КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разрешено к печати на заседании ЦКМС ПГМА 20.11.06 г
Пермь - 2007 Е.И. Самоделкин
Для студентов медицинского вуза УДК: 616-092 ББК: Р 252 Одобрено на заседании ЦМС факультета 16.10.06 г. Автор: профессор кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии Самоделкин Евгений Иванович. Рецензенты: Заведующий кафедрой патологической физиологии Уральской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, академик, профессор Ястребов Анатолий Петрович.
Заведующий кафедрой патологии Пермской государственной фармацевтической академии доктор медицинских наук, профессор Сыропятов Борис Яковлевич. Профессор кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор Елькин Иван Федорович.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Значение фундаментальной подготовки современного врача трудно переоценить. В свете новой концепции подготовки специалистов, внедряемой в рамках ныне действующего учебного плана, патофизиология является одним из важных компонентов успешной и глубокой подготовки врача. Данный курс лекций, с нашей точки зрения, отвечает указанным целям и предназначен для самостоятельной работы студентов всех факультетов. Он призван облегчить усвоение патологической физиологии и помочь студенту разобраться в сложных вопросах, знание которых необходимо любому практическому врачу. Краткий курс лекций может послужить основой для самостоятельной подготовки студентов иностранцев, для которых вообще нет специальных учебников по патофизиологии. Курс лекций посвящен вопросам общей патофизиологии, типических патологических процессов, частной патофизиологии и имеет целью восполнить недостаточное количество учебников по патологической физиологии. Автор выражает глубокую признательность за помощь в работе над курсом лекций профессору А.И. Плаксину, профессору В.Н. Каплину, академику В.А. Черешневу, профессору И.Ф. Елькину. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ (лекция N 1)
1. Патофизиология как наука и учебная дисциплина, ее предмет, задачи и методы исследования. 2. Характеристика патофизиологического эксперимента, преимущества и недостатки экспериментального метода. 3. Взаимосвязь патофизиологии с другими дисциплинами. 4. Общая нозология.
Патологическая физиология - это наука, изучающая преимущественно в эксперименте на животных общие закономерности возникновения, развития и прекращения болезни и патологических процессов у человека. Это наука о жизнедеятельности больного организма или общая патология. Предметом изучения патофизиологии являются общие закономерности, прежде всего, функционального характера на уровне клетки, органов, систем и больного организма в целом, определяющие возникновение и течение болезни, механизмы резистентности, предболезни, выздоровления и исхода болезни. Общие закономерности выводятся на основании исследования патологических процессов, состояний и патогенеза различных синдромов и заболеваний. Патологическая физиология складывалась как экспериментальная наука, однако наряду с этим развивалась и клиническая патофизиология, которая при помощи безвредных методов исследования изучала вопросы патофизиологии в клинике. Таким образом, патофизиология - наука методологическая, она учит врача наиболее общим законам развития болезни и на их основе - решению сложных ситуаций. Всякая наука должна иметь свой предмет и метод. Предмет патофизиологии - больной человек, а метод - патофизиологический эксперимент, позволяю-щий воспроизвести на животных модели болезни человека и патологических процессов и на этих моделях исследовать задачи патологической физиологии. Патологическая физиология решает 6 задач: 1) изучение проблем общей патологии - создание общего учения о болезни или общая нозология; 2) изучение причин болезни и создание общего учения о причинности в патологии - то есть законов, управляющих причинами - это общая этиология; 3) изучение общих механизмов возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов - общий патогенез (это главная задача); 4) изучение типовых патологических процессов (их около 20 в различных комбинациях) - фундамент болезни; 5) изучение общих закономерностей нарушения и восстановления деятельности отдельных физиологических систем и органов - частная патофизиология, где наиболее важным является изучение показателей недостаточности системы или органа; 6) обоснование новых методов лечения - это создание учения о принципах патогенетической терапии и на основе знаний патогенеза воздействие на механизмы развития болезни. Методы исследования: 1. Патофизиологический эксперимент на животных. 2. Патофизиологическое исследование больного человека (менее характерно). Структура патофизиологического эксперимента (острый и хрони-ческий) и его особенности. Различают 3 фазы эксперимента: 1) исследование исходного фона; 2) получение " модели " болезни и исследование ее патогенеза, механизмов болезни; 3) патогенетическая терапия (регуляция механизмов патогенеза). Преимущества экспериментального метода изучения болезни перед клиническим: а) в эксперименте (в отличие от клиники) всегда есть возможность определения исходного уровня показателей, возможность количественно оценить изменения по сравнению с исходным фоном, а в клинике врач не имеет этого; б) неограниченные возможности изучения причин - поскольку есть жесткая связь между действующим причинным фактором и развивающейся патологией (моделирование и есть изучение причины); в) в эксперименте