачевством, для нерадивых устрашением, для ревностных поощрением, для унывающих возбуждением, для боримых помощью, и вообще – всем вся, да спасетесь (1 Кор. 9, 22). Ибо ради вас и слово и дыхание; сам же по себе я и бессловесен и даже не человек. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и погрешительное наше да исправит, и исправное да утвердит, и недостающее да восполнит; и как вывел Он нас из мирского Египта и провел чрез греховную пустыню, да. переведет и чрез лукавое море страстей, рассекши оное и иссушив, и сделав проходным для нас путь добродетели; и как нарек, да наречет и еще родом своим избранным и языком святым (1 Пет. 2, 9); и да вселит нас в благую землю добродетелей, паче же чрез смерть в страну кротких.

Отрекшись от мира, и опять к нему воззревая, – и неразумно и пагубно поступаете вы: отрезвитесь же, прошу. [2, 10]

Как люди разумные, оставив для Бога все, – и родных и братьев, и мир и все что в мире, – и взяв на себя легкое иго Христово, зачем осуечаетесь, омиряетесь, паче же осатаняетесь делами своими? Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико мните горшие сподобитесь муки вы (Евр. 10, 28. 29), разрывающие завет Духа, по св. Василию, чрез нарушение послушания, и кровь завета, которою помазались в день отречения от врага и мира и сочетания со Христом, скверну возмнившие? Так ли подобает? Тако ли не возмогли вы одного часа жизни сей (– которая такова, если сравнить ее с бесконечными веками –) побдеть с Господом? Таковы-то ваши обеты, пред свидетелем Богом, с заслушанием Ангелов Святых? Это ли означали вашими руками данные мне ножнички, как от руки Господней? Таковы-то ваши, по действию тогдашних вам внушений, слезные, смиренные и уничижения мановения и воззрения? О, чада, чада! Как забылись вы и отступаете от прежних ваших решений? Но прошу и молю вас, чада мои, утробы мои, члены мои, отрезвитесь все, все обновитесь духом, все сочетайтесь в едином мудровании, в единой надежде, в едином сердце, вы со мной, я с вами, пред лицом Господа, и станем так жить и так шествовать, чтоб стяжать Царствие Небесное.

1) Радуюсь, что вы благоустроились; но это не мое дело, а дар Божий; радуюсь же я, потому что мы едино с вами: Господь да хранит вас, и да поможет вам преуспевать. – 2) Предпочли мы худшему и ничтожному лучшее и многоценное: не будем же унывать. – 3) Венцы мученические впереди: будем мужаться; перенесем иго послушания, и измождения плоти, взирая на почести Вышнего звания. [2, 11]

1. Добро есть не скрывать благодеяния Божия, но возвещать о нем, когда требует время, чтоб чрез то мы делались еще более ревностными в деле своем. Вижу такое благодеяние на вас. Ибо вы, благодатью Христовою, чрез частые поучения и напоминания все о том же и о том же деле нашем, и чрез каждодневные, так сказать, уговаривания, вступили на путь преуспеяния духовного, с добрым благонастроением и Боголюбивым рвением. Что я говорю истину, об этом и вы свидетельствуете сами собою, свидетельствую и я, получив облегчение в притрудных болезнованиях о вас, и после многих забот, как в тихое пристанище, вступив в безмятежие благочиния вашего, и душевно радуясь тому. По истине не ложно слово, что всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль последи же плод мирен воздает правды (Евр. 12, 11) тем, кои были под таким обучением. Но это плод не моего действования, не моего попечения и болезнования, но дар Божий при вашем рвении и отческой помощи. И что же я неключимый, входя в чужие труды, веселюсь и радуюсь? То, что мы всецело одно есмы, вы во мне, и я в вас, и особные дела обоих обоим вменяются. Господь же, страшный в силе и державный в крепости, отныне и впредь, и мне да дарует быть ревностным и сильным к достодолжному исследованию, изысканию и изъяснению святых заповедей, и вас храня да хранит в подчинении неразрывном в послушании нелицемерном и в вере непреложной, являя вас все более и более добродетельными, более и более ревностными и готовыми мужественно и со рвением ко всякому духовному подвигу – к перенесению скорби и тесноты, алчбы и жажды, к подъятию всякого труда и к перетерпению всего тягостного и прискорбного, да явясь непобедимыми воспримете венцы терпения в день воздаяния праведного Судии.

