Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. 2 Станиславский имел в виду возвращение театра в Москву в октябре 1923 г., так как гастроли театра за границей были первоначально разрешены на один сезон




2 Станиславский имел в виду возвращение театра в Москву в октябре 1923 г., так как гастроли театра за границей были первоначально разрешены на один сезон. Позднее решением Советского правительства поездка была продлена еще на год, на сезон 1923/24 г.

3 "Каин" Байрона намечался к постановке в МХТ еще в 1907 г. (Л. М. Леонидов -- Каин, В. И. Качалов -- Люцифер). Тогда мистерия Байрона была запрещена к представлению цензурой. В 1920 г., когда она была поставлена Станиславским, Качалов был за границей. Позднее спектакль не был возобновлен.

4 В. М. Волькенштейн в своей книге "Станиславский" (М., издательство "Шиповник", 1922) недооценивал значение деятельности Вл. И. Немировича-Данченко в Художественном театре и недостаточно объективно осветил взаимоотношения Станиславского и Немировича-Данченко на протяжении их почти 25-летней совместной творческой работы.

5 Преподавание ритмики в школе МХТ было поручено В. С. Алексееву, брату К. С. Станиславского. С. М. Волконский вел в студиях и школе МХТ занятия по "художественному слову".

6 Немирович-Данченко в это время находился на отдыхе в Висбадене.

7 Чествование А. И. Южина в связи с сорокалетием со дня первого выступления на сцене Малого театра (30 августа ст. стиля 1882 г. в роли Чацкого) состоялось 18 сентября 1922 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР присвоил А. И. Южину звание народного артиста республики. С приветствием от Художественного театра выступил Вл. И. Немирович-Данченко. А. И. Южин был избран почетным членом Художественного театра.

8 Первая студия Художественного театра с 23 июня по сентябрь 1922 г. находилась в заграничной гастрольной поездке (Рига -- Ревель -- Варшава -- Краков -- Львов -- Прага -- Берлин -- Висбаден). Вторая студия была на гастролях в Тифлисе.

 

Печатается по тексту, опубликованному в книге: Т. Л. Щепкина-Куперник, О М. Н. Ермоловой, М.--Л., ВТО, 1940, стр. 172--173.

Дата устанавливается по содержанию письма, в связи с днем отъезда Станиславского на гастроли за границу.

1 Гликерия Николаевна -- Федотова.

 

31*

Дата устанавливается по репертуару гастрольных спектаклей МХАТ в Берлине.

1 Труппа Художественного театра ехала в Берлин от Петрограда до Штеттина морем. К. С. Станиславский и М. П. Лилина с сыном, дочерью и внучкой, старейшая актриса театра Е. М. Раевская и секретарь дирекции О. С. Бокшанская ехали по железной дороге, через Себеж -- Ригу.

2 Гремиславский Иван Яковлевич (1886--1954) -- художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, заведующий постановочной частью МХАТ.

3 26 сентября трагедией "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого начались гастроли Художественного театра в Берлине. Здесь были даны также спектакли: "Вишневый сад", "Три сестры" А. П. Чехова и "На дне" М. Горького.

4 Трушников Сергей Александрович -- заведующий хозяйственной частью Художественного театра с 1903 по 1931 г.

5 Коган Мария Борисовна -- друг многих артистов МХАТ старшего поколения. С 1917 г. жила за границей, где и умерла.

6 К. О. -- Комическая опера, первоначальное название Музыкальной студии МХАТ.

7 Федор Николаевич -- Михальский, с 1918 г. -- инспектор МХТ, позднее -- главный администратор и помощник директора МХАТ; ныне директор Музея МХАТ.

 

32*

Подпись отсутствует в оригинале письма.

1 Речь идет о возможности возвращения в Художественный театр актрисы M. H. Германовой, которая в 1919 г. выехала на гастроли с так называемой "качаловской группой" (см. примеч. 2 к письму No 37) и осталась за границей.