есть возможность изучения механизмов начальных, самых ранних фаз развития заболевания, скрытых от клинического наблюдения, а ведь именно они являются пусковыми механизмами; г) поскольку в эксперименте применяются любые приемы, то имеются неограниченные возможности изучения патогенеза - самых глубинных, интимных механизмов патологии; д) эксперимент дает неограниченные возможности научного обоснования разработки новых методов лечения. В эксперименте используются различные методы: биофизические, физиологические, биохимические, морфологические, иммунологические. Используются различные виды острого эксперимента (вивисекция) и хронического (метод условных рефлексов, вживление электродов в ткани, создание фистул). Трудности и недостатки экспериментального метода: 1) выбор животного для экспериментального исследования; 2) не все болезни моделируются на животных; 3) труден перенос данных эксперимента в клинику; 4) трудно создать модель болезни; 5) этические проблемы. Клиническая патофизиология имеет свои принципиальные особенности, поскольку различные проявления опосредования биологических процессов социальными являются важнейшим звеном в жизни здорового и больного человека. Главный аппарат опосредования - это нервная и другие регулирующие системы и трудовая деятельность, что наряду с иными факторами отличает человека от животного. Патологическая физиология, как переходный мостик, связывает биологические дисциплины с клиническими. Основой патофизиологии, как науки, являются биология, нормальная физиология, биохимия. Патофизиология связана с морфологическими дисциплинами (анатомия, гистология, патанатомия), т.к. изучение функции клетки в отрыве от структуры невозможно. Тесная связь с нормальной физиологией не означает тождества. Разнообразие нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом в патологии все же не имеет "ПРООБРАЗА" этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от причины, вызвавшей заболевание, от реактивности организма и влияния внешней среды в организме создаются самые различные комбинации нарушений функции и реактивных изменений. При болезнях ряд изменений обусловлен выработанными в процессе эволюции и закрепленными наследственностью формами реагирования клеточных элементов, органов, физиологических систем в условиях патологии. Патофизиология как учебная дисциплина. При подготовке практического врача патофизиология вооружает его знанием общих законов развития болезни, общих принципов управления ею, вооружает врача правильной методологией анализа болезни и патологических процессов. Преподавание патофизиологии имеет целью научить студентов применять естествознание у постели больного, разбираться в механизме развития болезней и процессов выздоровления, опираясь на общие законы деятельности органов и систем. Таким образом, патологическая физиология вооружает врача правильным методом достижения истины кратчайшим путем и простыми методами, позволяющими быстро и экономично произвести анализ исследуемой патологии - т.е. является методологией. Преимущества патофизиологии: каждая болезнь состоит из небольшого количества патологических процессов, которые имеют общие законы развития. Поэтому думающий врач может полноценно анализировать любое заболевание, а частные детали уже не вызовут такого затруднения (например, лихорадка, воспаление везде развиваются по одним законам, переплетаются, образуют различные комбинации). Общая нозология - общее учение о болезни, важнейшими элементами которой являются: а) повреждение, б) реакция, в) патологический процесс, г) патологическое состояние, д) болезнь. Реакция - явление противодействия повреждению, направлена на устранение его и восстановление исходного состояния. Между повреждением и реакцией существует определенное соответствие: при относительно слабом повреждении уровень реакции соответствует или превосходит повреждение. При сильном повреждении уровень реакции может быть ниже. Врач судит об уровне повреждения не по самому повреждению, а по реакции на него. В случае, когда уровень реакции достаточен - это хорошо, если же недостаточен, то необходимо усилить. Виды реакции: изначально генетически сформированные защитно-приспособительные реакции (кашель, чихание, рвота) и формирующиеся на базе физиологических реакций (повышение артериального давления, повышение температуры тела) осуществляют приспособление к повреждению. Патологические реакции по механизму своему также защитно-приспособительные, но вследствие необычного количества или качества приводят к возникновению вторичного повреждения (лихорадка, гной). Есть 2 критерия, которые отличают защитно-приспособительные реакции от патологических: наличие вторичного повреждения и/или нужность организму. Патологический процесс - это сочетание явлений повреждения, защитно-приспособительных и патологических реакций. Типичный патологический процесс - закономерное сочетание составляющих его элементов при их всегда одинаковом строго последовательном включении (всегда в одинаковом порядке независимо от места локализации патологического процесса и его вида). Характерные черты патологического процесса - динамичность и фазность. Если патологический процесс остановился в какой-то точке развития - то это уже патологическое состояние (процесс без движения). Патологический процесс по структуре ближе к понятию болезнь, включает составные части, но болезнь - более сложное явление. Общебиологические признаки:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |