Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 9 страница




2 Письмо-приветствие к столетию б. Александрийского театра (ныне Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина), оцененное здесь Станиславским с характерной для него чрезмерной самокритичностью, на самом деле содержит в себе ценные и глубокие мысли. Станиславский пишет о жестоком кризисе, переживаемом сценическим искусством на Западе, и в связи с этим отмечает особое значение 100-летнего юбилея одного из лучших русских театров. Он говорит о связи прошлого с настоящим в искусстве Александрийского театра и о задачах очищения и пересмотра старых традиций и завоеваний. Он видит долг театра -- в обогащении "искусства пролетарской страны" "новой породой артистов".

Письмо-приветствие напечатано в 6-м томе Собр. соч., стр. 313.

3 Л. М. Леонидов писал Станиславскому 2 сентября: "...Хорошо бы не называть тройку "советом", совет советует, а не решает... Тройки никак не называть, просто Качалову, Леонидову, Москвину во время отсутствия K. С. и Вл. И. -- передается вся полнота власти" (подлинник в Музее МХАТ, архив КС).

4 В следующем письме Станиславский поясняет: "Говоря о Книппер, я подразумевал "Без вины виноватые" Островского".

6 Роль прокурора Антипатра Захаровича в "Мертвых душах" репетировал и играл Н. А. Подгорный. Ввод Н. П. Хмелева на эту роль не состоялся. Вторым исполнителем роли прокурора был M. M. Яншин.

 

1 Леонидов писал Станиславскому 18 сентября: "Письмо -- лучшее из "всего, что было на юбилее. Читала его Книппер. И действительно, замечательное письмо. Произвело впечатление" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Леонидов сообщал Станиславскому о заседании "тройки" с участием И. Я. Судакова. На заседании "тройки" был уточнен репертуар, над которым театр предполагал работать в сезон 1932/33 г.

3 МХАТ предполагал ставить пьесу А. Н. Толстого "Патент No 119".

4 Пьеса Н. Р. Эрдмана "Самоубийца" репетировалась в МХАТ в 1931--1932 гг. Режиссерами спектакля были В. Г. Сахновский и Б. А. Мордвинов. Постановка осталась неосуществленной.

5 Возобновление спектакля "У жизни в лапах" К. Гамсуна состоялось 11 мая 1933 г. Главные роли по-прежнему играли О. Л. Книппер-Чехова и В. И. Качалов.

6 Оба руководителя МХАТ считали артистические данные В. И. Качалова исключительно интересными для роли Тартюфа. Тем не менее план постановки "Тартюфа" с Качаловым, неоднократно возникавший в театре, так и остался неосуществленным.

7 "Столпы общества" Г. Ибсена шли в МХТ в 1903 г. с К. С. Станиславским в роли Берника, после чего спектакль не возобновлялся, хотя в 1941 г. пьеса вновь была включена в репертуарный план театра.

8 Саша -- Александра Михайловна Толстая, жена И. К. Алексеева.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве А. М. Горького.

1 В ознаменование сорокалетия литературно-художественной и общественной деятельности А. М. Горького постановлением Президиума ЦИК СССР от 17 сентября 1932 г. МХАТ СССР было присвоено имя М. Горького.

 

255*

Письма к Б. Ю. Чернявскому печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Чернявский Борис Юрьевич был заместителем директора Оперного театра имени К. С. Станиславского с 1932 по 1936 г.

1 М. С. Гольдину неоднократно приглашали перейти в Большой театр.

Ал. Влад. -- Александр Владимирович Богданович.

2 Вернувшись в конце 1930 г. из-за границы, Станиславский наметил репертуарный план Оперного театра. В план были включены оперы "Кармен", "Псковитянка", "Риголетто", "Каменный гость", "Севильский цирюльник", "Мадам Беттерфляй" и ряд других.

В сезон 1932/33 г. в театре одновременно репетировалось четыре оперы: "Золотой петушок", "Кармен", "Псковитянка", "Севильский цирюльник".

3 Премьера спектакля "Золотой петушок" состоялась 4 мая 1932 г.

4 Андр. Серг. -- Андрей Сергеевич Бубнов, в то время нарком просвещения РСФСР. М. П. Аркадьев был тогда заведующим сектором искусств Наркомпроса; М. С. Эпштейн -- заместителем наркома просвещения РСФСР.

5 Павел Иванович -- Новицкий. В тот период работал в секторе искусств Наркомпроса.

6 Станиславский всегда резко осуждал гастрольные выступления театров в случайной обстановке и без необходимых аксессуаров, обеспечивающих высокий художественный уровень спектаклей. В данном случае он возражал против исполнения оперы "Тайный брак" в ширмах и под рояль.

7 Ответ на предложение Б. Ю. Чернявского, о реорганизации студии при Оперном театре. "Студия,-- писал Чернявский,-- должна существовать... Кадры необходимо готовить и на самом производстве, т. е. в театре и в студии... В студии нет учебного плана, обучение оторвано от производства. Требования студии превалируют над интересами театра, которые иногда и игнорируются".

8 Моцартовский зал (одно из больших фойе театра) использовался иногда для концертных выступлений артистов Оперного театра им. К. С. Станиславского.

9 В письме от 14 сентября 1932 г. Б. Ю. Чернявский просил Станиславского приобрести партитуры, пять клавиров, хоровые и оркестровые партии последней части Девятой симфонии Бетховена, намеченной к исполнению на вечере в дни Октябрьских торжеств.

 

256*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в музее МХАТ (архив КС).

Успенский Сергей Петрович (1896--1955) -- помощник режиссера МХАТ с 1928 г.

 

257*

Печатается по машинописной копии с личной правкой К. С. Станиславского, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Последний абзац -- автограф. Копия подписана Станиславским. Дата устанавливается предположительно по первой фразе и общему смыслу письма.

1 Пьеса "Слуга двух господ" К. Гольдони была приготовлена в сезон: 1932/33 г. вне плана группой молодых актеров МХАТ. Режиссером спектакля был И. Я. Судаков, художником -- И. Я. Гремиславский.

2 Спектакль "Слуга двух господ" на сцене Художественного театра не шел. Он был доработан, и после этого его играли с разрешения дирекции МХАТ в районных клубах.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Машинопись; текст от слов: "Крепко жму Вашу руку" и подпись -- автограф.

1 Болезнь помешала К. С. Станиславскому осуществить постановку пьесы "Егор Булычов и другие". Состоялись только его беседы о пьесе с исполнителем главной роли Л. М. Леонидовым (что нашло косвенное отражение в записной книжке Леонидова) и с художником К. Ф. Юоном. Спектакль был поставлен в МХАТ В. Г. Сахновским под руководством Вл. И. Немировича-Данченко. Он был впервые показан 6 февраля 1934 г.

 

259*

Печатается по черновой рукописи, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Письмо написано медсестрой Л. Д. Духовской под диктовку Станиславского. Его рукой в текст внесены поправки и добавления. Датируется в связи с 70-летием со дня рождения Станиславского.

 

260*

Печатается по подлиннику из личного архива М. С. Гольдиной.

17 января 1933 г. К. С. Станиславскому исполнилось 70 лет. В связи с этой датой правительство наградило его орденом Трудового Красного Знамени. На имя Станиславского поступило множество писем и телеграмм от друзей, театров, общественных организаций и деятелей искусств как Советского Союза, так и зарубежных стран. В настоящем томе публикуется небольшая часть ответных писем Станиславского.

 

261*

Печатается по копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Керженцев Платон Михайлович (1881--1940) -- видный деятель советской культуры. Автор многих статей и книг по вопросам театра и литературы. В 1933 г. был председателем Всесоюзного радиокомитета, в 1936--1938 гг. -- председателем Комитета по делам искусств при СНК СССР,

 

262*

Печатается по подлиннику из личного архива Н. В. Тихомировой.