2 Между окончанием гастролей театра в Берлине и началом гастролей в Праге был десятидневный перерыв. Станиславский решил использовать свободное от спектаклей время на завершение подготовки вторых исполнителей на каждую роль гастрольного репертуара. В результате проведенной им работы 14 ноября в спектакле "Вишневый сад" Гаева играл В. И. Качалов, 16 ноября "Три сестры" шли с Л. М. Кореневой -- Ириной, 17 ноября в спектакле "Царь Федор Иоаннович" В. И. Качалов играл Федора, К. С. Станиславский -- князя Ивана Петровича Шуйского и В. Н. Пашенная -- царицу Ирину.

3 Спектакли "На дне" и "Царь Федор Иоаннович" в театре-цирке Рейнгардта не состоялись.

 

33*

1 4 декабря 1922 г. французский театральный и общественный деятель, директор Театра Елисейских полей Жак Эберто организовал заседание, на котором видные представители французского театра хотели познакомить собравшихся с деятельностью МХАТ перед началом его гастролей в Париже. Заседание вылилось в торжественное чествование Художественного театра и К. С. Станиславского. Присутствовавшая на заседании труппа МХАТ была представлена публике.

Жак Эберто, приветствуя К. С. Станиславского, сказал, что на его долю выпала честь оказать гостеприимство лучшему театру мира. Знаменитый актер и режиссер, реформатор французского театра Андре Антуан назвал себя не только последователем, но и учеником Станиславского. Он говорил о кризисе французского театра, о том, что для передовых театральных деятелей Франции, стремящихся к созданию новых ценностей в искусстве, творчество Станиславского всегда являлось маяком.

"Я вас не знаю, я никогда не видел вас на сцене, -- обратился к К. С. Станиславскому другой выдающийся деятель французского искусства, основатель театра "Старая голубятня" Жак Копо,-- но я убежден, что мне ведомы тайны вашего искусства. Для этого достаточно взглянуть на вас. Вы не сказали еще ни одного слова, не сделали ни одного движения, но вас уже любят. Такова могущественная сила обаяния, что таится в вас. Мы следуем вам в вашей работе, ибо идея театра искренности, красоты, внутренней правды близка нам, понятна всем....Вы приблизите нас к душе вашего народа, которую мы хотим еще более понять и оценить...".

К. С. Станиславский выступил с ответной речью на французском языке. "Мы пришли не учить, -- сказал он, -- а показать результаты двадцатичетырехлетней нашей работы с моим другом Вл. И. Немировичем-Данченко. В продолжение двадцати лет я ежегодно посещаю Париж. Посещаю театры. "Комеди Франсэз", "Одеон", "Жимназ" были моими первыми учителями, и я их приветствую".

 

34*

Текст написан на почтовой открытке с изображением парохода "Мажестик", на котором 27 декабря труппа Художественного театра выехала на гастроли в Америку.

1 24 декабря в Париже после окончания гастрольных спектаклей был дан концерт, который прошел с огромным успехом. В программу концерта были включены комедия И. С. Тургенева "Провинциалка" с участием М. П. Лилиной, К. С. Станиславского, В. Ф. Грибунина и сцены из спектакля "Братья Карамазовы", которые исполняли В. И. Качалов, И. М. Москвин, Л. М. Коренева и Б. Г. Добронравов.

Гастроли Художественного театра в Европе, закончившиеся в Париже (первый сезон), имели огромное художественное и общественное значение. В Берлине, Праге, Загребе, Париже спектакли сопровождались чествованиями театра и восторженными отзывами печати.

"Ансамбль Художественного театра,-- писал Люнье-По в газете "Пари-Журналь",-- поражает своей цельностью. Совершенство ансамбля достигнуто ценой суровой дисциплины, которой каждый член коллектива Художественного театра подчиняется во имя веры в общее дело".

Много восторженных отзывов прессы посвящено Станиславскому. Известный французский критик Анри Биду писал о нем: "Он довел сценическое искусство до совершенства и тонкости, которые не достигнуты нигде в свете, и спектакли, которые он дает, самые прекрасные" (см. статью "Художественный театр в Париже", "Известия", 30 декабря 1922 г.). См. также воспоминания К. С. Станиславского о путешествии в Европу и Америку (Собр. соч., т. 6, стр. 120--200) и статьи: О. С. Бокшанская, Из переписки с Вл. И. Немировичем-Данченко, и Н. В. Минц, О влиянии Художественного театра на мировое театральное искусство ("Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 487--615).

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Впервые опубликовано в "Ежегоднике МХТ" за 1943 г. в статье О. С. Бокшанской как письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко (оно предназначалось ему в числе других лиц). Датируется по содержанию (отъезд труппы МХАТ из Европы в Америку и упоминание первого спектакля МХАТ в Нью-Йорке, состоявшегося 8 января 1923 г.).

Письмо адресовано М. П. Лилиной и другим членам семьи К. С. Станиславского, которые жили в это время в санатории на юге Германии.

1 Игорь -- сын К. С. Станиславского И. К. Алексеев; Зина -- сестра К. С. Станиславского З. С. Соколова; Владимир Иванович -- Немирович-Данченко.

2 Леонид Давыдович -- Леонидов, импрессарио.

3 Многие артисты Художественного театра выехали на гастроли за границу с семьями.

Наши дети -- дети артистов театра Л. Н. Булгакова и А. К. Тарасовой. Далее упоминается "Фаина маленькая" -- дочь Ф. В. Шевченко.

4 Гест Семен Львович, брат американского антрепренера Мориса Геста, сопровождал Художественный театр по Европе и в пути в Америку.

5 В. Н. Пашенная, артистка Малого театра, вместе со своим мужем В. Ф. Грибуниным выехала с Художественным театром в Западную Европу и Америку и принимала участие в спектаклях МХАТ.

6 О встрече с французским психотерапевтом Эмилем Куэ Станиславский писал в своих воспоминаниях о гастрольной поездке Художественного театра в Европу и Америку в 1922--1923 гг. (см. Собр. соч., т. 6, стр. 172).

В 1928 г. в переводе на русский язык вышла книга Эмиля Куэ "Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения".

7 Григорьева-Николаева Мария Петровна (1869--1941) -- актриса МХАТ с основания театра и заведующая костюмерной (до 1925 г.). Заслуженная артистка РСФСР.

8 Бертенсон Сергей Львович (р. 1885) -- секретарь дирекции, заведовал труппой МХАТ; работал в театре с 1918 г. С 1928 г. живет в Америке.

9 Балиев Никита Федорович -- артист МХТ с 1906 по 1912 г. Приобрел известность главным образом созданием популярного артистического кабаре, а затем и самостоятельного театра миниатюр под названием "Летучая мышь". С 1920 г. жил за границей, где и умер в 1936 г.

10 Кан Отто -- американский капиталист, субсидировавший антрепренера Мориса Геста во время гастролей Художественного театра в Америке.

11 Кока -- Николай Владимирович Алексеев, племянник К. С. Станиславского; с 1914 г. жил за границей.

12 Маруся -- М. П. Лилина.

13 Григорьев Борис Дмитриевич -- художник, автор книг "Рассея" (1917), "Visages de Russie" (Париж, 1923), где имеются зарисовки артистов МХАТ в ролях. С 1922 г. живет за границей.

 

36*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив Четвертой студии МХАТ).

1 Станиславский поздравляет коллектив с открытием студии, состоявшимся в декабре 1922 г.

 

37*

Дата устанавливается по фразе: "Начали 6-ую неделю ("Вишневый сад")".

1 К. С. Станиславский вспоминает свою встречу с Вл. И. Немировичем-Данченко в ресторане гостиницы "Славянский базар" 22 июля 1897 г., когда ими было принято решение об открытии Московского Художественного театра.

2 Имеется в виду гастрольная поездка части труппы Художественного театра во главе с В. И. Качаловым и О. Л. Книппер-Чеховой. Выехав в июне 1919 г. на гастроли в Харьков, эта группа артистов оказалась отрезанной от Советской России деникинской армией. Объехав ряд городов юга России, "качаловская группа" выехала за границу и вернулась в Советский Союз в мае 1922 г. В репертуаре этой группы были спектакли: "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня" (В. И. Качалов -- Астров), "На дне", "Братья Карамазовы", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гамлет", "Потоп" Бергера, "Осенние скрипки" Сургучева, "У врат царства" и "У жизни в лапах" Гамсуна.

