Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирующие годы




 

Самость _- предшественница ДУШИ. Вещество души не может стать душой, пока оно не подверглось трансформации, которая позволит ему осуществить сращение экзистенциальной и эссенциальной природ человеческой тотальности. Для этого должен быть осуществлен эффективный контакт между различными мирами Самости от Материального мира до Мира XXIV - мира Истинной Самости, где Сущность и Существование уравновешиваются[92]. Развитие Самостей - это временной процесс и он требует времени. Нормально он продолжается с рождения до возмужания и рассматривается, как следует из заголовка, как формирующие годы.[93]

Вместе с формированием Семейства Самостей осуществляется развитие телесных функций (15.39.4.2) и приобретение знания, опыта и навыков, необходимых для взаимодействия с миром, внешним по отношению к веществу души и телесному организму.

Теперь мы должны обратиться к наиболее важному для нас вопросу - к Воле. Воля пребывает в Персональной Индивидуальности, но поскольку ей недостает интегрального проводника и скоординированных инструментов, Воля не может проявить свою полную власть (авторитет) в пределах Тотальности. Так как Воля не может оставаться праздной, она проецирует себя в различные субтотальности в пределах Целого. Так возникает ряд подчиненных более или менее независимых "воль". В результате это приводит к "множественности" "я", являющейся характеристикой обычного человека.[94]

Есть два пути объяснения того, как единая Воля может действовать так, как если бы имела место множественность. Первый - это предположить, что Единство может быть разбито или раздроблено так, что каждая фрагментарная воля есть воспроизведение Целого. Другой путь - допустить, что Единая Воля, не теряя своего единства, может проецировать себя во множество отдельных центров, каждый из которых в результате этого обладает некоторой степенью независимого "авторитета". Вероятно, истина кроется в некоторой комбинации этих допущений, и человек - как Тотальность - репродуцирует акт самоограничения, посредством которого Высшая Воля проецирует свою свободу в Творение.[95]

Персональная Индивидуальность входит в человеческую Тотальность в момент зачатия и "делает человека Образом Божьим". Совершая это, Персональная Индивидуальность наделяет человека атрибутом Индивидуализированной Воли, не ограниченной условиями Существования. Персональная Индивидуальность дана, однако, человеку лишь как возможность.[96] Для того, чтобы стать реальной, индивидуальная Воля должна не только обрести проводник и инструменты, но также осознать самое себя, свою собственную природу и свой источник, прежде чем она сможет выполнить свое Предназначение.[97] Подобно тому, как Творение осуществляется путем разделения и смешивания, самотворчество человека требует, чтобы его единая воля и недифференцированная масса вещества души была сначала разделена на отдельные части таким образом, чтобы каждая часть смогла развить требуемые свойства, прежде чем они смогут слиться, являя Совершенного Человека, руководимого единой Индивидуальностью.

Процесс разделения начинается вместе с рождением, когда вещество души получает первый опыт различения между "внутренним" и "внешним". Мы можем наблюдать у новорожденных детей звуки, жесты и проявления, выказывающие осознание эссенциальной реальности, а также другие жесты, звуки и проявления, продуцированные состояниями физического организма - такими как голод, боль, удовлетворение. Вскоре к последним прибавляются реакции на чувственные восприятия. Затем приходит узнавание различий во внешнем мире: пища и не-пища, мать и не-мать. Таким образом, почти с рождения имеет место фундаментальное разделение Воли. Часть ее используется для внешних проявлений и дробится на различные стимулы и реакции. Другая часть Воли остается внутри, за пределами осознания их со временем формирует "высшее бессознательное", или сверхсознательную самость.[98]

Первое и самое безотлагательное требование, связанное с физическим телом при вхождении в Существование, - это способность адаптации к условиям материального мира. Первые четыре года в основном затрачиваются на развитие функций, необходимых для такой адаптации. Это касается инстинктивного и двигательного центров и включает координацию чувственных восприятий, моторных навыков, использования языка, распознавания материальных объектов и оперирование ими.

Благодаря этим способностям и навыкам в веществе души начинает оформляться Материальная Самость, призванная обеспечить человеку власть в материальном мире. Тесная связь между Материальной Самостью и материальным миром почти всегда служит причиной ослабления этого звена связи между веществом души и Персональной Индивидуальностью. Этим объясняется тот факт, что у маленьких детей можно наблюдать странное детское сочетание беспомощности и властности, позволяющие сказать: "В некоторых вещах они младенцы, но в другом они то же самое, что и мы, или, пожалуй, вне возраста вообще". Такие проявления прекращаются, когда Семейство Самостей обретает все необходимое с внешним миром. Воля рассеивается в веществе души на преходящие и связанные между собой импульсы. Нет ни устойчивого внимания ни стабильного интереса - лишь рудиментарное чувство "Я".

Поэтому в поведении детей много обманчивого. Некоторые проявления интеллекта и предвидения у ребенка принимаются взрослыми за признаки мыслительного процесса зрелого человека. Сильные реакции ошибочно рассматриваются как эмоциональные состояния. Все эти заблуждения - результат флюктуации состояний сознания, которые даже более заметны у маленьких детей, чем в более позднем возрасте. Мгновенное освобождение сознательной энергии Е4 вызывает порой функциональную активность, несмотря на неразвитость соответствующих инструментов. Это можно объяснить организующей силой сознательной энергии, которая продуцирует из чувствительности (Е5) временные структуры, порождающие удивительные эффекты, вслед за чем эти структуры снова растворяются в общей массе вещества души.

Между четвертым и пятым годами жизни (раньше у девочек, чем у мальчиков) проявляет себя Реагирующая Самость с параллельным развитием Эмоционального Центра. Это отмечает новую стадию в ослаблении контакта Персональной Индивидуальности с веществом души. Различие Сущности и Существования вырождается в дуализм нравится - не нравится, удовольствия - отвращения, одобрения - неодобрения и всех других форм " да - нет". Заметно усиление Личности. Реакции ребенка уже не так спонтанны или инстинктивны, теперь они все более и более "собираются" от окружающей среды.

Развитие Реагирующей Самости протекает во всех случаях очень различно. У некоторых детей Реагирующая Самость выражает себя слабо и чувствительность остается привязанной к Материальной Самости. Такое положение дел может сохраниться на протяжении всего формирующего периода, результатом чего будет личность, полностью отождествленная о материальным миром и не чувствительная к более тонким градациям опыта. У других детей Реагирующая Самость развивается быстро и занимает центральное место, являясь главным источником почти всех мотиваций. Обычно люди с развитой Реагирующей Самостью принадлежат к "эмоциональным типам", но это отнюдь не обязательно. Преобладающей функцией людей Реагирующей Самости может стать инстинкт (оправдывающие себя, ленивые люди), моторность (активные типы о преувеличенной автоматической преданностью, доминируемые своим "приятно - неприятно", но со слабым истинным чувствованием) или интеллектуальность (педанты, любящие спорить и придающие чрезмерное значение тому, чтобы быть правыми или все знать).

Поскольку развитие самостей зависит от опыта, особая ответственность ложится на учителей: они должны обеспечить условия, исключающие влияния, которые могли бы привести к фиксации в ребенке одной из низших самостей. Чрезмерная привязанность к материальным объектам и физическим ощущениям - факторы, усиливающие Материальную Самость - должна уравновешиваться эмоциональными стимулами, особенно в плане доверия ребенка к людям и уверенности в том, что его любят. Тенденция же к гипертрофии Реагирующей Самости должна быть снята правильно отрегулированной жизнью и твердой дисциплиной, налагаемой мягко и справедливо.

Годы от четырех до семи знаменуют значительный шаг в личностной коммуникации с окружением. У детей наблюдается не только интенсивный интерес к использованию языка (обычно - чрезмерная разговорчивость), но и растет осознание реальности людей как обладающих переживаниями, сходными с их собственными. Это указывает на структурирование вещества души таким образом, чтобы стали возможны рефлексия и самосознание. Сны, включая дневные видения, фантазирование, сказки - все это симптомы пробуждения Семейства Самостей в веществе души.

Главная потребность в возрасте от семи до двенадцати состоит в том, в безопасности, то есть в утверждении своего места в мире. Это можно приписать к наличию в веществе души звеньев связи с Предназначением - эссенциальным паттерном человеческой Тотальности. Так как понимание Судьбы пока еще невозможно, а контакт с Персональной Индивидуальностью мог стать очень слабым, ребенок вне себя ищет уверенности, что у него есть много места в мире. Ошибки в коммуникации между родителями и детьми в этом возрасте могут иметь печальные последствия. С нарушением коммуникации приходит потеря доверия, а с потерей доверия Самость впадает в изоляцию и поведением начинает почти полностью управлять Личность.