Тихомирова Нина Васильевна -- заслуженная артистка РСФСР, в МХАТ с 1924 г.

H. В. Тихомирова пришла поздравить К. С. Станиславского с 70-летием. Она вспоминает, что разговор с Константином Сергеевичем вскоре превратился в репетицию сцен из "Трех сестер" (Н. В. Тихомирова играла Ольгу в первом акте "Трех сестер" в торжественном юбилейном спектакле МХАТ 29 октября 1928 г.). Прощаясь со Станиславским, Н. В. Тихомирова попросила его написать ей несколько слов на память об этой необычайной и прекрасной репетиции. Он оторвал клочок бумаги, в которую были завернуты кем-то преподнесенные цветы, и написал на нем эти строки.

 

263*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

264*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 В газете "Советское искусство" 14 января 1933 г. была напечатана статья В. И. Качалова "Ни одного седого волоса".

В этой статье В. И. Качалов писал: "...Когда я думаю о таланте Станиславского, я упорно вспоминаю Маяковского, который говорит о себе -- молодом:

 

"У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

иду -- красивый,

двадцатидвухлетний".

 

Для меня в этих строках Маяковского,-- продолжает В. И. Качалов,-- точнейший, вернейший портрет таланта Станиславского". (Статья перепечатана полностью в кн. "В. И. Качалов", М., "Искусство", 1954.)

 

265*

Печатается по копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

266*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 ...знаменитый политический клоун. -- Очевидно речь идет о Лазаренко Виталии Ефимовиче (1890--1939), заслуженном артисте РСФСР, мастере сатирической клоунады. В дореволюционные годы Лазаренко создал острые злободневные номера, обличавшие реакционность, тупость, продажность царских чиновников. В советское время сотрудничал с В. В. Маяковским, Д. Бедным, В. И. Лебедевым-Кумачом, создавая яркосатирический, политически насыщенный репертуар.

2 Танти-Бедини (ум. 1908) -- знаменитый клоун-сатирик.

 

267*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Валдаев Степан Евгеньевич (ум. 1942) -- портной-одевальщик. В Художественном театре работал с 1900 по 1919 г. и с 1926 по 1942 г. Отношение Станиславского к этому скромному, доброму и исключительно преданному искусству человеку разделяли все актеры МХАТ.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

269*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Первое представление пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" состоялось 17 января 1904 г.

Роль Гаева в пьесе "Вишневый сад" принадлежала к лучшим сценическим созданиям К. С. Станиславского и исполнялась им в течение 24 лет. Последний раз Станиславский исполнял эту роль 6 июля 1928 г. во время гастролей МХАТ в Ленинграде.

2 Названные К. С. Станиславским актеры -- юбиляры спектакля "Вишневый сад" -- исполняли в нем роли: И. М. Москвин -- Епиходова, Л. М. Леонидов -- Лопахина, В. Ф. Грибунин -- Симеонова-Пищика, В. И. Качалов -- Трофимова, позднее -- Гаева; Н. А. Подгорный -- Трофимова, позднее -- Гаева; Л. М. Коренева -- Ани, позднее -- Вари; С, В. Халютина -- Дуняши, позднее -- Шарлотты. А. Р. Артем исполнял роль Фирса, В. В. Лужский -- Гаева, Симеонова-Пищика, Фирса; Н. Г. Александров -- Яши, Е. П. Муратова -- Шарлотты. Б. Л. Изралевский дирижировал оркестром; С. А. Мозалевский выходил в роли одного из извозчиков в IV акте.

 

270*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Членов Борис Аркадьевич -- врач.

1 Вл. И. Немирович-Данченко с июня 1931 г. по июль 1933 г. находился в двухгодичном отпуске за границей.

2 В 1933 г. здание театра б. Корша было передано МХАТ для организации Филиала Художественного театра.

3 Марии Петровне Лилиной решением правительства от 17 января 1933 г. было присвоено звание народной артистки РСФСР.

 

271*

Дата устанавливается в связи с двадцатилетием МХАТ 2-го (б. Первой студии МХТ).