Имея в репертуаре такое большое количество пьес, группа в трудных условиях военного времени далеко не всегда могла довести восстановленные для гастролей спектакли до их первоначального художественного уровня на сцене МХТ. Но "качаловская группа" была первым театральным коллективом, который приехал за границу из молодой Советской России, и этот факт сам по себе обеспечивал группе политические симпатии демократических слоев европейской публики. Спектакли в Праге, Берлине, Копенгагене и других городах проходили с огромным успехом.

Высказанное здесь мнение Станиславского о "качаловской группе" перекликается с отзывом немецкого критика Альфреда Керра, который в своей статье писал: "Это не гастроли МХТ, а лишь гастроли артистов МХТ. Эти русские, вернувшиеся по истечении почти 16 лет, дают нечто великолепное. И все же тот, кто видел лишь эту труппу, не получит представления о полной ценности Станиславского... Этот ансамбль не стоит и четвертой части тогдашнего... Они дают великолепные остатки великолепий. Лучшие отсутствуют, лучший отсутствует" (Альфред Керр, Художественники в Берлине, "Театральное обозрение", 1921, No 10).

3 Гастроли Первой студии Художественного театра за границей с участием М. А. Чехова состоялись летом 1922 г. Студия играла в Риге, Ревеле, Варшаве, Кракове, Львове, Праге и Берлине. В репертуаре были: "Сверчок на печи" Диккенса, "Потоп" Бергера, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Гибель "Надежды" Гейерманса и "Эрик XIV" Стриндберга.

4 "Принцесса Турандот" Карло Гоцци была поставлена в Третьей студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым (премьера -- 27 февраля 1922 г.). Художник И. И. Нивинский, музыка Н. И. Сизова и А. Д. Козловского.

Третья студия МХАТ выезжала с этим спектаклем на гастроли за границу в 1923 г. (Ревель, Стокгольм, Гетеборг иБерлин). Гастроли прошли с большим успехом.

6 Warfild --Уорфилд Дэвид (1866--1951), известный американский актер. Роль Шейлока исполнял с 1922 г.

"Варфильд -- лучший из виденных когда-либо мною Шейлоков. Он настоящий русский актер. Он живет, а не действует, и в этом мы видим сущность художественной актерской игры,-- говорил К. С. Станиславский в беседе об Америке с журналистом Хеллингером.-- Варфильд, по-видимому, великолепно владеет тем психофизическим аппаратом, который называется человеческим телом и который находится в распоряжении актера для того, чтобы выражать его мысли и эмоции. Варфильд погружается в самую глубину страстей действующего лица и вскрывает его душу. Трудно сказать, какая сцена мне понравилась больше, но меня особенно поразил тот момент, когда Шейлок уходит на поиски дочери. Я забыл, что это игра" (см. журн. "Зрелища", 7--14 мая 1923 г. "Станиславский об Америке" -- интервью Станиславского журналисту Хеллингеру).

Беласко Дэвид (1859--1931) -- актер, режиссер, видный театральный деятель США. В 1910 г. основал в Нью-Йорке "Театр Беласко".

6 "Барримор (Гамлет) ближе к передаче Шекспира, нежели Варфильд сего новым реализмом,-- говорил Станиславский в той же беседе с Хеллингером.-- Ведь во времена Шекспира исполнение его произведений, несомненно, носило более искусственный, внешний характер. В игре Барримора чувствуется напряженность, он чувствует роль и овладел многими духовными сторонами ее, но мне кажется, что он злоупотребляет своей нервной силой. Сохранить ее на протяжении всей пьесы почти невозможно. Человеческий организм выдерживает лишь определенный расход нервной энергии, и Барримор должен быть сдержаннее, если желает сохранить себя как актер. При внимательном изучении роли, несомненно, всегда отыщутся места, где красота ланий и спокойствие роли будут достаточны, чтобы произвести должное впечатление. Таким образом актер сохраняет свою нервную силу для тех моментов, когда она необходима". Лучшая сцена у Барримора в "Гамлете", по мнению Станиславского,-- диалог Гамлета с матерью ("Зрелища", 7--14 мая 1923 г.).

