Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII. Малоформализованные методы психодиагностики

Читайте также:
  1. I. Оптические методы анализа
  2. I. Специальные методы.
  3. III. Методы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров
  4. IV. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ) МЕТОДЫ АНАЛИЗА
  5. IV. Методы.
  6. V. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.
  7. V1: Топологические параметры и методы расчета электрических цепей.
  8. VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики.
  9. VIII. Адмирал
  10. VIII. ВЫДЕРЖКА И ЗАКОНЧЕННОСТЬ
  11. VIII. ВЫДЕРЖКА И ЗАКОНЧЕННОСТЬ
  12. VIII. ЗНАЧЕНИЕ МАШИН В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ



В-четвертых, необходимость наличия тестовых норм для данного теста (т.е. репрезентативные средние показатели по данному тесту, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития).

Во-вторых, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, исключающих их различное толкование.

- В-третьих, ограниченное время выполнения тестовых заданий (общее время выполнения заданий на один тест не должно превышать полутора-двух часов).

Относительная "простота" тестирования таит в себе возможность совершить ошибки, снижающие достоверность полученной информации. В целях повышения достоверности информации, получаемой в результате тестирования, кроме требований, предъявляемых к нормам теста необходимо соблюдать следующие правила проведения тестирования, обработки данных и интерпретации его результатов:

- Прежде чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или на другом человеке. Это позволит избежать ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

- Важно позаботиться о том, чтобы испытуемые перед началом выполнения тестовых заданий хорошо поняли их и сопровождающую инструкцию.

- Обследование проводить только при хорошем самочувствии и настроении испытуемых. Поэтому тестирование лучше планировать на утренние часы, не следует допускать лиц после тяжелой работы (если психолог не преследует цели изучить ее влияние на состояние человека), нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.

- Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно и не оказывали друг на друга никакого влияния.

- Не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения.

- Нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста.

- Во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому;

- Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации его результатов, позволяющая избежать ошибок.

Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержание, характер стимульного материала, характер действий испытуемых по решению тестовых задач. Выбор конкретного теста зависит от цели исследования, квалификации психолога и материально-технической обеспеченности проводимой работы.



1.1. По форме проведения тесты могут быть:

- индивидуальными (тестирование проводится с одним испытуемым) и групповыми (с несколькими испытуемыми).

1.2. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемому:

- бланковые - материал представлен в виде различных бланков: схем, рисунков, таблиц, опросников и т.п.;

- аппаратурные - для предъявления и обработки результатов тестирования, а также фиксации результатов используются специальные технические средства (например, аудио- и видеотехника),

- компьютерные - тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ.

1.3. По характеру действий испытуемых:

- предметные - задания теста требуют совершения предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане;

- вербальные - деятельность испытуемого осуществляется в словесно-логической форме, а задания направлены на оперирование словами (определение понятий, умозаключения, сравнение объема и т.п.);

- невербальные (образные) - материал представлен в виде чертежей, картинок, графических изображений, упражнения с которыми требуют активного использования воображения, мысленных преобразований образов.

1.4. По содержаниютесты могут быть выделены в несколько групп:

а)Тесты интеллектапредназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие. Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики. Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд-Бине. Коллективом сотрудников Психологического института РАО в нашей стране разработан тест ШТУР (школьный тест умственного развития) и АСТУР, для абитуриентов и старшекласников.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на cпециальном бланке предлагаетcя уcтановить указанные инструкцией логические отношения клаcсификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста.

Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т. п. Например, в задачах тестов действия для верного решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач по нему выводитcя "коэффициент интеллектуальности" (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Среднее значение IQ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах 15).

Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с тем, насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста, насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста и может ли он эти действия произвольно актуализировать. Наконец, насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста.

Таким образом, результаты тестирования выявляют не умcтвенный потенциал иcпытуемого, а те особенноcти его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом.

Это обстоятельство послужило основанием для того, что бы называть результаты получаемые при применении тестов "тестовым", или "психометрическим" интеллектом.

Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его "тестовым" интеллектом привели к тому, что некоторые тестологи ввели понятие "несправедливых" тестов. Эта "несправедливость" наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда используются тесты, разработанные для общности с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности.

Вообще, тесты, "свободные от культуры", создать нельзя. По существу, "тестовый'' интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием которого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.

б) Тесты достиженийпредназначены для того, чтобы оценить в какой степени испытуемый владеет конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности, в той или иной сфере познания (например, по определенному разделу учебной дисциплины). Тесты достижений являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Отличие тестов достижений от других тестов (интеллекта, способностей) состоит в следующем:

- с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, выявляют наличие пробелов в знаниях;

- они диагностируют прошлый опыт и не претендуют на прогнозирование выбора для индивида определенной профессии, профиля обучения;

- результаты, показанные испытуемым в ходе ответов на задания теста достижений трудно соотнести с определенным уровнем развития каких-либо способностей (т.е. определить, за счет чего показан высокий результат - за счет хорошей памяти или высокого уровня мышления).

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам.

При составлении заданий теста достижений необходимо соблюдать следующие правила:

- задания теста должны составляться с учетом равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.п.;

- тест не должен быть перегружен второстепенными терминами;

- задания теста и ответы на них должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно.

Наряду с тестами учебных достижений широко используются тесты профессиональных достижений. Они применяются:

- во-первых, для измерения эффективности профессионального обучения или тренировок;

- во-вторых, для отбора персонала на более ответственные должности;

- в-третьих, для определения уровня квалификации персонала на предмет соответствия занимаемым постам.

Известны три формы тестов профессиональных достижений:

- Тесты действия. В данных тестах требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности. Тест имеет отдельные нормативы для мастеров высокой квалификации и для начинающих работников.

- Письменные тесты. Представляют собой сериювопросов, которые предъявляются на бланках и направлены на проверку специальных знаний, уровня осведомленности, информированности.

- Устные тесты. Представляют серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний и задаются в форме интервью.

в) Тесты способностей направлены на выявление определенных групп качеств, которые в качестве профессионально важных определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности. Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные (рассмотренные выше), то здесь речь пойдет только о специальных.

Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

В этой связи различают тесты способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные - математические, художественные и др. способности).

- Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и пр. Для выполнения подавляющего большинства тестов требуется специальная аппаратура и приспособление.

- Сенсорные тесты предназначены для изучения и оценки характеристик восприятия: острота слуха и зрения, различительная светочувствительность, цветоразличение, дифференциальная высота, тембр, громкость звуков и др.

- Технические тесты направлены на выявление особенностей человека, позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием (например, способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, находить различия, оперировать зрительными образами).

- Профессионализированные тесты позволяют оценивать способности, необходимые для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические и др.).

г) Личностные тесты предназначены для оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки. Сюда относятся тесты мотивации, темперамента, характера, эмоционального склада.

е) Групповые тестыприменяются при диагностике групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы "давления" группы на ее членов и др.

2. Проективные техники- методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Проекция - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде "личностных смыслов" или "значимых переживаний".

Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Различают несколько групп проективных методик.

- Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;

- Методики конструирования: МАР, тест мира и его разнообразные модификации;

- Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;

- Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга;

- Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др.;

- Методики катарсиса: психодрама, проективная игра;

- Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.

3. Опрос. Под опросом понимается метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе. Метод опроса используется в психологии в двух основных формах: анкетирования и беседы (интервью).

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.п. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличии от других видов опроса он способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет изменять соответственно ход опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных вариантов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободный опрос проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Стандартизированный опрос проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос.

Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов составляет, как правило, 10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собственное мнение.

Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В психологии разработан ряд правил составления вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Одно из основных предполагает, что вопросы анкеты должны быть доступны для понимания. Анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут. При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и статистическая обработка полученных данных.

Открытые вопросы - когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биографической анкеты. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику испытуемого, откровенные самостоятельные ответы.

4. Метод эксперимента.Эксперимент - это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуктивно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Основная задача эксперимента, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Особенностями эксперимента являются:

- психолог может сам варьировать и изменять условия протекания эксперимента;

- возможность попеременного включения (исключения) отдельных условий.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный экспериментпротекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью лабораторного эксперимента является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость данных снижает искусственность создаваемых ситуаций, не вполне моделирующих реальную жизнь.

Естественный эксперимент сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий проведения. Воздействие психолога на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности или поведения.

Формирующий эксперимент - это метод исследования психологических особенностей человека в условиях специально организованного экспериментального процесса. В ходе эксперимента, на основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития реализуется гипотетическая модель условий и характера формирования важнейших способностей личности. Результаты эксперимента позволяют подтвердить либо отвергнуть разработанную модель.

5. Приборные психофизиологические методики позволяют с помощью специальных приборов регистрировать диагностически значимые показатели (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.). Это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики и чаще всего он применяется для диагностики функционального состояния человека.

 

К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают:

- гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

- возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

- высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

- стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков необходимо отметить следующее:

- субъективизм диагностических суждений;

- сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

- значительные временные затраты на их проведение;

- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

1. Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается - целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления.

Объектом наблюдения являются:

- отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия

- большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;

д) сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения - лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа возможными задачами наблюдения могут быть:

- предварительная ориентировка в объекте;

- выдвижение рабочих гипотез и их проверка;

- уточнение результатов, полученных с помощью других методов;

- иллюстрация концептуальных положений.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

- оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;

- оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;

- важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;

- в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Ситуации наблюдения должны выбираться с таким расчетом, чтобы изучаемое свойство в них проявлялось наиболее полно. Под единицами (признаками) наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения. Например, для определения тревожности у школьников при ответе на экзамене такими единицами могут быть: речевая запинка, мышечный тремор, покраснение или побледнение лица. Причем, каждому из этих признаков могут приписываться различные баллы, характеризующие их значимость для выявления и оценки интересующего психического свойства.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) Карточка наблюдения - предназначена для регистрации первичных признаков наблюдения в строго формализованном виде и, как правило, в закодированном виде (например, "трм" - тремор, "взм" - вазомоторика, "зпк" - запинка). В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) Протокол наблюдения - предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) Дневник наблюдения - предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Преимуществами методами наблюдения являются:

- непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;

- оперативность получения информации;

- объективность и конкретность данных;

- более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;

- возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);

- снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;

- возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков следует отнести:

- сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;

- перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;

- возможность утомления исследователя вследствие монотонии;

- влияние на исследователя наблюдаемых им лиц;

- трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;

- значительные затраты времени;

- ошибки личностного и психологического происхождения:

а) "гало-эффект", основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в "черно-белых красках";

б) "эффект снисхождения", который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;

в) "ошибка центральной тенденции", которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;

г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека ("любезность"= "добродушие");

д) "ошибка контраста", т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

е) стереотипы "первого впечатления" профессионального, этнического, возрастного планов (например имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц - представителей этих же категорий).

Виды наблюдения. Существует несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное, регулярности проведения - систематическое и случайное. Данные виды наблюдения наглядно представлены в таблице.

Таблица 1.

Основания различий видов наблюдения Особенности
Позиция наблюдателя - Наблюдатель не вступает в общение с наблюдаемыми людьми (невключенное наблюдение); - Участник-наблюдатель включается в действия наблюдаемых полностью, открыто (включенное открытое наблюдение); - Естественный участник наблюдатель включается в действия наблюдаемых инкогнито; - Самонаблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний (самонаблюдение);
Уровень стандартизации процедур - Запрограммированное - с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения с применением карточек (контролируемое наблюдение); - Незапрограммированное - без строгого выделения фиксируемых признаков, регистрация которых производится в свободной форме (неконтролируемое наблюдение);
Требования к обстановке наблюдения - Лабораторное - со строго заданными параметрами наблюдаемой ситуации; - Полевое - естественное, не ограниченное условиями наблюдение ситуации;
Регламентированность времени наблюдения - Систематическое - со строго определенной регулярностью регистрации признаков; - Случайное - не предусмотренная программой фиксация фактов.

 

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение.

При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (например преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (например, совместное с наблюдателем выполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

2. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

2. По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты ( ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ? Выделим главные из них:

- изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

- изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

- изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он прежде всего на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Hеобходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует , как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Образец гибкого следования письменной речи за меняющейся во Франции обстановкой можно найти у Е. В.Тарле. Он приводит наблюдение над спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период Ста дней). Первая публикация: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан", вторая - "Людоед идет к Граcсу", третья - "Узурпатор вошел в Гренобль", четвертая - "Бонапарт взял Лион", пятая - "Наполеон приближается к Фонтенбло", шестая - "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже".

Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними - слова.

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.

3. Биографический метод.Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являютсяофициальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.

 

Хронология События, факты Характеристика Оценка периода
       
       
       

 

Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

- определение индивидуальных фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов в каждой фазе;

- выявление связей между фазами индивидуального развития.

3. Индивидуальная беседаявляется более "психологичной" формой опроса. В отличие от классического интервью она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

- четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

- непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

- исключение каких-либо записей во время беседы;

- позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

4. Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит рефлексивной природы человеческой психики, т.е. способности человека наблюдать проявления собственных психических состояний и явлений сознания. Интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов - различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

5. Метод эмпатического слушания основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании психологом (диагностом) тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Основные правила, способствующие установлению тесного психологического контакта:

- близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками;

- контакт глаз;

- полная поглощенность собеседником ("центрированность" на нем);

- эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого.

 

Таким образом, рассмотренные нами методы психодиагностики при условии их комплексного применения и высокой квалификации психодиагноста способны обеспечить предоставление довольно полной информации о личности испытуемого (группе), что является необходимым условием для определения дальнейшей работы с ним.

 





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.102.26
Генерация страницы за: 0.039 сек.