 

272*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

А. В. Луначарский всегда очень высоко ценил деятельность К. С. Станиславского как художника и руководителя театра. Еще в 1920 г. он писал В. И. Ленину:

"Руководитель Художественного театра Станиславский один из самых редких людей как в моральном отношении, так и в качестве несравненного художника". (Подлинник письма, от 2 июля 1920 г., находится в архиве Института марксизма-ленинизма, ф. 461, ед. хр. 30921.)

1 Имеются в виду статьи А. В. Луначарского: "Станиславский и театр его эпохи" ("Вечерняя Москва", 15 января 1933 г.), "Станиславский, театр и революция" ("Известия", 18 января 1933 г.) и др.

а Наталия Александровна -- Луначарская-Розенель, жена А. В. Луначарского, артистка Малого театра.

 

273*

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Пискатор Эрвин (р. 1893) -- немецкий режиссер. По окончании первой мировой войны организовал "Пролетарский театр". В 1923 г. был директором "Централь-театра", осуществившего постановку "Мещан" Горького. Во время работы в "Театер ам Ноллендорфплатц" ставил обличительные антибуржуазные спектакли. В "Вальнер-театре" ставил советские пьесы. В 30-х годах "Межрабпомфильм" пригласил Пискатора для работы в кино (им был снят фильм "Восстание рыбаков" по рассказу Анны Зегерс). Работая в Москве, Пискатор руководил Международным объединением рабочих самодеятельных театров. Во время второй мировой войны уехал в США. После войны живет в Западной Германии. Среди последних работ Пискатора -- инсценировка и постановка "Войны и мира". (Подробнее о нем см. в статье Б. Рейха "Об Эрвине Пискаторе и Фридрихе Вольфе", журн. "Театр", 1959, No 10).

 

274*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 В период первых гастролей Московского Художественного театра по Западной Европе (с 10 февраля по 1 мая 1906 г.) А. Керр, известный немецкий театральный критик и публицист, в своих статьях восторженно отзывался о спектаклях театра и о К. С. Станиславском как актере и режиссере.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Ответ на поздравительное письмо А. М. Горького от 10 января 1933 г. к семидесятилетию К. С. Станиславского; оно было опубликовано в газете "Известия" 29 января 1933 г. А. М. Горький в своем письме называет Станиславского "признанным великим реформатором театрального искусства". Далее он пишет: "Вы и В. И. Немирович-Данченко создали образцовый театр, одно из крупнейших достижений русской художественной культуры; благотворное влияние Вашего театра явно и признано во всем мире....Но есть в деятельности Вашей скрытая где-то за кулисами еще работа, особенно глубоко ценимая мною и восхищающая меня: какой Вы чуткий и великий мастер в деле открытия талантов, какой искуснейший ювелир в деле воспитания и обработки их!...Почтительно кланяюсь Вам, красавец-человек, великий артист и могучий работник, воспитатель артистов".

2 Встреча К. С. Станиславского с А. М. Горьким на Капри состоялась в феврале 1911 г. Станиславский читал А. М. Горькому первоначальные варианты своего труда по системе актерского творчества.

 

276*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Государственного Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

1 Принимая решение покинуть Оперный театр имени К. С. Станиславского, У. О. Авранек писал:

"Дорогой Константин Сергеевич, не думайте, что я чем-нибудь недоволен и потому перехожу в Большой театр. Поймите, что мне идет 80-й год, и Большой театр обещает и может обеспечить мне старость в случае потери мной трудоспособности, поэтому прошу Вас не сетовать на меня и не считать меня изменником Вашему делу, так как, если понадобится Вашему театру какой бы то ни было совет, я всегда готов придти на помощь, так как уже успел к Вашему театру сердцем привязаться" (Музей МХАТ, архив КС).

 

277*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Послана в Сорренто (Италия). Подлинник не обнаружен.