2. Воистину добра купля ваша, ибо оставив тленное, вы получили нетленное, лишившись родителей, Отцом стяжали Господа; от братий отчуждившись, сожителями стали иметь Святых; вы род избран, царское священие (1 Пет. 2, 9); вместо породившего и воспитавшего вас отечества, отечеством вашим сделался вышний град, коего художник и содетель есть Бог (Евр. 11, 10); вместо дома непрочного и разрушимого – у вас теперь скинии преподобных и праведных, вместо славы тщетной и чести гибнущей – Божественное и равноангельское достоинство, вместо довольства и счастья вещественного – наслаждение благами вечными, вместо подчиненности и отсечения своих желаний – ликование с мучениками, вместо уединения и безродного странничества – ближайшее родство со всеми Святыми. Что же нам унывать? Что падать духом и печалиться? Да взывает каждый с божественным Давидом: вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему (Пс. 41, 12). Аще бо с Ним страждем в подвижничестве, с Ним и воцаримся (Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12).

3. Венцы мученичества и здесь стяжаются; и образ жительства киновийного справедливо называется поприщем борений. Как потому блажен послушливый? Как дивен исповедник (все о себе открывающий)? Как преподобен терпеливый? Как Богоблажен верный и неизменный в исполнении заповедей? Почему не будем отвращаться и уклоняться от начатого, не будем расстраиваться в установленных порядках, не дадим себе обратиться вспять, или остановиться, не дадим своего хребта врагам нашим, о своинники, о сшественники, о споборники! Не будем щадить плоти: кратко время, маловременна жизнь; хотя бы до семидесяти или восьмидесяти лет протянулась жизнь, это ничто в сравнении с бесконечными веками. Предпошлем овол, и получим тьмы золотых; предпошлем момент времени, и стяжем бесконечные веки; перенесем часовой труд, и получим бесконечное упокоение; поплачем, чтоб вечнорадоваться блаженным радованием; порыдаем любви ради Христовой, чтоб ликовать в нескончаемых веселиях. Так взирая на почести вышнего звания, подвизайтесь, радуясь, подвигом добрым, пока достигнете времени скончания вашего, и перейдете из сей жизни в вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем.

1) Вняв званию Божию, подобно Аврааму, оставили вы все: не тужите же, но надеждою воодушевляясь, переносите все: впереди венцы. – 2) Не делайте ничего неподобающего, – и не воруйте: что ни с чем не сообразно, и не останется без наказания. – 3) Мясопуст: не делайте Богом чрево, но паче преисполняйтесь добродетелями. [2, 12]

1. Что сказать мне достойное вас, чад Божиих, повинующихся слову Евангельскому и оставивших весь мир, и взявших на себя великое сие, блаженное и превожделнное дело послушания? – Но утешающий смиренных Бог, да утешит и вас присещением Духа Святого, да направит верно тещи путем заповедей Своих, и да сделает наследниками Царствия Своего. Ей, братия мои! какое доброе совершили вы дело, какое мудрое приняли решение, когда, быв позваны Богом, вышли вы, по примеру праотца Авраама, из земли своей, от рода своего, из дома отца своего, и пришли в сие место подвижничества, которое показал вам и дойти до коего поруководил вас Сам Господь? Вы победили плотские мудрования и стали выше их. Ради Бога не дали вы ни родственной любви удержать себя, ни привычной жизни остановить, ни праотческому наследству связать, ни другому чему положить вам препону. Почему блаженны вы и преблаженны. Не унывайте же, не тужите, и не падайте духом. Но надеждою отложенных вам благ воспаряя выше настоящих прискорбностей и подвижнических теснот, веселясь и радуясь, совершайте путь свой, и в терпении мужественно и бодренно переживайте дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами и годы за годами. – И что же наконец? – Венцом славы нетленным украшены будете, когда Господь призовет небо и землю судить народ Свой.