7 "Пер Гюнт" Г. Ибсена был поставлен в Нью-Йорке Ф. Ф. Комиссаржевским в 1923 г. Роль Пер Гюнта исполнял известный немецкий актер Йозеф Шильдкраут (р. 1895), который с 1921 г. играл в различных театрах США.

8 Елена Константиновна -- Малиновская (см. комментарий к письму No 1).

9 Возможно, имеется в виду, в частности, статья Эм. Бескина в газете "Известия" от 3 декабря 1922 г. "Сдвиги" и "вехи" Художественного театра", которая была послана К. С. Станиславскому в Америку. Статья дает изложение ответов Вл. И. Немировича-Данченко на вопросы Эм. Бескина о том, "монолитен ли МХАТ в своей текущей повседневной плановой работе, в единстве осознания современности". Так как ответы Немировича-Данченко перекликаются с мыслями, высказанными Станиславским в данном и предыдущем письмах, приводим их здесь в выдержках:

"Конечно, полного единства, тождества в оценке и восприятии "нового бытия" в громадном, пестром и по возрастному составу и по темпераменту коллективе Художественного театра нет и не может быть,-- сказал Вл. И. Немирович-Данченко.-- Среди группировок Художественного театра есть и более замкнутые в академических традициях, готовые еще оправдать и право на репертуарную актуальность Чехова, и достаточную "свежесть" "На всякого мудреца довольно простоты", и всю, непоколебимость "исторического курса" Художественного театра".

На вопрос о труппе МХАТ, находящейся на гастролях за границей, о том, "каково восприятие "рая", не оказалась ли поездка "целительной", Вл. И. Немирович-Данченко отвечал: "Первые письма были полны описаний "успеха", почти триумфальной встречи, застилавшей многое из того, что прояснилось потом. В дальнейших письмах К. С. Станиславского уже звучат другие "нотки", уже фигурирует: "среди эмигрантов много гнили" и т. п. Особенно интересно его признание: "Чехова уже нельзя играть".

"Может быть, и можно,-- добавляет Вл. И. Немирович-Данченко,-- но не так...".

Статья Бескина заканчивается словами: "Что-то покажет МХАТ по возвращении из-за границы?"

10 То есть в Народном комиссариате финансов.

11 Начали 6-ую неделю ("Вишневый сад") -- по контракту с антрепренером М. Гестом каждый спектакль Художественного театра в Нью-Йорке шел целую неделю подряд. Так, например, в первую неделю гастролей в Нью-Йорке шел "Царь Федор", во вторую неделю -- "На дне".

 

38*

Письмо к В. С. Алексееву и З. С. Соколовой печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой -- дочери З. С. Соколовой.

1 Здесь и далее речь идет об Оперной студии Большого театра, которой руководил К. С. Станиславский. З. С. Соколова и В. С. Алексеев были режиссерами и педагогами студии.

2 Зилоти Александр Ильич (1863--1945) -- пианист, дирижер, педагог. С 1919 г. жил за границей.

Коутс Альберт Карлович (1882--1953) -- дирижер б. Мариинского театра. После 1917 г. жил за границей. Приезжал на гастроли в СССР.

3 Оперная студия была на бюджете Большого театра. При рассмотрении бюджета Большого театра с целью сокращения и покрытия его больших расходов Наркомпросом изымались суммы из бюджета других академических театров. В Большом театре неоднократно ставился вопрос о прекращении ассигнований на Оперную студию. Опасения Станиславского могли быть основательными.

4 Морозов Савва Тимофеевич (1862--1905) -- крупный фабрикант. Пайщик МХТ и один из его директоров. Оказывал театру существенную материальную и организационную помощь. На свои средства построил для МХТ здание в Камергерском переулке.

5 Очевидно, в типографии газеты "Нью-Йорк Таймс".

 

39*

 

Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой. Датируется в связи с переездом труппы Художественного театра из Америки в Европу на летний отдых. День отплытия из Нью-Йорка -- 7 июня.

1 Первая из этих книг -- "Моя жизнь в искусстве". Она вышла в Бостоне в 1924 г. на английском языке ("Му life in art", Boston, 1924). См. предисловие Станиславского к первому изданию "Моей жизни в искусстве", Собр. соч., т. 1, стр. 3--4.

"Система" в романе. -- Станиславский предполагал назвать эту книгу "Педагогическим романом". Она не была завершена. Главы из "Педагогического романа" опубликованы в 4-м томе Собр. соч.

2 Гастроли Художественного театра в Англии не состоялись.

3 Речь идет о переносе студийных спектаклей Оперной студии Большого театра "Евгений Онегин" и "Вертер" на сцену Нового театра (ныне помещение Центрального Детского театра).

4 Зембрих Марчелла (Марцелина Коханская) (1858--1935) -- польская певица, колоратурное сопрано. Выступала с концертами в Европе и Америке. Неоднократно гастролировала в России.

 

 

Печатается по подлиннику из личного архива В. И. Качалова.

1 В. И. Качалов готовил роль доктора Штокмана в пьесе Г. Ибсена "Враг народа" ("Доктор Штокман") во второй заграничный сезон и впервые сыграл ее 3 декабря 1923 г. во время гастрольной поездки по Америке.

Отвечая Станиславскому, Качалов писал: "...Когда я думал о Штокмане, до того как я перечитал пьесу, и когда вспоминал Ваше исполнение, мне казалось, что Вы даете замечательный, но совсем не ибсеновский образ Штокмана и что, может быть, мне удастся, ближе держась автора, больше да него опираясь, нащупать какой-то образ более ибсеновского Штокмана, пускай не идущий ни в какое сравнение -- по увлекательности и трогательности -- с Вашим Штокманом, но имеющий хоть тот смысл и оправдание, что он по крайней мере будет более верным и близким автору, и уже этим одним представляющий для меня интересную и даже волнительную задачу. Когда же теперь я перечитал пьесу, эта иллюзия исчезла, потому что я увидел ясно и понял, до какой степени Ваш Штокман -- самый верный, самый подлинный ибсеновский Штокман. Ибсен написал все то, что Вы сыграли. Вы дали плоть и кровь всему тому, что было у автора в душе. Можно найти какую-нибудь другую внешнюю характерность (думается, все-таки какую-то родственную Вашей), но по существу, по душевным элементам, никакого иного Штокмана, кроме Вашего, нет и быть не может". (Полный текст письма см. в "Ежегоднике МХТ" за 1948 г., т. II.)

 

41*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Екатерина Павловна -- Пешкова, жена А. М. Горького.

 

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата определяется по помете О. С. Бокшанской; месяц уточнен по времени пребывания К. С. Станиславского в Фрейбурге и по календарю -- суббота приходится на 30 июня.

О. С. Бокшанская печатала под диктовку Станиславского текст книги "Моя жизнь в искусстве" для американского издания. Работа эта была начата еще в Америке и продолжалась в пути из Америки в Европу. Письмом от 30 июня Станиславский приглашал Бокшанскую для завершения работы в г. Фрейбург (Германия), где он с семьей отдыхал в санатории после первого заграничного сезона.

Подробный рассказ о работе Станиславского над книгой "Моя жизнь в искусстве" для американского издания см. в статье О. С. Бокшанской "Из переписки с Вл. И. Немировичем-Данченко", "Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 584.

 

1 Театральный критик и журналист А. А. Кайранский принимал участие в выпуске книги К. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве" в США.

2 Лев Григорьевич -- Членов, врач. Жил в Берлине.

 

43*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Написано перед началом репетиций в Варене, где предстояло приготовить репертуар второго сезона заграничных гастролей МХАТ.

Гремиславский Иван Яковлевич (1886--1954) -- работал в МХТ с 1912 г. С 1922 г. заведовал Художественно-постановочной частью МХАТ. Театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Руководил постановочным факультетом Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ.

 

1 Ответ на письмо И. Я. Гремиславского от 18 июля 1923 г., к которому были приложены рисунки декораций к трем пьесам, возобновляемым на гастролях: "У жизни в лапах", "Хозяйка гостиницы" и "Иванов". И. Я. Гремиславский находился в это время в Берлине.

2 "Лапы жизни" -- "У жизни в лапах", пьеса К. Гамсуна. Художественный руководитель постановки -- Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры Вл. И. Немирович-Данченко и К. А. Марджанов, художник В. А. Симов, музыка И. А. Саца. Премьера спектакля состоялась 28 февраля 1911 г.

3 "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") -- комедия К. Гольдони. Постановка К. С. Станиславского, режиссер и художник спектакля А. Н. Бенуа (премьера 3 марта 1914 г.). "Хозяйка гостиницы" была одним из тех спектаклей, в которых К. С. Станиславский совместно с А. Н. Бенуа последовательно утверждал принципы сценического реализма в постановке западноевропейской "высокой комедии". Декорации, костюмы и бутафория, выполненные по эскизам Бенуа, помогали Станиславскому в его борьбе со штампами и рутиной, нередко искажавшими на сцене драматургический стиль таких авторов, как Гольдони или Мольер. Поэтому Станиславский придавал особое значение предельно тщательному возобновлению спектакля за границей.

4 "Было очень трудно совместить пропорции Бенуа с требованиями американской сцены, -- писал Гремиславский, -- быстрые перемены и, главное,-- каждый сгиб стены не должен превышать 5 футов, т. е. 1,5 метра. Страшно интересуюсь Вашим впечатлением и указаниями к "Трактирщице". Бесспорно, это самая ответственная работа, так как имя Бенуа очень обязывает, а документов никаких, кроме памяти".

5 Для второй картины Гремиславский предлагал вниманию Станиславского рисунок, где "карнизы и пилястры, и альков, и картины на задней стене -- писаные".

6 По поводу пятой картины Гремиславский писал: "V д. Здесь, а Москве, было, кажется, четыре амбразуры, но приходится погрешить и сделать только три, иначе получается громадный пролет сзади справа и нельзя хорошо осветить задник, негде поставить фонари. Было ли еще что из обстановки -- не помню".

7 А. Л. Вишневский играл в "Хозяйке гостиницы" роль графа д'Альбафиорита.

8 "Иванов" -- драма в четырех действиях А. П. Чехова. Режиссер Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов. Первый спектакль -- 19 октября 1904 г., возобновление -- 12 ноября 1918 г.

 

44*

 

Письмо послано в Берлин в ответ на письмо Вс. Э. Мейерхольда.

"...Нет ли у Вас в Москву каких поручений? Исполню с удовольствием,-- писал Вс. Э. Мейерхольд. -- Повторяю: очень и очень хочу с Вами повидаться. Расскажу Вам про "Лизистрату" в Вашем театре (т. е. в Музыкальной студии, дававшей свои спектакли в помещении МХАТ. -- Ред.), а Вы мне про американские театры" (Музей МХАТ, архив КС).

 

45*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Кроме упоминаемых Станиславским пьес, которые репетировались в Варене и Париже, в репертуар гастролей была включена еще "Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина (постановка 1914 г.).

Спектакль "Братья Карамазовы" по роману Ф. М. Достоевского был возобновлен не полностью. В Москве этот спектакль, поставленный в 1910 г. Вл. И. Немировичем-Данченко и В. В. Лужским, шел в два вечера, а во время заграничной поездки -- в один вечер. Были возобновлены: картины 1-я и 2-я ("Контроверза. За коньячком. Сладострастники"); 3-я ("Обе вместе"); 14-я ("В Мокром"); 18-я ("Третье и последнее свидание со Смердяковым"); 19-я ("Чорт. Кошмар Ивана Федоровича") и 20-я ("Судебная ошибка. Внезапная катастрофа").

2 В. С. Алексеев прислал Станиславскому режиссерский план постановки оперы "Майская ночь" Н. А. Римского-Корсакова.

3"Vita brève" -- "Жизнь коротка" (другое название: "Миг жизни"), опера М. де Фалья, была подготовлена в 1923 г. в Оперной студии им. К. С. Станиславского (музыкальный руководитель Н. С. Голованов, режиссер Б. М. Сушкевич), но из-за отсутствия средств не была перенесена на сцену. В музее МХАТ сохранились режиссерские заметки Станиславского к этой опере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.