 

279*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Драматический театр, открытый в Москве антрепренером Ф. А. Коршем в 1882 г., прекратил свое существование в 1932 г. В театре Корша в разные периоды играли крупнейшие актеры провинциальных, московских и петербургских театров. Однако частая смена состава труппы и отсутствие постоянной режиссуры сказывались на качестве большинства спектаклей. Нередко ставились развлекательные, внешне эффектные пьесы, лишенные художественных достоинств.

2 Упоминаемые Станиславским пьесы и инсценировки вошли в репертуар Филиала МХАТ, за исключением пьесы М. А. Булгакова "Бег", которая репетировалась в МХАТ, но не была тогда поставлена. "Воспитанница" А. Н. Островского исполнялась впоследствии группой молодых актеров МХАТ на сценах клубов и домов культуры.

Спектакли в Филиале МХАТ (театр б. Корша) начались 1 марта 1933 г. В день открытия был показан спектакль "На дне"; позднее в репертуар Филиала вошли "Дни Турбиных", "Бронепоезд 14-69" и "У врат царства". Имевшие успех на Малой сцене спектакли "Битва жизни", "Наша молодость", "Дядюшкин сон" были также перенесены на сцену Филиала МХАТ. Репертуар следующего сезона (1934/35 г.) состоял уже из одиннадцати пьес.

3 "Хозяйка гостиницы" ("Трактирщица") К. Гольдони, премьера которой состоялась в Филиале МХАТ 25 апреля 1933 г., была поставлена режиссерами Б. А. Мордвиновым и M. M. Яншиным. Художник спектакля П. П. Кончаловский. Роль Кавалера ди Рипафратта исполнял Б. Н. Ливанов, Мирандолины -- К. Н. Еланская.

4 "В людях" -- см. примеч. 3 к письму No 245.

5 Впоследствии декорации и костюмы к пьесе "Мольер" были выполнены П. В. Вильямсом.

6 См. примеч. 1 к письму No 258.

7 Пьеса А. Н. Афиногенова "Ложь" не была поставлена в Художественном театре.

8 В 1933 г. К. А. Тренев работал над пьесой "Опыт".

9 Пьеса Г. Гауптмана "Перед заходом солнца" не была поставлена на сцене МХАТ.

10 О возобновлении "У жизни в лапах" см. примеч. 5 к письму No 253.

А. П. Кторов в спектакле "У жизни в лапах" исполнял роль Блуменшена. Первым исполнителем этой роли был Л. М. Леонидов.

Одновременно с А. П. Кторовым в 1933 г. из труппы театра б. Корша были приняты в МХАТ В. Н. Попова, М. П. Болдуман, H. H. Соснин и Б. Я. Петкер.

11 Премьера спектакля "Таланты и поклонники" А. Н. Островского состоялась 14 июня 1933 г.

12 В одной из записок, посланных Станиславским В. Г. Сахновскому, говорится: "...Надо организовать ряд комиссий по Академии. Мне представляются пока следующие: 1) Хозяйственно-административно-финансовая часть. 2) Главные основы и задачи Академии. Средства и пути их осуществления. Создание кадров. 3) Психотехника (система), 4) Физкультура, пластика (в связи с психотехникой). 5) Тренинг и муштра. Создание задачника и хрестоматии. 6) История искусства... (?) не как всегда, в форме скучных лекций. Большую роль должны играть рассказы о прошлом театра и актеров. 7) История костюма -- в связи с шитьем их и ношением их. 8) Архитектура и стиль -- в связи с производством макетов. 9) История литературы? -- тоже не так, как всегда. 10) Этика, дисциплина и коллективность в работе. Принципы. 11) Производственная комиссия.

Есть еще какие-то, но сразу не вспомню". (Музей МХАТ, архив КС.)

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве А. В. Неждановой (машинопись; конец письма и подпись -- автограф).

Письмо написано в связи с тридцатилетием сценической деятельности А. В. Неждановой. Оно было прочитано И. М. Москвиным на юбилейном вечере в Большом театре 6 мая 1933 г.

 

281*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Подпись отсутствует в подлиннике.

Письмо написано к пятидесятилетию сценической деятельности и тридцатипятилетию работы в Московском Художественном театре заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Леонидовича Вишневского. На юбилейном вечере приветствие Станиславского читала О. Л. Книппер-Чехова.

1 А. Л. Вишневский начал выступать в любительских спектаклях еще до окончания гимназии. М. Т. Иванов-Козельский и В. Н. Андреев-Бурлак, посмотрев Вишневского в роли Жадова ("Доходное место" А. Н. Островского), уговорили его поступить на профессиональную сцену. Вишневский играл в Таганроге, Екатеринославе, Харькове, Одессе, Саратове и т. д. После того как он выступил в гастрольных спектаклях Г. Н. Федотовой, он был приглашен в МХТ, где прошла вся его дальнейшая артистическая жизнь.

3 К лучшим сценическим созданиям А. Л. Вишневского в МХТ относятся, помимо роли профессора Захарова в пьесе Афиногенова "Страх", Борис Годунов ("Царь Федор Иоаннович"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Кулыгин ("Три сестры"), Татарин ("На дне"), Фредриксен ("У жизни в лапах"), Председатель суда ("Воскресение").

4Звание Героя Труда было присвоено А. Л. Вишневскому правительством в связи с пятидесятилетием его артистической деятельности.

 

282*

 

Письма к Л. В. Собинову печатаются по подлинникам личного архива Н. И. Собиновой, а также по подлинникам и фотокопиям архива Л. В. Собинова, находящегося в ЦГАЛИ, ф. 864, оп. 1, ед. хр. 53.

Письмо No 282 написано к тридцатипятилетию сценической деятельности Л. В. Собинова.

1 24 мая 1933 г. Л. В. Собинов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

283*

Письмо написано из Руайа (Франция), где Станиславский находился на лечении.

1 Роль Нарокова в "Талантах и поклонниках".

2 Упражнения по проверке линии жизни человеческого тела роли Станиславский связывает с работой над ролью по схеме, т. е. по основным действенным этапам роли, направляя при этом внимание актера на линию физического действия, физического поведения. Такие упражнения Станиславский считал лучшей "настройкой" актера перед спектаклем.

На репетициях спектакля "Таланты и поклонники" Станиславский уделял много внимания упражнениям, подводящим актера к правильному сценическому самочувствию. Физические действия как один из путей, подводящих актера к верному сценическому самочувствию, занимали значительное место в этих репетициях.

3 А. К. Тарасова в спектакле "Таланты и поклонники" исполняла роль Негиной, И. М. Кудрявцев -- Мелузова, М. И. Прудкин -- Бакина, В. А. Вербицкий -- Дулебова, О. Н. Андровская -- Смельской, А. П. Зуева -- Домны Пантелевны.

 

284*

1 Премьера спектакля "Таланты и поклонники" А. Н. Островского официально состоялась 14 июня 1933 г. (художественный руководитель К. С. Станиславский, режиссер Н. Н. Литовцева, художники Н. П. Крымов и И. Я. Гремиславский). Спектакль тогда был показан только один раз. В начале нового сезона спектакль был дан 23 сентября как премьера.

2 О работе Станиславского с В. И. Качаловым над ролью Нарокова зимой 1933 г. позднее рассказывал В. Г. Сахновский: "Репетировали сцену в комнате Негиной, тот момент, когда В. И. Качалов -- Нароков приносит после спектакля венки, поднесенные ей поклонниками, а Негина еще не вернулась со своего бенефиса. Нароков торопился разместить венки и цветы так, чтобы это поразило Негину, которая войдет в свою убогую провинциальную комнату. В. И. Качалов должен был войти в дверь; на одной руке у него были венки, в другой -- букеты и стихи, переписанные на листе бумаги, перевязанном лентой....Нам казалось, что сцена эта удавалась,-- столько внутренней грации, мягкости, глубокого увлечения было в поведении В. И. Качалова, спешившего скорее все сделать в комнате Негиной и уйти незамеченным до ее приезда. Константин Сергеевич просмотрел всю эту сцену, сделал замечания и начал работать с В. И. Качаловым.

Что же это было?

Константин Сергеевич учил В. И. Качалова, как войти в дверь, как повесить венок на гвоздь, и самым искренним образом был возмущен, что В. И. Качалов делает все это "театрально". И на все его самые внимательные и искренние движения говорил только одно: "Не верю!"

...В чем же была та неправда, против которой боролся Константин Сергеевич? Он горячо волновался тем, что от любого движения и фразы В. И. Качалова веяло качаловским обаянием. Он говорил: "Нароков не такой человек, это уездный русский мечтатель 80-х годов прошлого столетия. Вы можете найти в себе такого человека. И вы должны искренне захотеть найти прекрасное и поэтическое в этом образе Островского, без красивости качаловского поведения на сцене. Ищите!" И показывал сам, как нужно ходить, вешать венки, искать гвоздь на стене, как в волнении делать это, слушая, не приближается ли экипаж, на котором подъедет Негина; как быть рассеянным и взволнованным оттого, что в этом сером русском провинциальном городишке вдруг блеснула своим талантом молодая, никому не известная актриса Негина.

Этого с увлечением добивался В. И. Качалов" ("О Станиславском", "Театр", 1957, No 4).

"Все в восторге от Качалова,-- писала Станиславскому Р. К. Таманцова,-- хотя он очень волновался, так как не было генеральной репетиции с публикой и пришлось сразу играть в таком ответственном спектакле".

3 В. Л. Ершов исполнял роль Великатова. К. С. Станиславский отвечает здесь на слова Р. К. Таманцовой: "Слабее всех прошел Ершов, которому Владимир Иванович изменил роль, а он сделал ее более сухой, бесцветной, непонятной".

4 Алексей Александрович -- Прокофьев. Ему было поручено организовать столовую для работников МХАТ.

5 На специальном совещании с участием Вл. И. Немировича-Данченко, И. М. Москвина, В. И. Качалова, В. Г. Сахновского и ряда других лиц было принято решение отметить 35-летний юбилей Художественного театра только дневным заседанием в театре, а вечером дать обычный спектакль.

6 Посылая К. С. Станиславскому распределение ролей по возобновляемому спектаклю "Синяя птица" с новыми исполнителями, Р. К. Таманцова сообщала, что режиссировать будет M. M. Яншин, который просит "разрешить пользоваться Вашим режиссерским экземпляром".

7 И. С. Вульф в спектакле "Пиквикский клуб" не была занята; вскоре она ушла из МХАТ, перейдя на работу в Театр-студию под руководством Ю. А. Завадского (ныне И. С. Вульф-Анисимова -- режиссер Театра имени Моссовета).

8 "Работа актера над собой", ч. 1.

 

285*

1 Мария Петровна -- Лилина.

2 После премьеры спектакля "Таланты и поклонники" Вл. И. Немирович-Данченко послал Станиславскому 23 сентября телеграмму: "Публика сначала была холодна. Слушала внимательно, постепенно разгоралась. Спектакль закончился большим успехом. Исполняли строго, серьезно. Задания дошли" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

3 13 октября 1933 г. состоялось двухсотое представление спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро". В телеграмме от Вл. И. Немировича-Данченко и участников спектакля, посланной Станиславскому, говорилось: "Дорогой Константин Сергеевич, поздравляем Вас с сегодняшним двухсотым спектаклем "Фигаро", своим успехом и непрерывным ростом доказывающим великолепие вложенных Вами в эту постановку мастерства и фантазии" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

4 Василий Иванович Качалов дорабатывал роль Нарокова с Вл. И. Немировичем-Данченко. Исполнителями этой роли были также В. А. Орлов к H. H. Соснин.

 

286*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по упоминанию о "черновике юбилейного, приветствия" в письме к Вл. И. Немировичу-Данченко от 20 октября 1933 г, и по почтовому штемпелю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.