2. Не предавайтесь лености, не дремлите, не будьте теплохладны, не бранитесь, не ссорьтесь, не злословьте, не празднословьте, не чревоугодничайте, – приложу нечто слуха недостойное, – и только для неких, – не воруйте. – Начавший красть орехи дойдет и до большего, и привыкший похищать писала (перья писчие), потянется и за одеждою. – Так у нас бывают воровства – одежд, поясов, обуви и другого кое-чего. Хорошо ли это? Это ли рабы Христовы? Это ли чуждые мира? Это ли не земного, но небесного ищущие наследия? Это ли именуемые святыми и благословенными, и почетные поклоны принимающие от людей? Таково-то ваше тщание, ваше преуспеяние, ваше совершенствование? – Это впрочем далеко не общий грех; и не дивитесь, если я от похвал перехожу к укорам: для одних одно, а для других другое произносится слово. – И это если и было, то отныне да не будет, – прошу, молю, повелеваю, угрожаю. Если кто после сего внушения сделает что такое, чужд да будет Церкви Христовой, если раскаянием и исповедью не умилостивит Бога. Но и пред сим кравший не иначе уврачеваться может, как признанием и обнаружением своего греха. Как некогда похищение и скрытие некоторых вещей довело Ахара до Побиения его камнями (Нав. 7, 21. 25): так плененного сею страстью и не признающегося побиют камни невидимые; посему да восстанет падший и да живет о Господе.

3. Вот и мясопуст. Не обращайте же мыслей своих к тому, чем иной раз осуечались, и не уподобляйтесь тем, кои питают себя, будто на день заколения. Кто чреву порабощен, для того чрево – бог и слава в студе его (Флп. 3, 19). Возьми кого-нибудь из таковых и посмотри, каков он по душе и телу. – Это ли желательно, скажи мне? Это ли достойно подражания? – Конечно нет; напротив достойно всякого отвращения и презрения. Ты же, довольствуйся скромным удовлетворением потребности питания, без мяса и вина. Не тело заботься наполнять, а душу преисполнять плодами Духа Святого – миром, любовью, надеждою, верою, молитвою, псалмопением, стихословием, послушанием, смирением, бдением, ранним пробуждением, незлобием, простотою, чистыми помышлениями, сокрушением, очистительными слезами, – и это да будет у тебя всегдашним заговением.

 

1) Как на мне долг – всегда воодушевлять вас на брань: так на вас – всегда стоять во всеоружии духовном и бороться. – 2) Жаловаться, что борьба долго длится, не уместно; приводятся примеры борцов и советуется мужаться. – 3) Не страшитесь привидений: небоязненность и молитва – лучшие средства против них. [2, 13]

1. Неотложно необходимо мне всегда простирать слово утешения и увещания к вам, трудящимся до утомления в деле Божием, в вашем блаженном и многотрудном послушании. если б ваш подвиг и ваше борение с обходами супостата пресекалось в какое-либо опредленное время; пресекалось бы и мое вам утешение и увещание. Но как те никогда не престают и ни днем ни ночью не дают покоя, то, по всей справедливости, и на мне лежит долг соразмерно с тем привносить в души и утешение, и воз6уждение, и обнадежение, придавая вам силы, бодренности и рвения к истреблению невидимых против вас ополчений. Воину, как знаете, всегда должно действовать по-воински, и строго держаться всего, что требуется сим званием. Почему и вам, истинным воинам Христовым, должно всегда смотреть, в порядке ли оружия ваши, имеет ли каждый из вас меч послушания, броню веры, шлем упования спасения, щит смирения, лук молитвы, и все другое, потребное в воинствовании нашем духовном. Не так прекрасно и изумления достойно видеть плотского воина в своем всеоружии, сколько воина Христова, имеющего все сказанное. Посему, чада мои, вооружайтесь, ограждайтесь, стройтесь, воюйте, и побеждайте борющего вас диавола, и не дивитесь ничему случающемуся с вами, ни тому, что удары получаете и устреления, ни тому, что поскользаетесь и падаете; только скорее вставайте.