Годы от девяти до двенадцати-четырнадцати представляют особую важность, так как в этот период обычно развивается Разделенная Самость. Разделенная Самость характеризуется "высшей" и "низшей" частями, которые соответствуют эссенциальным и экзистенциальным влияниям, действующим на человека. После фазы, когда поведение определялось реакциями, не имевшими морального качества, наступает фаза "хорошего" в противоположность "плохому" поведения, о отчетливым моральным оттенком. Начинает проявляться чувство ответственности, но всегда почти есть препятствие со стороны реагирующих и материальных характеристик.

Годы от семи до полового созревания представляют важность в плане развития функциональных сил. Многие автоматические навыки (речь, чтение, письмо, арифметика и физические навыки различного вида) приобретаются легко простой процедурой повторения и стимулирования.

В целом начальная стадия образования должна преследовать следующие цели:

 

1. Простота коммуникации, доверительность и в отношениях.

2. Поведение базируется на восприятии правильного и неправильного, то есть на гармоничном развитии Разделенной Самости.

3. Полное развитие сил, связанных с двигательным и эмоциональным центрами.

4. Знания и навыки, которые могут быть усвоены с помощью развития тех сил, которые не требуют интеллектуального центра, который еще слабо дифференцирован.

 

Тенденцией большинства систем образования является переоценка элемента "научения" в начальном образовании и пренебрежение развитием функциональных сил. Великие реформаторы образования XIX столетия, от Песталоцци до Дьюи, понимали важность адаптации образования к естественным стадиям развития, и они считали, что акцент следует ставить на равновесии трех основных групп функции: ощущения, чувствования, и мысли. Однако до сих пор упускается из виду важность развития функциональных способностей ума, а не его содержания только. Выучивается множество второстепенных фактов, в то время как их легко можно узнать при необходимости; и такая перегрузка чувствительности идет в ущерб развитию сил, которые, будучи правильно освоены и скоординированы, позволили бы успешно выполнять широчайший диапазон деятельности. Усилия реформаторов образования, направленные к достижению большего равновесия, оказываются тщетными из-за общественной рутины с ее требованиями экзаменов, оценок, классификаций - всего, что базируется лишь на знании и определенных навыков и не учитывают глубоких реальностей детской природы.

Теперь мы подходим к первому великому кульминационному пункту человеческого жизненного цикла: возрасту полового созревания. Это должно было бы быть временем рождения Истиной Человеческой Самости, когда в веществе души разделяются чувствительность и осознание (15.39.5.2.). Вследствие тенденции недооценивать возможности внутрипсихического развития (когда вещество души находится лишь в процессе организации) под давлением внешних "образовательных" процедур, большинство мальчиков и девочек достигают периода полового созревания с гипертрофированной личностью, в то время как Семейство Самостей почти не сформировано. Это является причиной поражающей незрелости подростков в современных индустриальных обществах по сравнению с их сверстниками в традиционных азиатских общинах. С точки зрения Материальной Самости ситуация оказывается выгодной, поскольку имеет место ускоренное развитие внешних сил, направленных на овладение материальным миром. Но в настоящее время (седьмое десятилетие двадцатого века) это связано с серьезными) опасностями. Быстрые технологические сдвиги нашего столетия настолько повлияли на производительность, что успех в овладении материальными ситуациями теперь значительно менее важен, чем способность людей иметь дело с социальными проблемами. Мир нуждается в значительном увеличении пропорции людей, обладающих сильной высшей Самостью, и все усилия в образовании следует направить прежде всего на достижение этой цели.

Критическим периодом для роста высших частей Семейства Самостей являются семь лет после полового созревания. В настоящее время система образования нацелена на приобретение навыков, которые можно проверить с помощью экзаменов, служащих средством отбора для последующей карьеры. Отдельные честные попытки деятелей образования изменить центр тяжести в пользу большего развития более высоких функциональных способностей теряют из-за инерции общества, в котором все еще преобладают Материальные Самости.

Разница между действующей практикой и тем, что желательно и возможно, будет яснее, если мы установим некоторые требования к идеальному образованию, основывающемуся на шести элементах Человеческой Тотальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.