2. Иные досадуют, изумляются, или даже в отчаяние впадают, что их тиранит или срамная похоть, или серчание, или хула, или зависть, или переменчивость, или другое что подобное. Я же напротив удивляюсь им самим. Скажи мне, брате, или так без трудов и бедствований, без борений и побед ожидаешь ты получить себе венцы? – Но говорит: "Я имею уже столько и столько лет, сколько раз говел, исповедался и причащался, показал то и то, преизобиловал слезами и воздыханиями, был полезен и братиям, жившим со мной, в немощи их." Увы какая мудрость?! Скажи-ка ты мне, сколько лет имеешь в брани? три, пять, десять? Но блаженная Амма Сарра сорок лет доблестно боролась с демоном блуда, и мужественно перенесла сие. Смею помянуть об Авве Пахоме, и о том, что сам себя обнажил в Церкви, и о другом, кого подкрепил Авва Аполлос. Да и зачем мне приводить бесчисленные примеры, с какими подвигами и борениями искренние борцы выходили победителями, один так, другой иначе, но нигде огорчения, нигде малодушие, нигде потери мужества, пока не возмогали в немощах своих, мановением свыше отрывая нападки вражеские. Мы же, малодушные малодушно, беспечно и необученно говорим и делаем. – Я напоминаю об этом для того, чтоб возникнуть нам от упадка духа и стать бодренно и неподвижно, в уповании на Бога, поя каждый в себе: аще ополчится на мя полк, но убоится сердце мое: аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3).

3. Не бойтесь страхований и страшилищ, какие иногда демон производит мечтательно ночью, показывая то или другое, преобразуясь и видоизменяясь, как вздумает; бывает, что он звук издает, и по имени зовет, вид льва принимает. Но ты смело уязви его небоязненностью, и увидишь, что он как прах разлетится. Если покажется он тебе высоким, равно с кровлею, и великим, обратись к молитве и, подобно великому Антонию, увидишь, как его не станет. Пусть покажется он идущим на тебя и нападающим, или жилище твое потрясающим и валящим на тебя, не страшись, и все пройдет, как самое мечтание. Случается же это с теми, кои подвергаются сему, от того что они боятся страха, где нет страха (Пс. 13, 5). Внимайте же и не устрашайтесь того, что совсем нестрашно. Пусть паче от вас устрашается наводящий страхи, силою вашей упования на Бога и молитвы к Нему.

1) Весна настала: блюдитесь, советую воздерживаться от вина, не есть досыта, и в город ходя быть осторожными, и оттуда не заносить в обитель мирских речей. – 2) Кстати замечается о ходящих в огород, и требующих овощей против правила. [2, 14]

1. Стойте твердо и неподвижно в уповании на Бога, и расторгши многосплетенные козни диавольские, будьте выше страстей, попирая сласти и похотения плоти, девство же и чистоту ограждая и душевно и телесно. Видите, теперь время весеннее, в которое всякое одушевленное естество подвигается к живорождению. Сообразуясь с этим надо нам установлять сон свой и пищу. Добро, говорит Апостол, не ясти мяс, ниже пити вина, ни о немже брат твой соблазняется (Рим. 14, 21). Говорю и я, братия мои, советовательно, а не узаконительно, честных ради душ ваших, и притом не больным из вас, а здоровым: хорошо не пить вина, особенно вам юнейшие; потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему сластей, для чего вводить нам в себя еще и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. пьющий воду облекается в одежду умиления. – И относительно пищи тоже советую вам, чада. Бегайте бессловесного пресыщения и всегдашнего насыщения вдоволь, от коих – семена блуда и содомства; но так употребляйте пищу и питие, – при всех других осторожностях, – чтоб начальствовать над сластями, а не быть у них под началом, чтоб властвовать над плотью, а не быть во власти ее. Наилучший порядок в отношениях души и тела и есть тот, чтоб низшее не насиловало высшего. Относительно выходов из обители, твердо держитесь правила – не вносить в обитель мирских бесед могущих смущать братий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.